28 декабря 2017, 07:28

Адвокат: вернуть на родину Ярошенко и Бута реально при улучшении отношений США и РФ

По мнению Алексея Тарасова, "судебные механизмы в делах отбывающих тюремное заключение россиян практически себя исчерпали"

НЬЮ-ЙОРК, 28 декабря. /Корр. ТАСС Алексей Качалин/. Правовые механизмы для отмены несправедливых приговоров, вынесенных судами США по громким делам таких россиян, как летчик Константин Ярошенко и бизнесмен Виктор Бут, фактически были исчерпаны в уходящем году. Тем не менее добиться их возвращения на родину будет реально при улучшении американо-российских отношений. Такое мнение высказал ТАСС в комментарии по итогам 2017 года адвокат Алексей Тарасов, защищающий интересы Ярошенко и Бута, приговоренных в Соединенных Штатах к 20 и 25 годам лишения свободы.

"Спустя почти 10 лет с момента ареста Виктора Бута и более семи лет с момента ареста Константина Ярошенко судебные механизмы в делах отбывающих тюремное заключение россиян практически себя исчерпали. Невзирая на это обстоятельство, я считаю, что при улучшении двусторонних отношений, возвращение Бута и Ярошенко на родину вполне реально", - заявил Тарасов.

Защита отдельно взятых граждан России

В мае 2017 года США отказали России в выдаче Ярошенко на основании конвенции Совета Европы по передаче осужденных лиц от 1983 года. В апреле этого года Верховный суд Соединенных Штатов отказался принимать к рассмотрению дело Бута. "Попытки добиться отмены приговоров в делах россиян не увенчались успехом отнюдь не из-за отсутствия стараний защиты. Отказы судов [США] признать очевидные и никем не опровергнутые факты не соответствуют апелляционным прецедентам. Случаи с Бутом и Ярошенко - это нарушение как материальных, так и процессуальных законов", - настаивает Тарасов.

Он акцентировал внимание на том, что Москва не прекращает дипломатические усилия и юридическую поддержку Ярошенко и Бута. "Так, в сентябре 2015 года, после того, как защита от имени Ярошенко представила аргументацию в апелляционный суд Второго округа [США], Российская Федерация обратилась в данную инстанцию с просьбой принять к рассмотрению ее аргументы о необходимости проведения нового процесса по делу россиянина", - продолжал адвокат. Он пояснил, что для этого была выбрана форма ходатайства amicus curiae brief или "аргументация друга суда", повышающая возможность положительного рассмотрения прошения.

В документе указывалось, что у российской стороны вызывает озабоченность, что США вели следственные действия в отношении Ярошенко с многочисленными нарушениями норм международного права, пытали его, лишили возможности встретиться с дипломатами РФ. "Каждое из этих обстоятельств в обычном деле могло бы помешать признанию подсудимого виновным, - привел Тарасов выдержку из аргументации. - Если их суммировать, то видно, что имеет место судебная ошибка огромного масштаба. По этим причинам Россия пошла на такой необычный шаг и стала добиваться направления этого документа в суд".

Адвокат назвал одним из ключевых аргумент, согласно которому, Соединенные Штаты вопреки собственным судебным прецедентам "не могли проецировать экстерриториальную юрисдикцию на действия Константина Ярошенко за пределами страны".

Что касается дела Виктора Бута, то это был "первый в истории случай представления дружественной аргументации от имени Российской Федерации в Верховный суд США", отметил Тарасов. Как он напомнил, российская сторона в amicus curiae brief настаивала, что экстерриториальный арест и преследование Бута являлось нарушением со стороны США Договора с Россией о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 1999 года. Констатировалось, что по состоянию дел на конец марта 2017 года 31 российский гражданин был арестован в третьих странах сотрудниками правоохранительных органов США в обход Договора о взаимной правовой помощи.

По словам Тарасова, США активно используют правовую систему и ее механизмы для эскалации напряженности в отношениях с Россией, эта тенденция появилась в 2017 году.

"Ситуация между США и Россией в правовой области остается крайне сложной. В 2017 году отчетливо прорисовывается новая тенденция - Вашингтон активно использует правовую систему и ее механизмы для эскалации напряженности в отношениях с Москвой", - считает Тарасов.

Закрепление санкций

В августе 2017 года президент США Дональд Трамп подписал закон об ужесточении санкционного режима в отношении России, Ирана и КНДР, закрепив тем самым ограничительные меры в отношении Москвы, принятые предыдущей администрацией США во главе с Бараком Обамой. Тарасов акцентировал внимание на том, что "новые меры законодательно запрещают Трампу смягчать [уже действующие] антироссийские санкции", введенные на основании исполнительных указов Обамы.

Среди попавших под американские санкции компаний оказались такие лидеры российского энергетического бизнеса, как "Газпром", "Лукойл", "Сургутнефтегаз", "Транснефть", "Газпром нефть". Под санкции также попали крупнейшие российские банки, включая Сбербанк, Газпромбанк, Внешэкономбанк и ВТБ.

