МОСКВА, 26 сентября. /ИТАР-ТАСС/. МЭР РФ оценивает рост ВВП в четвертом квартале в годовом исчислении на уровне 0,1%, по отношению к третьему кварталу показатель может вырасти на 0,6%, говорится в утвержденном макроэкономическом прогнозе Минэкономразвития до 2017 года.
При этом оценка роста показателя в целом за 2014 год сохранена на уровне 0,5%.
Ранее замглавы Минэкономразвития Алексей Ведев не исключал, что этот прогноз по итогам года может быть превышен.
В третьем квартале в годовом исчислении ожидается рост на 0,2%, в квартальном - 0,1%.
В целом, по данным министерства, ожидается, что во втором полугодии рост ВВП по отношению к соответствующему периоду прошлого года "будет практически полностью исчерпан".
Прежде всего это связано с замедлением роста потребительского спроса и спадом физических поставок товарного экспорта.
Неблагоприятный эффект базы сохранит во втором полугодии негативные тенденции динамики инвестиций. Положительный эффект на ВВП, связанный с углублением спада поставок по импорту (и соответственно, увеличение чистого экспорта, который учитывается при расчете ВВП), большей частью будет компенсирован снижением товарных запасов продовольственной продукции.
Бюджетный дефицит
МЭР РФ ожидает в 2014 году незначительный дефицит федерального бюджета в объеме 0,02% ВВП. Об этом говорится в утвержденном макроэкономическом прогнозе Минэкономразвития до 2017 года.
При этом в 2015-2017 годах дефицит федерального бюджета повысится до 0,4-0,6% ВВП. После временного повышения ненефтегазового дефицита федерального бюджета в 2014-2015 годах до 10,1-10,4% ВВП в 2016-2017 годах он снизится до 9,7% ВВП, считают в МЭР.
Согласно базовому сценарию прогноза, федеральный бюджет на 2015-2017 годы будет сбалансирован при базовой цене на нефть $96 за баррель при прогнозной оценке на тот же период $100 за баррель ежегодно.
"Таким образом, учитывая превышение прогнозной цены на нефть над базовой ценой, в 2015-2017 годах планируется пополнение Резервного фонда дополнительными нефтегазовыми доходами в объемах 0,5-0,6% ВВП", - говорится в материалах МЭР.
Однако, несмотря на планируемое пополнение Резервного фонда, существуют также риски неисполнения программы приватизации федерального имущества и программы заимствований в полном объеме, что может потребовать замещения недополученных средств за счет дополнительных нефтегазовых доходов и/или средств Резервного фонда.
Запланированная Минфином на 2015 год значительная мобилизация дополнительных ресурсов (за счет отмены "порогового значения" базы для начисления страховых взносов в ФОМС и продления моратория на передачу накопительных пенсий) в объеме около 850 млрд рублей, по оценке МЭР, позволит сформировать сбалансированный бюджет в базовом варианте.
Что касается региональных бюджетов, то, по оценке МЭР, дефицит консолидированных бюджетов субъектов РФ к 2017 году сократится до 0,8% ВВП против 1% в 2013 году. Государственный долг региональных бюджетов возрастет с уровня 2,5% до 5,% ВВП.
Отток и инвестиции
Вместе с тем МЭР РФ повысило оценку роста инвестиций в основной капитал на 2015 год с 1,5 до 2%, говорится в прогнозе.
Базовый прогноз на 2016 и 2017 годы остался на прежнем уровне - 1,6 и 2,9% соответственно. В текущем году МЭР по-прежнему ожидает снижения этого показателя на 2,4%.
Министерство также уточнило прогноз по оттоку капитала в 2015-2017 годах. Теперь базовый прогноз предполагает отток в 2015 году на уровне $50 млрд, в 2016 году - $30 млрд, в 2017 году - $20 млрд (прежний базовый прогноз - $40 млрд, $20 млрд и $10 млрд оттока соответственно).
Кроме того, МЭР уточнило базовый прогноз по росту оборота розничной торговли в 2016 и 2017 годах - с 3 и 3,7% до 2,9 и 3,4% соответственно. При этом ожидания на 2014 и 2015 годы остались прежними - рост на 1,9 и 0,6% соответственно.
Стрессовый сценарий
Прогноз МЭР также содержит стрессовый сценарий развития экономики, предполагающий в 2015 году снижение цены на нефть до $91 за баррель и падение ВВП на 0,6%.
Как говорится в материалах МЭР, стрессовый сценарий тестирует экономику на ухудшение ситуации в мировой экономике, приводящее к более сильному уменьшению цен на нефть.
В этих условиях среднегодовая цена на нефть Urals в 2015 году понижается до $91 за баррель (базовый прогноз на 2015-2017 годы - $100), в 2016-2017 годах предполагается ее фиксация на уровне $90 за баррель.
"Учитывая сильную зависимость российской экономики от мировой конъюнктуры, этот сценарий в наибольшей степени обостряет риски устойчивости банковской системы, платежного баланса и общего уровня уверенности экономических агентов", - отмечают в МЭР.
В условиях этого сценария ожидается снижение ВВП в 2015 году на 0,6% и восстановление на уровне 1,7-2,8% в 2016-2017 годах.
