Борьба с пандемией, рост ВВП и модернизация армии. Китай назвал приоритеты на пятилетку
Правительство КНР также пообещало увеличить степень открытости экономики страны, упростить доступ иностранных инвесторов, развивать деловую среду, и сокращать налоговую нагрузку на предприятия
ПЕКИН, 5 марта. /ТАСС/. Правительство КНР назвало целевые показатели на 2021 год, представило 14-й пятилетний план и задачи до 2035 года. Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян в своем докладе на открывшейся в пятницу 4-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП, высший законодательный орган) 13-го созыва обозначил среди приоритетов предотвращение ввоза коронавирусной инфекции, стимулирование роста ВВП и модернизацию вооруженных сил.
В прошлом году из-за пандемии Китай не стал устанавливать целевой показатель темпов роста ВВП. В этом, напротив, власти заявили, что темпы роста экономики превысят 6%. Рост цен к концу года составит порядка 3%, а дефицит бюджета - около 3,2% ВВП страны.
"С учетом восстановительного роста финансовых доходов общий объем финансовых расходов увеличится по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года. Бюджетные средства по-прежнему будут преимущественно направляться на наращивание поддержки работы по обеспечению занятости, поддержания базового уровня благосостояния населения и оказание помощи субъектам рынка. На фоне продолжения планирования отрицательного роста собственных расходов центрального бюджета будут значительно сокращаться несрочные и необязательные расходы", - указывается в докладе.
Темпы экономического роста Китая в 2020 году на фоне негативного воздействия пандемии оказались минимальными за последние более чем 40 лет, составив 2,3%. Объем ВВП превысил 101,59 трлн юаней (около $15,66 трлн по курсу на момент публикации данных). Динамика развития китайской экономики постепенно замедляется. В 2017 году она составила 6,8%, а в 2018 и 2019 годах - 6,6% и 6% соответственно.
По данным Государственного статистического управления КНР, в 2020 году индекс потребительских цен - ключевой показатель уровня инфляции - достиг 2,5% при целевом значении в 3,5%. В 2018 и 2019 годах он составлял 2,1% и 2,9% соответственно.
Открытость экономики и антимонопольные меры
Правительство также обещает увеличить степень открытости экономики страны, упростить доступ иностранных инвесторов, развивать деловую среду, сокращать налоговую нагрузку на предприятия, бороться с монополиями и обеспечивать честную конкуренцию. Как заявил Ли Кэцян, Китай сохранит взвешенную и умеренную монетарную политику и будет поддерживать курс национальной валюты на рациональном уровне.
"Необходимо усиливать антимонопольные меры и шаги по предотвращению беспорядочной экспансии капитала", - сказано в документе. В нем указывается, что правительство поддержит предпринимательство и частный бизнес, однако будет "регламентировать их развитие в соответствии с законодательством".
В то же время, несмотря на то, что пандемия по-прежнему сказывается на экономической жизни страны, власти решили прекратить выпуск гособлигаций для финансирования борьбы с вызываемым коронавирусом заболеванием (в 2020 году были выпущены специальные бонды на сумму 1 трлн юаней - около $141 млрд по курсу на момент публикации данных).
Согласно докладу, власти обеспечат достаточный уровень ликвидности в экономике и будут поддерживать стабильность коэффициента долговой нагрузки на макроэкономическом уровне. "Нужно сохранять в целом стабильный курс китайского юаня на рациональном и сбалансированном уровне", - указывается в нем.
В течение 14-й пятилетки (2021-2025) Китай планирует оптимизировать цепочки поставок и ликвидировать избыточные производственные мощности, содействовать инновационному развитию реального сектора и цифровой экономики. Говоря о внешней торговле, КНР обещает наращивать экспорт и импорт, а также повышать качество внешнеторговых связей, в том числе, с США. Как указал Ли Кэцян, в интересах Китая продвигать двусторонние отношения с Соединенными Штатами на основе взаимного уважения.
Иностранные инвестиции
Власти КНР в 2021 году продолжат сокращать негативный список, регламентирующий доступ иностранных инвесторов на китайский рынок.
"[Следует] активно и эффективно использовать иностранные инвестиции. Необходимо продолжать сокращать негативный список, регламентирующий доступ иностранных инвестиций на китайский рынок", - отмечается в документе.
