18 февраля 2015, 00:21,
обновлено 18 февраля 2015, 04:53
Мировые цены на нефть

Глава ВР: позиции России перед лицом падения цен на нефть лучше, чем у многих стран мира

Глава британской корпорации BP Роберт Дадли
Глава британской корпорации BP Роберт Дадли
"Российская добыча нефти не упадет, а останется примерно на том же уровне", - считает Роберт Дадли

ЛОНДОН, 17 февраля. /Корр. ТАСС Илья Дмитрячев, Роман Подервянский/. Позиции России перед лицом нынешнего глубокого падения мировых цен на нефть лучше, чем у многих стран мира. Такую оценку в разговоре с корр. ТАСС во вторник высказал глава ВР Роберт Дадли в лондонской штаб-квартире энергетической группы.

"Прекрасный стимул"

"В такие периоды, как сейчас, огромные объемы денежных потоков перемещаются между странами, в том числе - между добывающими и потребляющими нефть. Если посмотреть, Индия, Китай, Индонезия, Япония - больше половины людей на планете, видят в этом прекрасный стимул", - отметил Дадли. Вместе с тем, признает он, в настоящее время, "действительно, сложный период для добывающих стран по всему миру".

По его оценкам, определенный баланс с точки зрения негативного влияния сокращения доходов от продаж энергоресурсов и возможностей, которые открывает их удешевление для развития экономик, есть в Великобритании, с учетом давно падающих объемов добычи североморской нефти, а также в США и Канаде. "В России, странах Ближнего Востока, многих мировых государствах, добывающих нефть и газ, сейчас наступило время испытаний", - указал он.

В чем преимущества у России

Однако у России есть некоторые позитивные естественные факторы, уверен Дадли. "Структура расходов выстроена в рублях, которые (обменный курс валюты) двигаются за ценой на нефть, поэтому со структурой расходов работать будет проще, - пояснил он. - Думаю, Россия одна из стран мира, которые быстрее всех перестраивают налогообложение для поддержки отрасли".

"Я испытывают оптимизм в том, что российская добыча нефти не упадет, а останется примерно на том же уровне. Во многих других странах она упадет", - резюмировал Дадли.

Собеседник вновь подчеркнул последовательную позицию компании в отношении ее работы в России. Мы сохраняем абсолютную приверженность нашим инвестициям в "Роснефть" (где ВР владеет 19,75% акций), сотрудничеству в более долгосрочной перспективе и рассматриваем дальнейшие инвестиции в РФ", - сказал он.

Роль спекулянтов преувеличена

Оценивая влияние финансовых спекулянтов, глава ВР заявил, что они неспособны надолго задать тон ценам на мировом нефтяном рынке.

"Я наблюдал за свою карьеру (с 1979 года - прим. корр. ТАСС) четыре периода совершенно драматических падений цен на нефть, - отметил Дадли. - В такие периоды спекулянты подключаются с финансовыми инструментами, и не важно, возьмете вы медь, нефть или золото. Это одна из черт рынка. Но в ВР считают, что более долгосрочная тенденция в этой связи не может быть нарушена. Ценовые потрясения в нашей отрасли случаются. Стабильные цены последних лет были, скорее, исключением из правил".

В свою очередь, главный экономист ВР Спенсер Дейл, отвечая на вопрос корр. ТАСС, следует ли принять меры для ограничения веса финансовых игроков на нефтяных рынках, отметил, что, с одной стороны, вмешательство спекулянтов очень трудно доказать, а с другой, влияние таких сил на рынке никогда не носит долговременного характера.

"Работая раньше в Банке Англии, я много раз сталкивался с замечаниями после движения на рынках, когда кто-то утверждал, что это не было связано с фундаментальными показателями, а за этим стояли спекулянты, - отметил Дейл. - Мы изучали данные до мельчайших деталей, пытаясь установить роль спекулянтов. Можно сказать, что почти никогда не было роли спекулянтов в долговременных тенденциях".

При этом Дейл признал, что "финансовые спекулянты могут влиять на стабильность рынков в краткосрочной перспективе". По его словам, "если цена резко меняется на протяжении недели или в ответ на какую-то одну новость, то, определенно, за этим есть финансовые спекуляции".

"Но падение цен на нефть на 50% на спекулянтов списать нельзя, - добавил он. - За этим стоят более фундаментальные показатели, когда больше производится, чем потребляется на ежедневной основе".

Дадли, в свою очередь, добавил, что "как и с любым сырьем, побочная тонна тут или там может заметно двигать цены", подчеркнув, что в краткосрочной перспективе влияние спекуляций на рынки может быть довольно сильным.

О добыче газа

Экономические санкции оказывают негативное влияние на перспективы добычи сланцевого газа в России, однако при изобилии природного газа необходимости переходить к разработке более сложных месторождений на данный момент нет, считает глава ВР.

"Есть технологический фактор, потому что в санкциях отдельно упомянуты технологии для сланцевых нефти и газа", - сказал он. Дадли обратил внимание на то, что в настоящий момент российские компании "возвращаются к разработке традиционных и менее затратных нефтегазовых месторождений". По мнению главы BP, все это может "отсрочить проекты" по увеличению объема добываемого сланцевого газа, однако, "не окажет столь негативного влияния, как снижение цен на нефть". Последний фактор, уверен Дадли, более отрицательно отразился на российской экономике, чем санкции западных стран сами по себе. "Лично я считаю, что санкции не настолько уж эффективны", - сказал он.

В распространенном BP докладе "Прогноз развития мировой энергетики до 2035 года" ожидания группы по ежегодной добыче газа в РФ к 2035 году снижены до 779 млрд кубометров против 807 млрд кубометров в прошлогодней оценке. В новом прогнозе BP перестала учитывать возможную добычу сланцевого газа в РФ.

Как пояснил, представляя доклад в лондонской штаб- квартире BP, главный экономист корпорации Спенсер Дейл, "отчасти, это является отражением некоторых отдельных сложностей ресурсной базы сланцевого газа в РФ". "Частично, это отражает, наверное, влияние санкций на задействование новых технологий", - сказал он.

Однако, подчеркнул эксперт в разговоре с ТАСС, "в настоящий момент в условиях изобилия обычного газа нет необходимости переходить к разработке более сложных месторождений".

"Огромным фактором является то, что запасы обычного (природного) газа в России очень существенные и обеспечивают намного более экономически обоснованный (ресурс) газа по сравнению с некоторыми иными источниками. Поэтому, по нашей оценке, зачем выбирать то, что дороже и труднее добывать, если достаточно обычного газа для роста", - заметил он.

"Сланцевые газ и нефть в России имеются в существенных объемах. Думаю, речь тут идет о (выстраивании) приоритетов с точки зрения более низкой стоимости добычи и более высокой стоимости продажи", - отметил в свою очередь Дадли.