В России мобильным приложением "Яндекс.Навигатор" ежемесячно пользуются более 16 млн человек. Однако если раньше в приложении было только два диктора (Оксана и Дмитрий), то за последнее время этот список значительно расширился. Теперь каждый автомобилист может выбрать себе диктора по душе.
Каждый голос обладает рядом особенностей и по-своему уникален. С августа 2018 года одним из таких комментаторов стал командир борта самолета МиГ-35, шеф-пилот Российской самолетостроительной корпорации (РСК) "МиГ", Герой России Михаил Беляев. Он записал более 120 фраз, с помощью которых приложение ведет водителя по маршруту в объезд пробок, помогает найти парковку, предупреждает о камерах, авариях и ремонтных работах. Стрелка-курсор сделана в виде новейшего сверхманевренного истребителя МиГ-35.
"Будем знакомы — командир борта МиГ-35.
Подсказываю маневры, помогаю достигать цели"
Для Беляева этот проект стал необычным, и поначалу он даже отказался участвовать. "Это как-то не свойственно людям нашей профессии — участие в таких мероприятиях. Ну потом мы пообсуждали, поразмышляли, для чего это нужно… Мы популяризируем авиацию и МиГ, чтобы как раз он выходил в массы и люди знали о нем", — признался в интервью ТАСС начальник летной службы, старший летчик-испытатель корпорации Беляев.
"В первую очередь сотрудники РСК "МиГ", их родственники и друзья с большим удовольствием обнаружили, что появилась именно функция МиГ-35 в качестве символа в "Яндекс.Навигаторе", ну и голос Михаила Беляева, — смеется летчик. — Мне трудно сказать, насколько широко это разошлось, но тем не менее моя супруга пользуется и многие люди, которые меня знают".
Однако какие-то специфические фразы и выражения, которыми общаются пилоты и авиадиспетчеры, не всегда бывают понятны простым людям. Поэтому Беляеву пришлось вместе c редакторами их корректировать для удобного восприятия обычных пользователей и даже приходить "к некоторому консенсусу, что на авиационном сленге должно звучать именно вот так". ТАСС отобрал наиболее интересные и нестандартные фразы, озвученные шеф-пилотом корпорации "МиГ" в "Яндекс.Навигаторе", и попросил летчика прокомментировать, что они означают.
Маршрут построен
- "Все системы в норме, к взлету готов"
- "Вышка, к взлету готов"
- "Гордый! К взлету готов"
Если это гражданские, они штатные — Шереметьево, Внуково, Домодедово — вышки. У них распределение зон ответственности: "Домодедово-вышка", или "Домодедово-подход", или руление. То есть на разных каналах разные диспетчеры, у которых своя зона ответственности. На военных аэродромах или аэродромах смешанного базирования немного другие позывные, которые могут быть постоянные, а могут быть сменные. То есть на общем канале — это чаще всего определенная частота или первый канал — для всех он постоянный позывной. Например, для аэродрома Раменское это "Гордый", для аэродрома Луховицы — "Лепесток"
Сменные позывные могут быть уже на рабочих каналах с определенной периодичностью. При этом военные летчики обязаны знать все названия. "Например, аэродром может называться Спиртовый — и даже такое бывает", — улыбается летчик.
Найден более быстрый маршрут
- "Прошу изменения полетного маршрута"
- "Рассчитан более быстрый маршрут, набираю высоту"
Вы приехали в промежуточную точку
- "Промежуточная точка. Жду дальнейших указаний"
Вы ушли с маршрута
- "Земля не отвечает. Потеря ориентировки. Летим по приборам…"
В реальности говорим о том, что главное — находиться в неком стабильном состоянии по параметрам полета: по высоте и скорости. Мы это контролируем по приборам: летим в прямолинейном горизонтальном положении и в некотором предполагаемом направлении, но мы не понимаем, где мы еще. Самолет стабилизирован, сбалансирован. А в это время мы пытаемся определить свое местоположение и восстановить ориентировку, где находимся и что нам нужно делать
Вы вернулись на маршрут
- "Не двойной кульбит в воздухе, но на маршрут вернулись"
Двойной кульбит — это маневр, который выполняет наш самолет с отклоняемым вектором тяги (ОВТ). Он считается, наверное, по техническому выполнению со стороны летчика и по аэродинамическим особенностям летательного аппарата наиболее сложным. Такой маневр выполняет только наш истребитель МиГ-29ОВТ. В мире никто такого больше не делает
Авария
- "Впереди неисправный борт…"
Дорожные работы
- "Впереди мощное кучевое облако… Грозовой фронт. Впереди зона турбулентности…"
"Но если на гражданском самолете командир воздушного судна тут же включает сигнал всем сесть на свои места и пристегнуть ремни, то на истребителе летчик пристегнут всегда, — поясняет Беляев. — Даже можно сказать, чем меньше по размерам самолет, тем жестче он воспринимает турбулентность и влияние болтанки. А на маленьких самолетах (учебных или авиации общего назначения) еще хуже".