Негативный список представляет собой перечень сфер деятельности, доступ к которым для иностранных компаний или предприятий с участием иностранного капитала в Китае является частично ограниченным или запрещенным. Он включает в себя два отдельных перечня: Национальный негативный список Китая и Негативный список для зон свободной торговли КНР.
Действующая редакция негативного списка вступила в силу 23 июля 2020 года: в новой версии Национального негативного списка число отраслей с ограничениями для иностранных инвесторов сокращено с 40 до 33, в новой редакции списка для зон свободной торговли - с 37 до 30.
По данным Министерства коммерции КНР, в 2020 году Китай привлек прямые иностранные инвестиции на сумму $144,37 млрд, что на 4,5% больше по сравнению с 2019 годом. Как сообщило ведомство, по объему привлеченных из-за границы капиталовложений страна "поставила исторический рекорд". В эквиваленте национальной валюты показатель увеличился на 6,2%, составив 999,98 млрд юаней.
Налоговая нагрузка на предприятия
Власти Китая в текущем году продолжат сокращать налоговое бремя и отчисления на социальное страхование с предприятий.
"[Следует] оптимизировать и проводить в жизнь политику по сокращению налогов. Для восстановления сил и укрепления жизнеспособности субъектов рынка необходимо продолжать оказывать им помощь", - отмечается в документе. "Важно продолжать осуществлять политику по институциональному сокращению налогов, продлить срок действия некоторых промежуточных политических установок, включая налоговые льготы для малых налогоплательщиков при уплате НДС, принимать новые меры по структурному сокращению налогов в целях компенсации последствий корректировки части политических установок", - указывается в докладе.
Согласно документу, в 2021 году "для малых налогоплательщиков предусмотрено повышение порогового значения месячного объема продаж для уплаты НДС со 100 тыс. юаней до 150 тыс. юаней (с $15,4 до $23,1 тыс.)". "Для малых низкорентабельных предприятий и индивидуальных предпринимателей в отношении той части облагаемых подоходным налогом доходов, которая не превышает 1 млн юаней (около $154 тыс.), в дополнение к имеющимся налоговым льготам, необходимо еще наполовину снизить налоговую базу", - говорится в докладе. Также отмечается, что "все местные органы власти должны своевременно и полностью претворять в жизнь политику по сокращению налогов с тем, чтобы все субъекты рынка извлекли из этого пользу".
В 2020 году налоговая нагрузка субъектов рынка Китая была уменьшена более чем на 2,6 трлн юаней (около $400,6 млрд по текущему курсу), что выше целевого показателя в 2,5 трлн юаней. В том числе объем сокращенных страховых взносов в прошлом году составил 1,7 трлн юаней (около $262 млрд).
Борьба с безработицей
Уровень безработицы, согласно прогнозу, составит 5,5%.
В городах и селах будет создано свыше 11 млн новых рабочих мест. Как указывается в докладе, несмотря на "серьезный удар" пандемии коронавируса, Китаю "в целом удалось сохранить стабильность ситуации с занятостью".
По данным Государственного статистического управления КНР, доля безработных среди городского и сельского населения страны в 2020 году не изменилась и составила 5,2%. В прошлом году власти создали более 11,86 млн новых рабочих мест, выполнив план на 131,8%.
Цифровая экономика
Китайские власти в ближайшие 15 лет намерены усилить национальный потенциал за счет инновационных механизмов цифровой экономики.
"Китай вступает в эпоху цифровизации. Мы стимулируем высвобождение соответствующего потенциала и превратим КНР в мощную интернет-державу", - подчеркивается в документе.
Как уточняется в докладе, благодаря инновациям правительство Китая модернизирует традиционные отрасли и сформирует новую, высококонкурентную модель индустриального роста. Среди перспективных технологий, которые позволят КНР выйти на новый уровень социально-экономического развития, указаны мобильные сети нового поколения 5G, искусственный интеллект, квантовые компьютеры, большие базы данных, новые материалы, блокчейн.
Мощность атомной энергетики
Общая установленная мощность атомной энергетики Китая к 2035 году достигнет 70 млн кВт (70 ГВт).
"Установленная мощность атомной энергетики достигнет 70 млн кВт", - сказано в докладе.
