2 февраля 2023, 15:40
Статья

О том, как отечественные игроки занимают ниши, освободившиеся после ухода зарубежных брендов, — в материале ТАСС

Александр Щербак/ ТАСС

В условиях санкций российский рынок одежды сумел избежать дефицита и просадки. Уходом международных ретейлеров сумели воспользоваться отечественные бренды: ренессанс переживают большие магазины мультибрендовых форматов с российскими марками, а за премиальный сегмент борется авторский дизайн. При этом, согласно мнению экспертов, есть риск, что с уходом с рынка мировых лидеров может упасть планка качества товаров и сервиса, которую они подняли на высокий уровень. 

Как отмечает в разговоре с ТАСС гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс, в условиях неопределенности спрос падает, а финансовых ресурсов для дальнейшего роста у российских производителей не хватает. По данным Fashion Consulting Group, с марта 2022 года более 80 международных ретейлеров одежды решили закрыть или остановить бизнес в России. Часть компаний ушли полностью, например, H&M, LVMH и другие. Около 27 брендов передали или продали бизнес в управление локальным или партнерам из третьих стран на условиях ребрендинга и смены вывески. К примеру, практически сразу возобновили работу магазины польской LPP (марки Reserved, Cropp, House, Sinsay и Mohito) под укороченными названиями Re, Cr, XC, Sin и MO и с китайским инвестором FES Retail. В новых мультибрендовых магазинах российской Sneaker Box с осени можно найти Reebok, Adidas и другие популярные марки спортивной обуви. У кого-то уходит больше времени: испанская компания Inditex (Zara, Pull&Bear, Oysho, Bershka, Stradivarius и Massimo Dutti) в октябре сообщила о соглашении по продаже своего бизнеса в России ливанской группе Daher, но переоткрытие под новым названием ожидается не раньше февраля 2023 года.

Неопустевшие полки

"Свято место пусто не бывает", — подчеркивал в апреле 2022 года президент России Владимир Путин, говоря о том, что отечественные дизайнеры одежды займут ниши, освободившиеся после ухода зарубежных брендов. Многие локальные игроки делали это проактивно. "Прежде всего это крупные российские сети и дистрибуторы — такие лидеры, как Gloria Jeans, Melon Fashion Group, "Спортмастер", Jamilco", – говорит Анна Лебсак-Клейманс. Так, Gloria Jeans в 2022 году сообщала об открытии и переезде на новые площади уже около 70 своих магазинов. Melon Fashion Group (марки Zarina, Befree, Love Republic и Sela) заявила о планах по открытию 500 магазинов в течение ближайших трех лет, "Спортмастер" — 50 гиперсторов в 2023 году. Также производственные компании из Белоруссии, Киргизии, Казахстана и Узбекистана начали более активно развивать в РФ собственные розничные бренды.

Кроме того, добавляет Анна Лебсак-Клейманс, 2022-й стал годом ренессанса российских мультибрендовых форматов большого размера (до 4–5 тыс. кв. м), которые представляют на площади с едиными торговыми стандартами брендовые корнеры локальных марок. Среди таких игроков "Телеграф" (Москва), Slava и Slava Kids (Санкт-Петербург), Conceptm.store (Москва), HiLight (Екатеринбург), O Da Brands (Казань), проект "Теплица" (Омск). Они становятся флагманами в ТЦ, которые заменяют крупных международных "генераторов трафика" c широким предложением, какими были H&M, Inditex, Uniqlo.

Одновременно на фоне ухода сильных международных конкурентов появилась новая волна ретейлеров. "Это небольшие авторские бренды, на развитие которых повлияли ограничения в доступе к социальным сетям. Это отчасти явилось дополнительным стимулом переноса активности в офлайн", — поясняет Анна Лебсак-Клейманс.

Премиальный сегмент

В количественном выражении премиальный сегмент модного рынка потерял больше других — две трети люксовых компаний покинули российский рынок. Впрочем, отмечает Анна Лебсак-Клейманс, некоторые компании частично продолжают поставки своих коллекций в границах санкционного порога закупочных цен — 300 долларов/евро.

Но даже самые известные премиальные универмаги и крупные мультибренды — ЦУМ в Москве, ДЛТ в Санкт-Петербурге, Lukse в Новосибирске, Avenue VIP в Казани, а также такие концепт-сторы, как КМ20, Leform, — теперь активно продают бренды локальных дизайнеров. "Если раньше российские бренды составляли не более 15–20% от всего предложения, то теперь доля российского предложения может достигать 50% в залах премиальных ретейлеров", — говорит Анна Лебсак-Клейманс.

Перестройка рынка

Уход иностранных игроков также помог отечественным производителям компенсировать общее сокращение рынка. К примеру, по последним данным "Сбериндекса", в октябре — декабре номинальные расходы россиян на одежду, обувь и аксессуары снизились на 11,6%, 2,8% и 20,9% соответственно. "Но в итоге сложилась ситуация, когда с одной стороны рынок в целом падает, а отдельные продавцы на этом рынке сильно растут. Некоторые из продавцов выросли кратно", — отмечает партнер аналитической компании Data Insight Федор Вирин.

