ЭЛЬ-КУВЕЙТ, 16 февраля. /Корр. ТАСС Василий Вавилин/. Представитель Кувейта в ОПЕК Мухаммед аш-Шатти рассказал в интервью ТАСС о своих прогнозах состояния мирового нефтяного рынка на предстоящие два года.
- Не могли бы вы описать ситуацию на нефтяном рынке в последнее время?
- Рассмотрим два полугодия. В первой половине растет спрос. Он составит 92,5 миллиона баррелей в день (по данным последнего отчета Международного энергетического агентства - прим. корр.). Не входящие в ОПЕК страны будут поставлять 57,4 млн баррелей. Прибавляем 6,55 (производимые ОПЕК газоконденсатные жидкости, NGLs - прим. корр.) и получаем 63,95 млн баррелей. Это значит, что ОПЕК должны производить 28,55 млн для стабилизации рынка. Если ОПЕК продолжит производить порядка 30,2, то в целом профицит будет в размере 1,65 млн баррелей. Исторически всегда возникал излишек - 0,4 млн. Таким образом, можно говорить, что профицит в первой половине составит 1,2 млн баррелей в сутки. Это последние данные Международного энергетического агентства.
Во второй половине ситуация обещает быть лучше. Мировой спрос вырастет до 93,95 бареллей. Страны, не входящие в ОПЕК, будут производить 57,55, прибавляем 6,6 (NGLs) и получаем 64,15 млн баррелей. Таким образом, если ОПЕК сохранит уровень производства, то профицит составит всего 0,4 млн. Поэтому все верят, что рынок начнет восстанавливаться, цены во втором полугодии (на нефть) будут выше. Но в первом есть большой профицит - 1,2 млн. Хуже всего ситуация сложится во втором квартале - с апреля по июнь, так как в этот период многие НПЗ (нефтеперегонные заводы) проходят обслуживание. Спрос на сырье в этот период значительно падает. Запасы сырой нефти растут, что оказывает давление на цены. Консалтинговая компания Sira прогнозирует, что цена нефти марки Brent будет в районе 40 долларов во втором квартале.
В целом можно сказать - в первой половине роль сыграет профицит, во второй половине 2015 года ожидается рост и большая стабильность. Отмечу, что все излишки производятся вне стран ОПЕК. Поэтому эту проблему (профицита) невозможно решить внутри организации, так как уровень производства членами ОПЕК не увеличился, он сохранялся в районе 30 млн баррелей. Рост наблюдался вне, а такое производство не контролируется правительствами, которые могли бы сказать: "увеличить или снизить добычу". Его контролируют компании, а компании заботятся о постоянном денежном притоке. Показателем для них является уровень цен. Свою роль здесь должен сыграть рынок, он сам должен установить баланс. Цены должны упасть настолько низко, чтобы этот баланс восстановился. Признаком восстановления можно назвать закрытие буровых установок в США и объявление различными компаниями о сокращении капитальных расходов (CAPEX), то есть сокращении инвестиций в технологии разработки месторождений, что в итоге предполагает снижение добычи, а точнее замедление темпов роста добычи. Таким образом, во втором полугодии придет стабильность, а ясной ситуация будет в 2016 году.
- Хотелось бы уточнить, вы говорите только о США и Канаде?
- О производстве вне стран, входящих в ОПЕК, то есть в Бразилии, России, Канаде, США. Однако значительный рост наблюдается в трех странах: Соединенные Штаты, Канада и Бразилия.
- Но не Россия?
- Нет, Россия остается на одном уровне.
- Насколько ситуация повлияет на западные компании, добывающие нефть с шельфов?
- Она оказывает негативный эффект, однако это не произойдет в одночасье. И здесь никто не преследовал цель навредить кому-либо, речь идет о естественном рыночном механизме.
- Как Вы считаете, почему ОПЕК по-прежнему важна, ведь входящие страны добывают всего порядка 30% от мирового уровня? Почему все следят за организацией?
- Это ошибка. ОПЕК не имеет отношения к установившейся ситуации, организация не стала причиной нынешнего положения дел. Поэтому решение (о сохранении уровня добычи на заседании 27 ноября) было очевидным. И все министры его приняли.
- Тем не менее, внутри ОПЕК идет борьба. Правительства некоторых стран, заявляют о необходимости сокращения добычи.
- Нужно держать в уме один момент - на заседании в ноября все стороны договорились.
- Но так ли это на самом деле?
- Да, конечно. Решение бы не было принято без подписей всех участников. Шел диспут, но в итоге все пришли к соглашению.
- Тем не менее, министр энергетики Алжира после встречи заявил, что нужно было сокращать производство...
- Согласились все. В конце концов каждый поставил свою подпись.
- Каков Ваш прогноз на 2016 год?
- Во втором полугодии 2015-го обстановка будет более или менее сбалансирована. В 2016 нас тоже ждут изменения. Это медленный процесс. Во второй половине текущего года ситуация прояснится.
- А может ли стоимость нефти вырасти до прежнего уровня в 100 долларов?
- Точно не в ближайшее время, даже не в ближайшие пять лет.