Согласно официальным данным на 31 декабря 2020 года, установленная мощность атомной энергетики КНР (не включая Тайвань) составила 51,027 ГВт.
Почти $210 млрд для армии
Премьер Госсовета КНР сразу обозначил, что близится 2027 год, когда будет праздноваться 100-летняя годовщина основания Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Власти поставили задачу к этой дате превратить вооруженные силы страны в одни из сильнейших в мире.
Военный бюджет Китая в текущем году вырастет на 6,8%, до рекордных 1,36 трлн юаней (около $209 млрд). Несмотря на пандемию, темпы увеличения расходов на оборону оказались на 0,2 процентных пункта выше прошлогоднего показателя - в 2020 году они составили 6,6%, что стало минимальным значением за 30 лет.
К 2035 году НОАК должна создать "систему стратегического сдерживания высокого уровня". "Укрепить боевые возможности стратегических и новых видов сил, создать системы стратегического сдерживания и совместного ведения боевых действий высокого уровня", - сказано в документе.
"Необходимо ускорить модернизацию вооруженных сил, углубить реформу системы национальной обороны и армии, содействовать революционной системе управления войсками, интенсифицировать трансформационное строительство родов и видов войск, а также частей народной вооруженной милиции", - говорится в документе. Правительство также будет уделять информатизации НОАК, внедрению систем совместной подготовки, обеспечения и транспортировки различных родов и видов вооруженных сил.
"Усилить инновации в оборонной науке и технике, обеспечить внедрение стратегических и передовых технологий ведения боевых действий, интенсифицировать модернизацию вооружений и переоснащение технической базы, а также их интеллектуализацию", - сказано в докладе. Правительство КНР также намерено углубить степень интеграции военно-промышленного комплекса с гражданским научно-техническим сектором для внедрения передовых технологий в военно-морской и воздушно-космической сфере, киберпространстве, а также совместных разработок в области искусственного интеллекта, новых источников энергии, квантовых и других технологий.
Кроме этого, правительство ускорит модернизацию и переоснащение армии и углубит "спайку" между ВПК и гражданским научно-техническим сектором. В первую очередь НОАК интересуют разработки частных компаний в воздушно-космической сфере, киберпространстве, а также их технические решения в области искусственного интеллекта и новых источников энергии.
Темпы роста оборонного бюджета Китая в этом году оказались на 0,2 процентных пункта выше прошлогоднего показателя: в 2020 году темпы роста расходов на национальную оборону составили 6,6%, что стало минимальным значением за 30 лет.
По официальным данным, в 2017 году оборонный бюджет Китая был увеличен на 7% и впервые в истории преодолел отметку 1 трлн юаней, достигнув 1,044 трлн юаней (около $151,97 млрд). В 2018 году власти КНР увеличили расходы на национальную оборону на 8,1%, до 1,11 трлн юаней (около $175 млрд); в 2019 году - на 7,5%, до 1,19 трлн юаней (около $177,61 млрд). В 2020 году в разгар пандемии Китай увеличил расходы на оборону на 6,6%, что стало самым низким значением с 1991 года.
Многие международные организации, в том числе Стокгольмский международный институт исследования проблем мира, полагают, что Китай существенно занижает официальные данные о военном бюджете, а его реальные расходы на оборону могут быть выше на 25-50%. По мнению военных аналитиков, публикуемые данные не включают в себя несколько очень объемных по финансированию статей: затраты на стратегические силы, оборонные научно-технические разработки, импорт иностранных вооружений, Народную вооруженную полицию (аналог внутренних войск) и другие полувоенные вооруженные формирования. Также не учитываются расходы провинциальных властей на военные нужды.
Реформа Гонконга
Одной из главных тем сессии стала реформа избирательной системы Гонконга, о которой объявили накануне. Она будет проведена на основе принципа, который позволит обеспечить "управление патриотами" этого специального административного района КНР.
Как заявил в пятницу заместитель главы Постоянного комитета ВСНП Ван Чэнь, парламент изменит механизм выборов главы администрации Гонконга и усилит полномочия комиссии выборщиков.
Газета South China Morning Post со ссылкой на свои источники сообщила о том, что в этой связи выборы в Законодательный совет Гонконга, перенесенные из-за пандемии, могут быть отложены еще на один год, до сентября 2022 года. Обсуждается возможность увеличения численности депутатского корпуса с нынешних 70 до 90 человек. В то же время состав коллеги выборщиков, которая определяет главу гонконгской администрации, может расшириться с 1 200 до 1 500 членов.