Общее сокращение спроса сопровождалось и ростом цен из-за глобальной инфляции, проблем в мировой логистике и скачков курса рубля. Как отмечает Анна Лебсак-Клейманс, дорогие бренды, покупатели которых ориентированы на качество, повысили цены почти на 50%, массовым брендам удалось удержать рост цен в пределах 25–30%. Данные Росстата скромнее: одежда в январе — ноябре 2022 года в годовом выражении подорожала на 8%, трикотажные изделия — на 9,5%, обувь — на 7,2%.

Тем не менее неизбежным стало смещение массового спроса в сторону бюджетного предложения. По данным Fashion Consulting Group, в 2014 году на премиальный сегмент приходилось 10% рынка, на средний сегмент — 41%, на бюджетный сегмент — 49%, а в 2022 году на премиальный сегмент — 8%, на средний сегмент — 20%, на бюджетный сегмент — 72%.

Рост производства и доходов

Данные Росстата свидетельствуют, что сложившиеся обстоятельства позволили российским легкопромышленникам преодолеть весенний шок и нарастить производство как в деньгах, так и в номинальном выражении. Так, в январе — ноябре 2022 года в денежном выражении выпуск одежды вырос на 42,8% (год к году), при этом только в ноябре оборот по сегменту составил 39 млрд рублей.

В номинальном выражении последние данные Росстата говорят о росте производства одежды за 2022 год только на 2,1%, но причина — в снижении производства на 2,8% в первом полугодии, которое было позже компенсировано. При этом в ноябре и декабре 2022 года месячный рост в годовом выражении достигал уже 8,7% и 10,4% соответственно. Для сравнения: выпуск автомобилей за 2022 год упал на 67%, производство шин — на 21,4%, телевизоров — на 36%, стиральных машин — на 49,2%, холодильников — на 42,2%.

При этом, по данным Росстата, в январе — октябре 2022 года общая прибыль организаций в производстве одежды выросла в годовом выражении на 73,6%, до 27,7 млрд рублей, а доля прибыльных компаний в отрасли составила 82,5%.

Перетекание в онлайн

Также своим уходом из России западные бренды подстегнули и развитие интернет-торговли. В борьбе за внимание покупателей многие уходящие ретейлеры устроили распродажи своих коллекций. К примеру, Inditex с целью полной ликвидации передал свои коллекции Wildberries, авторизованные коллекции Uniqlo предлагаются на Lamoda, напоминает Анна Лебсак-Клейманс. Кроме того, теперь коллекции многих ушедших международных брендов поступают на маркетплейсы, завозятся по параллельному импорту.

По данным Росстата, в общем обороте розничной торговли у первой тройки компаний в сфере продаж через интернет (Ozon, Wildberries и "Ситилинк" обеспечили 43,2% онлайн-продаж без учета МСП) лидирует одежда с долей 16,7%. По оценке Fashion Consulting Group, доля маркетплейсов уже составляет 72% онлайн-фэшн-рынка. Впрочем, шансом воспользовались и представители МСП. По данным "ЮKassa" (сервис финтехкомпании "ЮMoney"), платежи в небольших онлайн-магазинах мужской и женской одежды за 2022 год выросли в 18 раз, покупок стало в 12 раз больше, а средний чек вырос на 55%, до 6 716 рублей.

Проблемы роста

В то же время, как отмечает Анна Лебсак-Клейманс, с уходом с российского рынка лидеров мирового ретейла может упасть планка качества товаров и сервиса, которую они подняли на высокий уровень. Кроме того, добавляет эксперт, вследствие ухода из РФ крупных контейнерных логистических компаний, сокращения доступных авиаперевозок, закрытия территории ЕС для наземного и судоходного транспорта затруднено получение сырья и выполнение заказов из Юго-Восточной Азии.

У многих российских компаний также не хватает ресурсов для масштабирования бизнеса, финансовых или производственных. Как поясняет Анна Лебсак-Клейманс, расходы на поддержание и функционирование бизнеса выросли на 30–50%, средств для экстенсивного роста уже недостаточно. "Говорить о появлении новых брендов пока рано. Запуск новой линейки одежды занимает от шести месяцев до полутора лет", — добавляет Федор Вирин. И на этом пути, отмечает эксперт, самое сложное сейчас — это масштабируемость производства. "Фактически отсутствует производственная база для пошива в условиях резко выросшего спроса у оставшихся производителей. Китай пока еще стоит, а российские фабрики перегружены, Узбекистан не перестраивается быстро под новые запросы, Белоруссия перегружена... Шить пока негде", — считает он.

Но основная проблема для ретейла сейчас — неясность перспектив, ведущая за собой падение покупательской активности. "Без стабилизации в повседневной жизни падение потребительского спроса продолжится, и все остальные меры будут иметь вторичный характер", — говорит Анна Лебсак-Клейманс. Видят это и финансовые власти. Как отмечается в последнем бюллетене ЦБ РФ "О чем говорят тренды", сохранение повышенной нормы сбережений и осторожное потребительское поведение продолжают сдерживать потребительский спрос в начале 2023 года. 

Теги:
Россия