1 октября 2015, 19:05
Банкротство "Трансаэро"

Решение по банкротству "Трансаэро" принято

EPA/ ROMAN PILIPEY
Все обязательства по перевозке пассажиров будут выполнены, заявил министр транспорта России Максим Соколов

МОСКВА, 1 октября. /ТАСС/. Решение по банкротству "Трансаэро" принято. Об этом ТАСС сообщил источник знакомый с ситуацией.

"По результатам совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева принято решение о процедуре банкротства", - сказал он.

Впрочем, пока, как чуть позже сообщил министр транспорта РФ Максим Соколов, исков от кредиторов "Трансаэро" о банкротстве авиакомпании пока нет (процедуру банкротства запускать могут только кредиторы или сама компания - прим. ред.).

На фоне сообщения о банкротстве акции авиакомпании в ходе торгов на Московской бирже упали на 11,86% до 26 рублей за бумагу.

"Единственный выход"

Ранее ТАСС со ссылкой на источники сообщал, что банкротство "Трансаэро" является единственным выходом из сложившегося положения, а решение по компании может быть принято в четверг на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева.

В среду, 30 сентября, первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов в беседе с журналистами не исключил банкротства авиакомпании "Трансаэро". По его словам, в первую очередь необходимо руководствоваться не спасением компании, а судьбой работающих в ней людей.

Источник ТАСС в Сбербанке сообщил, что окончательного решения по долгу авиакомпании "Трансаэро" перед банком пока не принято.

Из долговой нагрузки "Трансаэро", оценивающейся в 250 млрд руб., 150 млрд руб. приходится на обязательства по лизингу, около 20 млрд руб. составляют долги перед аэропортами и топливно-заправочными компаниями.

ВТБ авиакомпания должна 12 млрд руб., Газпромбанку - 7,9 млрд руб.

О размере долга перед Сбербанком не сообщается.

Совет директоров "Аэрофлота" 3 сентября 2015г. по директиве Минэкономразвития РФ одобрил покупку 75% плюс 1 акция "Трансаэро" за символический 1 руб.

Обязательства будут выполнены

Росавиация направила уведомление "Трансаэро" о запрете продажи билетов, но лицензия не отозвана, сообщил министр транспорта РФ Максим Соколов.

"Мы считаем, что компания не может в дальнейшем осуществлять политику в части продажи билетов на рейсы, которые она осуществляла до настоящего времени, поэтому Росавиация направило соответствующее уведомление о прекращении дальнейшей продажи билетов "Трансаэро" на ее регулярные рейсы", - сказал министр.

"Но что касается пассажиров, которые уже приобрели билеты на регулярные рейсы компании "Трансаэро", а таких порядка 650 тыс. человек, то хочу подтвердить, что все обязательства по перевозке этих пассажиров будут выполнены", - добавил Соколов.

При этом министр отметил, что лицензия у авиакомпании не отозвана, и она продолжает работать.

"Несмотря на запрет продажи билетов, компания продолжает работать, лицензия у нее не отозвана, и фактически вопрос финансового оздоровления и решение всех вопросов, связанных с кредитной задолженностью, находится в активной стадии. То есть мы не говорим об остановке работы компании Трансаэро", - сказал Соколов.

По его словам, крупные кредиторы "Трансаэро" ведут себя адекватно, но пока не договорились о реструктуризации долга.

"Банки и другие финансовые кредиторы не смогли прийти к консолидированному решению по реструктуризации существующей задолженности "Трансаэро" и дальнейшего взаимодействия. Кроме этого, на сегодня нет решения о выделении дополнительной финансовой поддержки со стороны государства. Таким образом, мы столкнулись с ситуацией, когда компания не может выполнять свои финансовые обязательства", - сказал министр.

"Аэрофлот" отказался от оферты

Авиакомпания "Аэрофлот" отказалась от оферты по приобретению 75% акций "Трансаэро". Такое решение было принято сегодня на совете директоров авиакомпании.

"Совет директоров ПАО "Аэрофлот" был проинформирован о том, что акционеры компании "Трансаэро", направившие оферту в ПАО "Аэрофлот", не представили предложение о покупке пакета 75% плюс одна акция ОАО "АК "Трансаэро" в предусмотренные офертой сроки. Несмотря на то, что удалось обеспечить отсутствие проблем на рынке гражданских перевозок и отсутствие социальной напряженности в коллективе "Трансаэро", совет директоров отметил это и принял решение не продлевать сроки оферты акционеров компании "Трансаэро", рассмотренной советом директоров ПАО "Аэрофлот" 3 сентября", - говорится в сообщении авиакомпании.

Совет директоров разрешил менеджменту "Аэрофлота" использовать собственные средства ПАО "Аэрофлот" для нормализации ситуации с "Трансаэро" в рамках установленных лимитов. Кроме того, совет директоров поручил менеджменту разработать комплекс мероприятий по организации или обеспечению компанией "Трансаэро" своих обязательств перед пассажирами, а также минимизировать возможные негативные социальные последствия в трудовом коллективе.

"Аэрофлот гарантирует выполнение обязательств перед пассажирами "Трансаэро": пассажирам будет обеспечена перевозка или возврат денежных средств в случае, если перевозка будет отменена", - заявил гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев, слова которого передала пресс-службе авиакомпании.

"Плановое банкротство"

Решения, принятые по "Трансаэро", по сути, означают плановое банкротство перевозчика, сообщил источник знакомый с ситуацией.

"Аэрофлот" отказался от оферты по покупке 75% плюс одна акция "Трансаэро", принято решение об остановке продажи авиабилетов, все это неминуемо со временем приведет к остановке операционной деятельности авиакомпании", - сказал он.