Как сообщили источники газеты, предполагается исключить из этого органа 117 мест, которые контролируют депутаты районных советов. Эти должности сейчас занимают преимущественно оппозиционные активисты, которые уверенно победили на выборах в райсоветы в ноябре 2019 года на волне проходивших тогда массовых антиправительственных протестов.
Повышение пенсионного возраста
Премьер Госсовета КНР подтвердил, что план 14-й пятилетки предполагает постепенное повышение пенсионного возраста. В настоящее время он составляет 60 лет для мужчин, 55 лет - для женщин, 50 лет - для женщин, занимающихся физическим трудом.
Это связано со стремительным старением населения и последствиями политики "одна семья - один ребенок", которая десятки лет проводилась в стране. Несмотря на то, что несколько лет назад жителям страны наконец разрешили иметь второго ребенка, "беби-бума" не произошло: рождаемость в стране продолжает снижаться. Если ничего не изменится, то к 2050 году пожилые люди будут составлять треть от 1,4 млрд жителей страны, что приведет к нехватке рабочей силы и снижению темпов экономического роста.
"Реализовывать государственную стратегию активного реагирования на старение населения, совершенствовать систему услуг демографического развития, приоритетно ориентируясь на пожилых людей и малолетних детей, содействовать достижению умеренного уровня рождаемости, постепенно повышать установленный законом пенсионный возраст", - сказано в документе.
Власти намерены повышать степень охвата населения базовым страхованием, а также увеличивать объемы социальной помощи, размеры пенсий, субсидий и пособий для основных льготных категорий населения.
Кроме этого, правительство подтвердило намерение развивать медицинские и санаторно-оздоровительные услуги для пожилых людей, а также оказывать содействие профильным волонтерским службам и общественным организациям.
Кроме того, власти рассматривают ряд инициатив по повышению рождаемости - стимулирующие выплаты родителям, предоставление льгот, дополнительных отпусков. Конкретные предложения огласят во время этой сессии.
Если существующая ситуация не изменится, то, как прогнозируют местные социологи, к 2050 году в КНР будет насчитываться около 487 млн человек в возрасте старше 60 лет. Иначе говоря, пожилые люди будут составлять 35% жителей страны. Это приведет к нехватке рабочей силы и снижению темпов экономического роста.
Сокращение вредных выбросов
Китай в текущем году продолжит сокращать вредные выбросы в атмосферу, энергоемкость ВВП страны снизится на 3%.
"Произойдет дальнейшее улучшение экологической ситуации, энергоемкость ВВП снизится примерно на 3%, продолжится сокращение суммарных выбросов основных видов загрязняющих веществ", - указывается в документе.
В докладе подчеркивается, что в 2021 году Китай будет "усиливать работу по предотвращению и ликвидации загрязнения, активизировать экологическое строительство, неуклонно улучшать качество окружающей среды". "Необходимо интенсифицировать работу по улучшению экологической обстановки, усиливать комплексные меры по совместному предупреждению и контролю загрязнения атмосферы, ужесточать скоординированный контроль тонкодисперсных частиц и озона", - сказано в документе.
Согласно прогнозу, в 70% районов в северной части Китая, где вопрос загрязнения воздуха и смога стоит наиболее остро, "будет внедрена экологически чистая отопительная система". "Необходимо упорядочивать места выброса загрязняющих веществ в реки и моря, оздоровлять водоемы в городах, повышать возможности по сбору бытовых сточных вод в городах и поселках и утилизации промышленных сточных вод в индустриальных парках. В строгом порядке осуществлять оздоровление источников загрязнения почвы, усиливать работу по устранению диффузного загрязнения от сельскохозяйственных источников", - говорится в докладе.
Власти Китая уделяют большое внимание защите окружающей среды: борьба с загрязнением воздуха является одной из "трех главных битв КНР" наряду с предотвращением финансовых рисков и ликвидацией абсолютной бедности, о победе над которой страна объявила в конце февраля этого года. В прошлом году на фоне пандемии и приостановки производства качество воздуха в крупных городах КНР несколько улучшилось. Однако после снятия карантинных мер и возобновления экономических процессов страна вновь столкнулась с ростом выбросов в атмосферу.
