21 ноября 2014, 15:44

Росавиация впервые с кризиса в Египте фиксирует падение авиаперевозок за рубеж

ИТАР-ТАСС/ Марина Лысцева
Непосредственно в международном сегменте "проседают", прежде всего, перевозки между РФ и странами СНГ

МОСКВА, 21 ноября. /ТАСС/. В октябре впервые за 3,5 года зафиксировано падение авиационных перевозок в международном сегменте, следует из статистики основных показателей работы гражданской авиации, опубликованной Росавиацией.

Российскими авиакомпаниями перевезено 3,675 млн человек, что на 1,8% меньше, чем в октябре 2013 года.

С начала года происходит замедление темпов роста авиационных перевозок в первую очередь из-за замедления в международном сегменте.

Статистика включает в себя перевозки между Россией и странами СНГ и между Россией и дальним зарубежьем. И с апреля 2014 года - из-за событий на Украине - количество пассажиров, перевезенных между РФ и странами СНГ, падает, что в свою очередь отражается на общих показателях: рост перевозок в апреле составлял только 8,6% (1,4% роста в международном сегменте при 16,1% роста пассажиропотока на внутренних линиях).

В период летних отпусков ситуация улучшилась. В июне рост общего пассажиропотока составлял 13,8% (международный - 7,8%, внутренний - 21,6%); в июле - 15,7% (8% и 25,3% соответственно), в августе - 14,3% (6,1% и 24,3% соответственно).

Но осенью вновь началось замедление: в сентябре зафиксирован рост в 8% (1,4% на международных линиях и 16% на внутренних линиях), а в октябре показатели еще больше снизились - уже до 6% роста.

Непосредственно в международном сегменте "проседают", прежде всего, перевозки между РФ и странами СНГ - минус 11,1% в сравнении с октябрем 2013 года. В сегменте перевозок в дальнее зарубежье пока фиксируется рост, но минимальный - 0,1%.

"С момента кризиса 2009 года снижение пассажиропотока на международных рейсах месяц к месяцу произошло во второй раз: в марте 2011 года пассажиропоток на международных рейсах снизился на 1%, что по большей части было связано с политической обстановкой в Египте", - говорит аналитик инвесткомпании "Регион" Алла Юрова.

Отрицательная динамика пассажиропотока российских авиакомпаний на международных рейсах в октябре 2014 года по сравнению с тем же месяцем прошлого года в том числе связана и с эффектом высокой базы, напоминает аналитик: в октябре 2013 года международный пассажиропоток увеличился на 14,6%, при том что динамика в сентябре тогда составила всего 7,9%.

В целом за десять месяцев 2014 года рост пассажиропотока российский авиакомпаний остается в области двузначных чисел - плюс 11,2% в сравнении с январем- октябрем 2013 года. Перевезено почти 80,5 млн пассажиров, из которых более 41 млн человек по международным линиям (рост на 4,9%).

Международные авиаперевозки - сегмент, который приносит авиакомпаниям основную прибыль. При этом согласно последнему бюллетеню Минтранса, доналоговая прибыль крупных и средних предприятий, работающих в авиационной отрасли, уже снизилась почти в 2 раза по состоянию на 1 сентября 2014 года (в сравнении с 1 сентября 2013 года): если в прошлом году она достигала почти 22 млрд рублей, то сейчас - около 13 млрд рублей.

В мониторинг Минтранса включены 116 предприятий воздушного транспорта: 66 из них получили прибыль более 24 млрд рублей, остальные по состоянию на 1 сентября 2014 года зафиксировали убыток более чем в 11 млрд рублей.

Рост тарифов на услуги воздушного транспорта остается самым низким в целом по транспорту: по данным Минтранса, он составил 4,6% за девять месяцев 2014 года к аналогичному периоду 2013 года.