4 марта. /ТАСС/. Россия представляет угрозу для региона Тихого океана, а программа модернизации ее Военно-морского флота "сигнализирует о серьезности, с которой Москва рассматривает этот регион". Такое мнение выразил глава Тихоокеанского командования американских вооруженных сил адмирал Гарри Харрис.
"Корабли и субмарины российского Тихоокеанского флота и авиация дальнего действия", по мнению адмирала, демонстрируют "послание России", в котором она заявляет, что "является тихоокеанской державой".
Какие российские подлодки вызывают наибольшую обеспокоенность у ВМС США в Тихоокеанском регионе – в специальном материале ТАСС.
Подводная защита России в Тихом океане
Выступая на слушаниях в комитете сената Конгресса США по делам вооруженных сил в феврале этого года, адмирал Харрис выразил обеспокоенность, что у Тихоокеанского командования не хватает подлодок, необходимых для проведения операций в этом регионе.
Он отметил модернизацию многоцелевых субмарин третьего поколения "Антей" (по классификации НАТО – "Оскар-2"), строительство атомных субмарин нового, четвертого поколения типа "Ясень" и спуск на воду подлодки "Юрий Долгорукий" (головной корабль проекта 955 "Борей"). Последняя, по словам Харриса, значительно усилила российскую позицию стратегического сдерживания
Тихоокеанский флот (ТОФ) обеспечивает военную безопасность России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Его подводные силы насчитывают:
- пять ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (проектов 955 "Борей" и 667БДР "Кальмар")
- пять атомных подводных лодок с крылатыми ракетами (проект 949А "Антей")
- шесть атомных торпедных подводных лодок (проект 971 "Щука-Б")
- восемь дизельных подлодок проекта 877
Я спросил у "Ясеня"
885-й проект считается самым засекреченным и самым современным проектом подводного флота России.
Многоцелевые ударные атомные подлодки предназначены для рейдерских действий на морских коммуникациях. Практически бесшумные в океанских глубинах, они одинаково эффективно действуют против транспортов и боевых кораблей, также могут наносить удары крылатыми ракетами по береговой инфраструктуре противника. Они являются самыми мощными по составу вооружения.
В составе ВМФ России всего одна лодка этого проекта – "Северодвинск".
Еще три – "Казань", "Новосибирск" и "Красноярск" – стоят в цехе Северодвинского машиностроительного предприятия в разной степени готовности.
Согласно госпрограмме вооружения, до 2020 года "Севмаш" (входит в состав АО "Объединенная судостроительная корпорация") должен построить восемь атомных подлодок классов "Ясень" и "Ясень-М", вооруженных крылатыми ракетами.
Известно, что обновленный проект с литерой "М" отличается от классического проекта "Ясень" более совершенным радиоэлектронным вооружением.
В отличие от новейших стратегических подводных ракетоносцев четвертого поколения 955-го проекта типа "Борей", у которых впервые примененная техническая начинка составляет не более 40%, у будущей подлодки "Казань" проекта "Ясень-М" все системы, узлы и механизмы совершенно новые, никогда и нигде прежде не использовавшиеся.
В новом проекте применена смешанная система конструкции корпуса: легкий корпус облегает только носовую часть прочного корпуса. Также впервые в практике отечественного кораблестроения торпедные аппараты расположены не в носу корабля, а за отсеком центрального поста, что позволило разместить в носовой оконечности антенну нового гидроакустического комплекса.
Для ракетного оружия используются восемь вертикальных пусковых установок. Корпус корабля изготовлен из высокопрочной маломагнитной стали. Он способен погружаться на 600 и более метров (обычные лодки не более 300 метров – прим. ТАСС), что делает его практически недосягаемым для всех видов современного противолодочного оружия. Максимальная скорость хода – более 30 узлов (60 км/ч).
По данным из открытых источников, один корабль проекта "Ясень" обходится в сумму, превышающую 200 млрд рублей.
"Борей" приходит с севера
"Борей" олицетворяет в греческой мифологии северный бурный ветер. Но только этими широтами не ограничена зона применения стратегических субмарин, они способны действовать в любой точке планеты. Предел их мореходности практически не ограничен.
Для нынешнего времени "Бореи" стали прорывным проектом. Разработчикам удалось добиться максимальной незаметности корабля за счет применения водометного движителя, заключенного в специальную кольцевую насадку и работающего по принципу водяного насоса, используя набегающий поток воды.
Сборка корпуса субмарины выполнена по блочному варианту, а все оборудование установлено на амортизаторы. Они отделяют каждый блок от корпуса, что еще больше уменьшает шумность корабля при движении под водой.
Кроме того, все гидроакустические средства объединены здесь в единый автоматизированный цифровой комплекс, который не только выполняет пеленг целей, но и, к примеру, измеряет толщину льда и проводит поиск полыней.
По некоторым данным, дальность действия комплекса гидроакустики "Юрия Долгорукого" превосходит подобное оборудование американских подлодок класса "Вирджиния". То есть "Бореи" могут обнаруживать цели под водой, сами оставаясь недосягаемыми для средств акустики любых кораблей противника.
Основу боевой ударной мощи лодок этого класса составляют межконтинентальные баллистические ракеты "Булава". Их тактико-технические характеристики не раскрываются и составляют гостайну.
В настоящее время на вооружении ВМФ три субмарины:
- "Юрий Долгорукий" – головной корабль проекта. На флоте с 2013 года
- "Александр Невский" – построен по модернизированному проекту 09551. На флоте с 2013 года
- "Владимир Мономах" – построен по модернизированному проекту 09551. На флоте с 2014 года
Следующие ракетоносцы строятся по проекту 09552 "Борей-А": отличаются лучшей скрытностью, более современным электронным оборудованием и более комфортными условиями для экипажа.
В грядущие десятилетия "Бореи" составят основу морской группировки стратегических ядерных сил России. На рубеже 2020-х годов ТОФ получит еще два вооруженных "Булавами" ракетоносца, построенных по усовершенствованному проекту 09552.
Подводный "батон" флота
Подводные лодки проекта 949А "Антей" – серия атомных подводных ракетных крейсеров, вооруженных крылатыми ракетами "Гранит". Корабли этого класса являются лидерами по количеству пусковых установок на одном носителе.
Проект является усовершенствованной модификацией проекта 949 "Гранит".
Двухкорпусные подводные лодки, у которых расстояние между легким и прочным корпусом – 3,5 метра, что обеспечивает значительный запас плавучести (30%) и дает дополнительную защиту от подводных взрывов.
Прочный корпус субмарины разделен на десять отсеков. Лодки способны ложиться на грунт. За характерную форму корпуса проект прозван "батоном".
В декабре 2011 года стало известно, что в конструкторском бюро подводного кораблестроения "Рубин" разработан проект модернизации. Планируется замена ракетного комплекса "Гранит" на более современные "Оникс" и "Калибр". Планируется разработка модификации пусковых контейнеров без переделки корпуса корабля.
В настоящее время подводные лодки этого проекта совместно с бомбардировщиками Ту-22М3 авиации ВМФ России являются основным средством противодействия ударным авианосным группам ВМС США.
Автор: Роман Азанов