Борьба с пандемией
Расходы Китая на борьбу с пандемией коронавируса в прошлом году превысили 400 млрд юаней (около $61,63 млрд по текущему курсу).
"Расходы на борьбу с эпидемией, выделенные из бюджетов различных уровней, превысили 400 млрд юаней, что создало прочную опору для развертывания соответствующей работы", - сказано в документе.
Как указывается в докладе, "усиленная поддержка была оказана провинции Хубэй и другим особо пострадавшим от эпидемии районам". "Всем пациентам, заразившимся коронавирусом, было предоставлено бесплатное лечение за счет государства, были выплачены временные доплаты медицинскому персоналу, работавшему на передней линии борьбы с эпидемией, и сотрудникам, кто участвовал в противоэпидемической работе, соответствующим работникам в провинции Хубэй (в том числе медицинским командам, приехавшим туда на помощь из других провинций) доплаты были выплачены в двойном размере", - говорится в документе.
Отмечается, что предприятия, предоставляющие важное материально-техническое обеспечение для борьбы с эпидемией, были полностью или частично освобождены от уплаты налогов и сборов, им также была оказана финансовая поддержка в виде субсидирования процентных ставок по кредитам, в отношении дефицитных важных медицинских материалов государство осуществляло их гарантированную закупку и резерв. Активная поддержка была оказана научно-исследовательской работе в сфере профилактики и контроля эпидемии, говорится в докладе.
Был дан толчок работе по исследованию и разработке лекарственных препаратов и вакцин. Власти Китая в 2021 году продолжат работу по производству вакцин и проведению бесплатной вакцинации.
"[Необходимо] планомерно продвигать работу по разработке и производству вакцин, а также бесплатной вакцинации, повышать научную обоснованность и целенаправленность противоэпидемических мероприятий, а также соответствующий потенциал", - указывается в документе.
В докладе отмечается, что "для качественного выполнения работы в текущем году необходимо эффективнее координировать работу по профилактике и контролю эпидемии COVID-19 и социально-экономическому развитию". "Важно органически сочетать постоянно проводимые противоэпидемические меры с экстренными мерами противодействия локальным вспышкам инфекции, продолжать прилагать усилия в работе по предотвращению ввоза инфекции извне и предотвращению ее повторного распространения внутри страны", - говорится в документе. Подчеркивается, что "необходимо добросовестно проводить противоэпидемические мероприятия в ключевых звеньях и районах, требующих повышенного внимания, устранять недостатки и восполнять пробелы, строжайшим образом предупреждать случаи кластерного заражения, случаи спорадического заражения и его распространение".
Как говорится в докладе, в прошлом году "Китаю удалось достичь огромных стратегических успехов в предотвращении и сдерживании эпидемии, стать единственной в мире ведущей экономикой с положительной динамикой экономического роста". "Мы своевременно корректировали противоэпидемическую стратегию, совершенствовали постоянно действующий механизм профилактики и контроля эпидемии, эффективно подавляли кластерные вспышки заболевания в отдельных районах. Все это позволило в максимальной степени обеспечить безопасность жизни и здоровье народа, а также создать необходимые условия для восстановления производства и возвращения к нормальной жизни", - указывается в документе.
Вакцинация в Китае началась 15 декабря 2020 года. В первую очередь были привиты ключевые группы населения, а именно медработники, таможенники, грузчики, работники транспорта и логистической сферы, сотрудники компаний холодовой цепи, работники санитарно-гигиенической службы, а также лица, которым необходимо уехать за границу по работе или учебе. По данным на конец февраля, власти КНР распределили вакцину среди 54,52 млн жителей страны - примерно 3,56% населения были привиты от коронавируса. Ранее на этой неделе ведущий эпидемиолог КНР Чжун Наньшань заявил, что власти Китая намереваются к июню текущего года привить от коронавируса около 40% жителей страны (численность населения КНР составляет около 1,4 млрд человек).
Власти Китая в 2021 году не планируют выпуск специальных гособлигаций для финансирования борьбы с пандемией и ее последствиями. "Планируется отменить выпуск специальных гособлигаций для финансирования борьбы с эпидемией", - сказано в документе.