Эффект санкций
Минэкономразвития РФ не исключает скачка цен на овощи зимой-весной 2015 года из-за продуктовых санкций, говорится в прогнозе.
"В 2014 году ожидается рост объемов производства овощей на 0,4%, картофеля - на 2%. Толчком к развитию овощеводства может стать введенный в августе запрет на ввоз из ряда стран сельхозпродукции. Однако зимой-весной 2015 года возможен скачок цен, связанный с невысоким уровнем развития и обеспечения соответствующих технологий и оборудования по хранению овощей и картофеля", - говорится в документе.
Положительный эффект от продовольственных санкций заключается в расширении доступа отечественной продукции в торговые сети, считают в министерстве. В дальнейшем для повышения конкурентоспособности отрасли требуются технологическая модернизация, улучшение инфраструктурной составляющей сектора.
Прогнозируемый рост урожая овощной продукции в среднесрочной перспективе обусловлен увеличением доли производства в корпоративном секторе, расширением площадей по хранению, а также модернизацией мощностей по первичной переработке продукции.
При этом наращивание производства овощей ожидается в первую очередь за счет увеличения производства овощей в защищенном грунте. По данным Росстата, в 2013 году площадь теплиц в РФ в предприятиях АПК составила 1,9 тыс. га.
Производство овощей в защищенном грунте в РФ не удовлетворяет потребности населения, и недостающее количество продукции поступает по импорту. Для роста производства и импортозамещения необходимо дополнительно построить 2,6 тыс. га современных теплиц, подсчитали в Минэкономразвития.
В 2017 году к 2013 году производство овощей вырастет, по оценке министерства, на 4%, картофеля - на 6-8%.
Россия с 7 августа 2014 года ввела на год продовольственное эмбарго на ввоз мясной, молочной, плодоовощной продукции из стран, ранее поддержавших санкции против экономики и ряда граждан России на фоне кризиса на Украине, - ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии.
Как отмечает МЭР, западные санкции против банковского сектора РФ могут негативно отразиться на развитии отечественной животноводческой отрасли. При этом, по оценке министерства, интенсификация производства и рост доли корпоративного сектора позволят реализовать производственный потенциал и нарастить объемы выпуска животноводческой продукции к 2017 году на 8-9% по сравнению с 2013 годом.
С ростом отечественного производства мясной продукции наблюдается непрерывное вытеснение импорта и укрепление позиций на внутреннем рынке, считают в Минэкономразвития.
Доля импорта мяса в потреблении в 2017 году, по оценке министерства, составит 16%. Кроме того, дополнительным стимулом развития сектора могут стать продуктовые санкции, которые будут способствовать дальнейшему импортозамещению. В 2013 году доля импортных поставок мяса птицы из стран, в отношении которых действует эмбарго, составила порядка 8% в потреблении, свинины - 22%.
Для восстановления выбывших с рынка объемов рассматриваются варианты использования отечественных ресурсов и расширения поставок из Латинской Америки, Белоруссии, Китая, Турции, говорится в документе.
В то же время запрет на ввоз мясной продукции из санкционного списка в результате ограничения конкуренции в краткосрочной перспективе отразится на росте цен по всей товаропроводящей цепи, подчеркнули в МЭР РФ.
Товарооборот с Украиной
Министерство не ожидает возвращения товарооборота с Украиной на уровень 2011-2013 годов в среднесрочной перспективе.
"Крайняя неопределенность положения на Украине и возможное влияние сложившейся ситуации на формирование торгово-экономических связей России с этой страной не позволяют в настоящее время осуществить полноценную оценку как объема товарооборота с Украиной, так и воздействия на торговлю России с третьими странами (включая членов СНГ), - отмечается в документе. - При этом основные риски для России связаны с развитием событий по предельно негативному сценарию, в том числе весьма высока вероятность значительного свертывания товарообмена с этой страной".
"В этой связи в среднесрочной перспективе - даже при быстрой стабилизации политического и экономического положения на Украине - мы не ожидаем достижения объема российско-украинской торговли на уровне 2011-2013 годов. Предполагается, что существенно уменьшится внешнеторговый оборот, произойдет сворачивание научно-технического, кооперационного и инвестиционного взаимодействия, упадет доля Украины во внешней торговле России товарами, услугами и технологиями", - считают в МЭР.
По расчетам министерства, прежде всего сократятся объемы поставок российского природного газа, на долю которого в 2010-2013 годах приходилось в среднем около 40% стоимости экспорта из России, из-за приостановки поставок газа на Украину в связи с задолженностью по оплате и отсутствием договоренностей о газовой цене.
"Украина продолжает политику по сокращению энергетической зависимости от России и надеется на реверсные поставки газа из Словакии в объеме около 8 млрд куб. м газа в год, что составляет примерно треть российских поставок в 2013 году, - отмечают в МЭР. - Ожидается сокращение двусторонней торговли рядом промышленных товаров (изделия машиностроения, минеральные удобрения, стальная продукция и др.).
В 2013 году товарооборот между РФ и Украиной составлял $39,5862 млрд.