10 апреля 2016, 06:00,
обновлено 10 апреля 2015, 06:00
Расследование крушения Ту-154М под Смоленском

Авиакатастрофа под Смоленском: расследование причин крушения Ту-154

10 апреля 2010 года разбился самолет президента Польши Леха Качиньского. Трагедия унесла жизни 96 человек

10 апреля 2010 года в авиакатастрофе погиб президент Польши Лех Качиньский. Самолет Ту-154, выполнявший рейс из Варшавы, потерпел крушение при посадке в аэропорту Смоленска. В результате катастрофы погибли 96 человек. Расследование ЧП продолжается до сих пор.

10 апреля 2010 года пассажирский польский авиалайнер Ту-154М, следовавший специальным рейсом из Варшавы в Смоленск, потерпел крушение при заходе на посадку на аэродроме "Смоленск-Северный". Катастрофа произошла в условиях сильного тумана. Самолет опустился ниже допустимой высоты, столкнулся крылом с верхушкой березы, перевернулся и упал в 200-300 м от взлетно-посадочной полосы.

В результате крушения погибли находившиеся на борту семь членов экипажа и 89 пассажиров, среди которых были президент Польши Лех Качиньский с супругой Марией, руководитель канцелярии президента Владислав Стасяк, глава нацбанка Польши Славомир Скшипек, замминистра иностранных дел Анджей Кремер, другие высокопоставленные чиновники, почти все высшее военное командование, ряд общественных и религиозных деятелей Польши. Правительственная делегация направлялась на траурные мероприятия по случаю 70-й годовщины расстрела польских офицеров в Катынском лесу.

С 10 по 18 апреля в Польше был объявлен общенациональный траур, 12 апреля - в России. На месте крушения самолета 15 августа 2010 года была установлена мемориальная доска. 10 ноября 2010 года в Варшаве на военном кладбище Повонзки открыли памятник жертвам катастрофы.

Полномочия главы польского государства временно принял маршал сейма Бронислав Коморовский. 4 июля 2010 года его избрали президентом Польши.

В день катастрофы по распоряжению президента России Дмитрия Медведева была создана правительственная комиссия по расследованию обстоятельств происшествия во главе с премьер-министром Владимиром Путиным. Министр юстиции Польши Кшиштоф Квятковский заявил, что Польша начнет независимое расследование. Уголовные дела по факту гибели авиалайнера завели Следственный комитет РФ и Главная военная прокуратура Польши. Расследование технических обстоятельств катастрофы было возложено на совместную комиссию Межгосударственного авиационного комитета (МАК), куда вошли 25 специалистов из Польши, а также представители Министерства обороны России.

Отчет МАК

17 апреля техническая комиссия завершила работу на месте ЧП, 19 апреля были расшифрованы записи всех найденных "черных ящиков" самолета. 19 мая председатель МАК Татьяна Анодина сообщила, что техническая комиссия исключила версию теракта, взрыва, пожара или отказа авиационной техники на борту. Было установлено, что до столкновения с землей все системы самолета работали в штатном режиме, при этом в кабине кроме членов экипажа находились посторонние лица. 25 мая руководитель польской госкомиссии по расследованию авиационных происшествий сообщил, что в кабине лайнера находился главнокомандующий Воздушными силами республики генерал Анджей Бласик. 8 июня представители МАК объявили, что вторым посторонним в кабине был шеф протокола МИД Польши Мариуш Казана.

Однозначно установлено - теракта, взрыва, пожара на борту, отказов авиационной техники в полете не было. Двигатели работали вплоть до столкновения с землей
Татьяна Анодина
председатель МАК

20 октября техническая комиссия МАК передала полномочному представителю Польши отчет о расследовании катастрофы. 17 декабря премьер-министр республики Дональд Туск заявил, что в отчете допущено множество нарушений и неточностей. Польская сторона направила в МАК свои претензии.

12 января 2011 года МАК выпустил окончательный отчет по расследованию авиапроисшествия. Согласно документу, причинами крушения были ошибочные действия летчиков - решение о заходе на посадку и неуход на второй круг в метеоусловиях хуже установленного минимума, снижение ниже минимальной допустимой высоты в 100 м, игнорирование сигналов системы предупреждения об опасном сближении с поверхностью земли. По заключению экспертов летчики допустили ошибки, находясь под психологическим давлением из-за присутствия в кабине главкома Воздушных сил. Системными причинами катастрофы были названы недостатки в организации летной работы и подготовке членов экипажа при обеспечении особо важного полета.

Доклад польской стороны

29 июля 2011 года комиссия государственной авиации по расследованию авиакатастроф МВД Польши представила свой отчет по расследованию происшествия, где причиной ЧП было названо снижение ниже минимальной высоты при чрезмерной скорости в плохих метеоусловиях, а также запоздалое начало процедуры ухода на второй круг. В качестве одного из факторов, повлиявших на развитие ситуации, комиссия назвала недостаточное аэронавигационное обеспечение полета со стороны диспетчеров "Северного". В докладе отмечены недостатки в техническом обеспечении аэродрома - в частности, было выявлено нарушение работы сигнальных огней приближения.