Тарасов напомнил, что минувшим летом накануне принятия законопроекта, кодифицирующего санкции, одна из старейших организаций русских эмигрантов в США - Конгресс русских американцев (КРА) - направила обращение американскому лидеру. "Руководители КРА, представители которого еще в 1980-х встречались с президентом Рональдом Рейганом, писали Дональду Трампу, что это не в интересах Америки погружаться в пропасть русофобии, - заметил адвокат. - В послании отмечалось, что если санкции, наложенные предыдущей администрацией, станут частью американского закона, то разрешить проблемы в [двусторонних] отношениях не удастся на протяжении десятилетий. В письме приводилось сравнение нового закона с поправкой Джексона-Вэника, которая ограничивала торговлю со странами Восточного блока из-за эмиграционной политики Советского Союза и которая оставалась в силе с 1974 в течение почти четырех десятилетий".

"К сожалению, официальные лица США на услышали обращение русских американцев. В поддержку законопроекта в Конгрессе США выступили 98 сенаторов против двух и 419 членов Палаты представителей против трех конгрессменов. Единогласие американских законодателей в решении ввести ограничительные меры против России поистине удивляет", - посетовал Тарасов.

"Как адвокату, разбирающемуся в вопросах санкционного законодательства Соединенных Штатов, мне понятно, что остановить негативную тенденцию по расширению санкционных перечней на фоне общей антироссийской истерии практически невозможно. Настаивать на исключении из санкционного списка путем подачи судебного дела против министерства финансов США тоже весьма трудная процедура", - предупредил адвокат.

Изъятие дипломатических объектов

Он считает, что изъятие дипсобственности России в Вашингтоне, Сан-Франциско и Нью-Йорке стало одним из ярких примеров того, как Соединенные Штаты повышают градус напряженности в отношениях с РФ.

"1 июня 1964 года США и СССР подписали двустороннее соглашение - Консульскую конвенцию. Данная конвенция содержит ряд положений, которые потенциально были нарушены действиями США в момент "изъятия" дипломатических объектов. В первую очередь, речь идет о статье 17 двухстороннего договора, - пояснил адвокат, приведя цитату из данной статьи конвенции. - Как следует из приведенного текста, территория "консульского учреждения", включая генеральное консульство, неприкосновенна".

"В то время как Консульская конвенция гласит, что консульское учреждение может быть открыто на территории государства пребывания только с согласия этого государства, этот международный договор не содержит положений относительно закрытия данных учреждений", - уточнил Тарасов. Он привел положения другого международного правового акта - Венской конвенции о консульских сношениях (от 24 апреля 1963 года), которые могли быть потенциально нарушены действиями США.

Важно разобраться, можно ли вообще добиться от американской стороны соблюдения взятых ею на себя обязательств. А для этого требуется определить, является ли конкретный международный договор, подписанный США, "самоисполняющимся" (прямоприменяемым), с точки зрения американского права, заметил Тарасов.

По его опыту, "различие между прямоприменяемыми договорам и договорами, которые не являются прямоприменяемыми, очень трудно понять даже американским юристам". "Если соглашение не является прямоприменяемым, оно не может быть использовано как "правило для суда". Согласно п. 2, ст. VI конституции США, прямоприменяемые международные договоры являются высшим законом США. Суды Соединенных Штатов имеют эксклюзивные полномочия толковать международные соглашения с целью установления их применимости в рамках судебного процесса в качестве внутреннего законодательства Соединенных Штатов", - пояснил адвокат.

Он полагает, что в США окончательно не отрегулирован вопрос, являются ли консульские конвенции обязательными к исполнению.

Решения о СМИ как иностранных агентах

Тарасов считает, что американские власти выборочно прибегли к правовым инструментам, адресно принудив именно российский телеканал Russia Today (RT) пройти обязательную регистрацию в качестве иностранного агента на территории США.

"Определение иностранный агент влечет за собой ответственность предоставлять детальную отчетность о своей деятельности и источниках финансирования в министерство юстиции США. В то время как ярлык иностранный агент отнюдь не означает то, что предприятие должно прекратить свое существование, на практике это определение вполне может отпугнуть перспективных сотрудников, деловых партнеров и участников телепередач от взаимодействия с медиакомпанией", - пояснил Тарасов. Он входит в состав коллегий адвокатов при Верховном суде США, при апелляционных судах семи округов США и на основе своего профессионального опыта полагает, что термин иностранный агент на практике эквивалентен ярлыку в Соединенных Штатах.

В ноябре компания T&R Productions, LLC, обслуживающая американское отделение RT, была зарегистрирована как иностранный агент в США. Как заявила 9 ноября главный редактор RT Маргарита Симоньян, американский минюст "не оставил [RT] выбора". Журналисты телекомпании RT были лишены аккредитации в Конгрессе США.

Дело Бута

Виктор Бут был задержан в 2008 году в столице Таиланда на основании ордера, выданного местным судом по запросу США. Против россиянина выдвинули обвинение в незаконных поставках оружия группировке "Революционные вооруженные силы Колумбии", которая считается в Соединенных Штатах террористической организацией. В 2010 году Бута экстрадировали в США. В апреле 2012 года он был приговорен к 25 годам тюрьмы и денежному штрафу в размере $15 млн.

Дело Ярошенко

Константин Ярошенко был приговорен в США в сентябре 2011 года к 20 годам лишения свободы. В США россиянин был доставлен из Либерии, где его арестовали 28 мая 2010 года. Действовавшие под прикрытием агенты Федерального управления по борьбе с распространением наркотиков якобы уличили его в преступных намерениях по транспортировке крупной партии кокаина.

Ярошенко отбывает заключение в тюрьме Форт-Дикс в штате Нью-Джерси. Официальные представители российских властей и семья летчика неоднократно обращались к США с просьбой выдать Ярошенко.