Впереди камера
- "Входим в зону ПВО. Похоже, нас кто-то облучает…"
А облучение… на самолетах-истребителях установлены применительно к автомобильной технике радары-детекторы, которые воспринимают радиолокационное облучение, лазерное и пуски ракет по инфракрасному каналу. И летчик-истребитель всегда понимает, что кто-то его облучает и кто-то пытается его обнаружить или уже обнаружил. И более того, по степени облучения понимает — или по нему будет сейчас пуск ракеты, или другое
Что касается времени, говорит летчик, то тут все зависит от того, какое средство ПВО работает по самолету. "Скажем так, если это достаточно близко и самолет находится уже в зоне поражения, то время очень ограничено. Грубо говоря, сравнивая по сигналам с радаром-детектором на автомобиле, обнаружение — это сигнал с уровнем 1–2, дальше подготовка к пуску ракеты — это 3, 4, 5. А когда от 6 до 9 — это уже все, ракета уже пойдет. Ты уже попался в зону действия автомобильного радара — тебя уже сняли".
А вот произносимая Беляевым фраза "Отработаем действия в зоне ПВО" была согласована с редакторами, и они также задали ему вопрос: "А что должен делать самолет в этом случае?"
Для самолетов-истребителей есть так называемые противоракетные маневры, которые направлены на срыв возможности пуска ракеты со стороны средств ПВО. Самолет начинает энергично разворачиваться под 90 градусов с изменением скорости и высоты. Чаще всего сверху вниз с разгона. И выполнять маневрирование так называемой пространственной змейкой. И в этом случае вероятность попадания ракеты гораздо ниже
До конца маршрута осталось…
- "Снижаемся по глиссаде до аэродрома…"
- "Выпускаем колеса, до прибытия… Перехожу к рулению. До полной остановки"
"То есть он находится в посадочной конфигурации и готов к выполнению посадки. А после этого для того, чтобы не мешать другим заходящим самолетам по этой же траектории (все идут примерно по одной траектории), диспетчер переводит его на другой канал управления (другую частоту), — рассказывает Беляев. — То, что я уже говорил: "Домодедово-вышка" — это собственно сама посадка, а "Домодедово-руление" — это уже после того, как ты выполнил посадку и сруливаешь с взлетно-посадочной полосы и далее следуешь на стоянку". Это уже происходит на другой частоте и под управлением другого диспетчера. В самом конце, когда самолет остановился, летчики обычно говорят: "На стоянке, выключаюсь, спасибо за управление".
Вы приехали
- "Задание выполнено, встретимся на разборе полетов"
"Но тут все зависит от начальника и командира. Если он достаточно мудрый, выдержанный и воспитанный, то это происходит спокойно, указываются ошибки, говорится о том, как нужно было правильно делать. Если не выдержанный, то там… вплоть до отстранения от полетов и другие выводы", — говорит Беляев.
В завершение разговора шеф-пилот корпорации "МиГ" признается, что ему было бы интересно услышать в приложении "Яндекс.Навигатор" и "что-то из морской тематики". "Всегда интересно смотреть и слушать, скажем так, неординарных людей, которые подают информацию в каком-то оригинальном стиле. На флоте очень много специфических терминов, необычных и заковыристых типа "задраить верхний рубочный люк" или "осмотреться в отсеках", — говорит с улыбкой летчик Беляев.
"Вместе с нашим шеф-пилотом Михаилом Беляевым и компанией "Яндекс" мы придумали и запустили неординарный проект — авиационный комплекс МиГ-35 на экране "Навигатора". Для популяризации авиационной техники в широких массах стандартных инструментов не всегда достаточно, поэтому мы ищем новые форматы продвижения авиационной техники. На сегодняшний день курсор МиГ-35 в "Яндекс.Навигаторе" скачали уже более 150 тыс. пользователей в России и странах СНГ", — отметила директор департамента информационной политики и общественных коммуникаций РСК "МиГ" Анастасия Кравченко.
ТАСС благодарит за помощь в организации интервью пресс-службу РСК "МиГ"