Мы не нашли каких-либо доказательств того, что крушение стало результатом покушения на убийство
Анджей Серемет
генпрокурор Польши

9 марта 2012 года был опубликован доклад Верховной контрольной палаты Польши, во многом повторявший выводы экспертов МАК. Авторы документа установили, что с 2005 года визиты высшего польского руководства с использованием спецтранспорта Воздушных сил осуществлялись без соблюдения достаточного уровня безопасности.

10 сентября 2012 года члены польской оппозиционной партии "Закон и справедливость", создавшие парламентскую группу по расследованию причин катастрофы, выступили с версией о том, что крушение самолета под Смоленском стало следствием взрыва на борту. Позднее Главная военная прокуратура Польши опровергла выводы доклада парламентариев - следов взрывчатки на обломках самолета обнаружено не было.

Расследование обстоятельств катастрофы не завершено. Российская сторона неоднократно заявляла, что обломки лайнера, которые являются вещественными доказательствами, после завершения следствия будут возвращены польской стороне. Польским прокурорам и экспертам предоставляется доступ к самолету.

24 марта 2015 года Главная военная прокуратура Польши обвинила в причастности к катастрофе двух российских военных авиадиспетчеров: один из них был обвинен в создании ситуации непосредственной опасности в воздухе, другой - в неумышленном доведении до катастрофы в воздушном пространстве. При этом непосредственной причиной катастрофы прокуратура считает ошибки в действиях летного экипажа Ту-154М.

Кроме того, согласно выводам польских следователей, для перевозки пассажиров категории "особо важные персоны" экипаж был подобран неверно, и командир воздушного судна не имел права садиться за штурвал лайнера. Еще одним обвиняемым является бывший заместитель руководителя Бюро охраны правительства Польши генерал Павел Белавный. По версии следствия, он недостаточно тщательно выполнял свои служебные обязанности при подготовке и реализации охраны летевших в Смоленск первых лиц государства.

27 марта польская прокуратура перенесла срок завершения расследования авиакатастрофы с 10 апреля на 10 октября 2015 года.

7 апреля 2015 года польское радио RMF FM опубликовало новую, более подробную, чем доступная следствию ранее, расшифровку аудиозаписей из кабины пилотов PLF 101. Опубликованные данные позволяют предположить, что генерал Анджей Бласик оказывал давление на экипаж, требуя посадить самолет без ухода на второй круг. Представитель Главной военной прокуратуры Польши Марчин Максян заявил, что новая стенограмма содержит неточности и не может считаться "ясным и полным материалом", а по факту распространения записи возбуждено уголовное дело.

Вечером 9 апреля 2015 года польская прокуратура все же решила опубликовать стенограммы. Около 200 страниц документов появилось на сайте ведомства. Как выяснилось, польские следователи располагают несколькими вариантами расшифровки записей.

9 апреля 2015 года официальный представитель СК РФ Владимир Маркин сообщил, что основная работа по уголовному делу выполнена, его материалы составляют более 400 томов. В ходе следствия были допрошены более 500 свидетелей, осмотрено свыше 1,5 тыс. различных объектов и документов, проведено более 1,5 тыс. экспертных исследований, в производстве находятся восемь экспертиз. Владимир Маркин отметил, что окончательное процессуальное решение по делу не может быть вынесено в том числе из-за того, что польская сторона не ответила на часть запросов российского следствия.

В начале марта 2016 года решением министра обороны Польши Антония Мачеревича была возобновлена работа правительственной комиссии по расследованию авиационных происшествий, которая еще в 2011 году закрыла дело об авиакатастрофе, опубликовав отчет о своей работе.

Новое руководство республики, пришедшее к власти после победы на выборах партии "Закон и справедливость", посчитало, что их предшественники недостаточно тщательно изучили все обстоятельства трагедии. Срок завершения расследования авиакатастрофы под Смоленском был продлен до 10 октября 2016 г. По словам представителя прокуратуры Марчина Максяна, польские следователи по-прежнему ожидали поступления результатов ряда экспертиз, а также ответов на запросы о правовой помощи, которые были направлены в США и Россию.

21 марта 2016 года министр юстиции, генеральный прокурор Польши Збигнев Зебро распорядился сформировать новую группу прокуроров для продолжения расследования причин авиакатастрофы. Руководителем группы стал заместитель генпрокурора Марек Пасенок. Ранее занимавшиеся этим делом прокуроры из Главной военной прокуратуры были переведены на работу в другие подразделения. В министерстве обороны этот процесс назвали "обычными кадровыми перестановками", однако смещенные со своих должностей прокуроры посчитали эти действия нарушением закона и, по сообщениям СМИ, планируют оспорить принятое решение.