НЬЮ-ЙОРК, 30 апреля. /ИТАР-ТАСС/. Продажи кукол Barbie в первом квартале 2014 года упали на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года и составили $169,9 млн. Об этом говорится в отчете мирового производителя игрушек Mattel. Такое падение стало самым глубоким среди всех брендов компании. В результате квартальный убыток Mattel составил $11,2 млн против прибыли на уровне 38,5 млн долларов годом ранее.
Такое падение стало самым глубоким среди всех брендов компании. Спрос на американском рынке снижается, а склады международных дистрибуторов затоварены, объяснили в Mattel, также посетовав на слабые продажи персонажей мультфильма Disney "Джейк и пираты Нетландии" (на основе сюжета сказки о Питере Пене).
По данным агентства Reuters, это первый квартальный убыток компании примерно за 5 лет. В Mattel объясняют снижением спроса на американском рынке высоким уровнем складских запасов, оставшихся с прошлого года на некоторых международных рынках.
Уже по итогам 4-го квартала 2013 года продажи кукол Barbie во всем мире показали почти аналогичное 1-му кварталу 2014 года сокращение - на 13%, а по итогам всего 2013 года - на 6%. Тогда генеральный директор Mattel Брайан Стоктон посетовал, что компания не оправдала собственных ожиданий роста в 4-м квартале и по всему году в основном из- за слабых показателей на рынке США. Противоположная тенденция наблюдалась в Китае и России - здесь компании удалось добиться значительного роста. Впрочем, точные данные глава компании не привел.
{history:19206:'Смотрите также':'left':'100'}
Представитель российской торговой сети “Детский мир” Надежда Киселева подтвердила, что "в отличие от потребителей США, мы не чувствуем снижения спроса на куклы Barbie". Более того, результаты продаж российской сети свидетельствуют о растущем интересе к этой игрушке и другим брендам Mattel, например MonsterHigh, который занимает первые строчки продаж среди всех кукол.
Несмотря на снижение продаж в мире, Mattel не собирается отказываться от Barbie. В ходе недавней телефонной конференции Стоктон пообещал, что в 2014 году у этой куклы появится "новый образ и упаковка", будет запущена новая рекламная компания и новая "модная кукла Barbie Style dolls, передает AFP. Mattel помимо этого вместе с Sony Pictures снимет первый в 55-летней истории куклы художественный фильм, чтобы восстановить интерес детской аудитории к игрушке.
Аналитик BMO Capital Markets Геррик Джонсон заявил AFP, что, по его мнению, такое падение продаж Barbie не связано с перераспределением детской аудитории в сторону компьютерных игр и других гаджетов, а происходит из-за "цикличности" бизнеса игрушек, когда периоды значительного роста сменяются снижением. Например, продажи других брендов игрушек для девочек Mattel в 1-ом квартале 2014 года выросли на 4% до $212,9 млн в основном за счет "Princess Disney" и кукол серии Ever After High.
Согласна с мнением западных аналитиков и президент российской Ассоциации индустрии детских товаров Антонина Цицулина: "Тенденция перехода предпочтений детей от кукол к гаджетам, конечно есть, но она не так серьезна, тем более производители кукол обеспечивают своим брендам серьезную мультимедийную поддержку в виде мультфильмов, игр или сериалов". К тому же, считает Киселева из “Детского мира”, цифровые гаджеты интересны, в первую очередь, мальчикам, поэтому маловероятно, что они соперничают с брендами Mattel. "Скорее, можно говорить о конкуренции Barbie с интерактивными мягкими игрушками, пользующимися высоким спросом у девочек", - полагает она.
Киселева связывает глобальное снижение спроса на Barbie в большей мере не с меняющимися интересами детей, а ростом конкуренции на этом рынке. Среди конкурентов этого бренда кукол Цицулина назвала кукол Winx, Bratz и Monster High (бренд также принадлежит Mattel). "Barbie все равно покупается, но таким монополистом, как раньше, она уже никогда не будет", - считает отраслевой эксперт.
Эксперты сходятся во мнении, что мультимедийные игры не вытеснят кукол. Проректор российского Института практической психологии и психоанализа Татьяна Умникова уверена, что традиционные куклы нужны детям, они позволяют ребенку проработать ролевые модели социального поведения. "Электронные, интерактивные игрушки, к сожалению, гасят развитие воображения ребенка", - пояснила она. Именно поэтому психологи сейчас нередко применяют именно кукол, в том числе Barbie, в игровой терапии, в создании "кукольных семьей", отметила Умникова.
По данным Ассоциации индустрии детских товаров, годовой оборот рынка игр и игрушек в РФ составляет 165 млрд рублей - это 25% рынка детских товаров. На импорт приходится 82% При этом на долю кукол и мягких игрушек - примерно четверть рынка.
Компания Mattel была основана в 1945 году и производит куклы Barbie, игрушки для малышей Fisher-Price, игрушечные автомобили под марками Hot Wheels и Matchbox, игрушки и книжки под брендом American Girl и по лицензии детские товары под марками Sesame Street, Barney, Ferrari. Игрушки Mattel продаются на территории 150 стран. Продажи Mattel по итогам 2013 года выросли на 1% до $6,48 млрд.