В качестве примера собеседник агентства привел авиакомпанию "Кубань", в которую в свое время вошел Sky Express. "Они объединились, но потом "Кубань" через какое-то время была обанкрочена", - сказал он.

Проблемы лизингодателя

Решение правительства РФ о банкротстве "Трансаэро" вызовет проблемы у "ВЭБ Лизинга" как одного из основных лизингодателей этой авиакомпании, сообщил источник в авиационной отрасли и подтвердил источник в банковской сфере.

"Решение правительства вызовет проблемы у "ВЭБ Лизинга" как одного из основных лизингодателей "Трансаэро", - сообщил источник в авиаотрасли, комментируя итоги совещания в правительстве.

Источник в банковской сфере подтвердил, что в этой ситуации у "ВЭБ Лизинга" возникают "ряд трудностей". "Проблема существует, и она потребует отдельной проработки (в правительстве)", - сказал также источник в банковской сфере.

Как ранее заявил в интервью ТАСС глава ВЭБ Владимир Дмитриев, при решении проблемы "Трансаэро" нельзя забывать, что серьезные риски находятся в сфере интересов Внешэкономбанка и его дочерних структур. Он отметил, что дочерняя компания "ВЭБ Лизинг" имеет соглашения по финансовому лизингу с "Трансаэро" на сумму 55 млрд руб.

"Переговоры ни к чему не привели"

Переговоры о перевозках пассажиров "Трансаэро" самолетами "Аэрофлота", S7, "Уральских авиалиний" и "Таймыра" пока ни к чему не привели, сообщил ранее источник, знакомый с ходом переговоров.

"Минтранс и Росавиация вели переговоры с разными авиакомпаниями. Кроме "Аэрофлота", это S7, "Уральские авиалинии", "Таймыр", но пока они ни к чему не привели. Разговор был предварительный. Все будет зависеть от того решения, которое будет принято правительством. В случае банкротства "Трансаэро" цепная реакция неминуема - рейсы отменят, и нужно будет обеспечить вывоз пассажиров. Но авиакомпании должны понимать, какую компенсацию или премию они получат", - сказал он.

По его словам, "Аэрофлот", который ежесуточно тратит на поддержание деятельности "Трансаэро" порядка 200 млн рублей, прекратит оплату заправки самолетов "Трансаэро" с 0:00 2 октября.

"Аэрофлот" уже разослал соответствующее письмо аэропортам. Проблемы, отметил он, уже начались, аэропорт турецкого города Анталья сегодня не выпустил три чартерных рейса "Трансаэро" в Москву, Омск и Екатеринбург. "Не выпускали около 700 пассажиров. И это только первый звоночек. В Анталью "Трансаэро" ежедневно выполняет семь рейсов. Другие аэропорты тоже схватятся", - считает собеседник ТАСС. 

Билеты продолжают продаваться

Авиабилеты "Трансаэро" пока продолжают продаваться как по международным, так и по внутренним направлениям, через порталы крупнейших агрегаторов и на сервисах онлайн бронирования поездок. Свидетельствуют данные skyscanner.ru, aviasales.ru и других аналогичных ресурсов, изученных корр.ТАСС.

Продажа билетов продолжается и напрямую через авиакомпанию.

"Трансаэро" продолжает продавать билеты на свои рейсы, в том числе международные, свидетельствует разговор корреспондента ТАСС с сотрудником колл-центра авиакомпании.

Билеты бизнес-класса на самые популярные направления в Германию, Италию, Америку практически полностью раскуплены, в наличии имеются ограниченное число билетов, сказал сотрудник колл-центра.

В частности, на вопрос корреспондента о наличии билетов в Нью-Йорк, сотрудник колл-центра сообщил о том, что есть билеты на октябрь, во Франкфурт на ноябрь, в Милан на декабрь и январь.

Открытое письмо АТОР

Ассоциация Туроператоров (АТОР) опубликовала открытое письмо министерству транспорта РФ, министерству культуры РФ, Федеральному агентству воздушного транспорта (Росавиации) по вопросу выполнения рейсов авиакомпании "Трансаэро". 

"Ассоциация туроператоров обращается ко всем ответственным ведомствам с просьбой - всесторонне рассмотреть варианты предоставления гарантий всем пассажирам, чтобы в случае негативного сценария развития событий с "Трансаэро" им была бы предоставлена перевозка на бортах других авиакомпаний", - говорится в тексте письма, размещенного на сайте АТОР.

Представители ассоциации уверены, что "в сложившейся ситуации крайне важно избрать то решение, которое позволит выполнить обязательства перед всеми пассажирами авиакомпании, независимо от того, каким способом ими приобретались авиабилеты на рейсы перевозчика".

В письме также отмечается, что АТОР готова участвовать в рабочих группах и комиссиях по вопросам авиакомпании "Трансаэро" и оказывать всемерную помощь и поддержку для выработки решений, обеспечивающих права потребителей и юридических лиц, имеющих договорные отношения с данным перевозчиком.

Банкротство "Трансаэро" может пройти без последствий для российского туррынка, но этот вопрос во многом зависит от решения по проданным авиабилетам, сообщила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.

"Пока рано говорить о каком-то уроне, который может быть нанесен российскому турбизнесу с уходом "Трансаэро" с рынка, - сказала Ломидзе. - Возможно, удастся обойтись без каких-либо последствий для рынка. Но это будет понятно только после того, как будет принято решение по рейсам, на которые уже проданы авиабилеты".

 "По нашей информации, оно может быть принято завтра или на днях. До принятия этого решения делать какие-то прогнозы крайне сложно", - заметила она.

В первые дни после ухода с туристического рынка авиакомпании "Трансаэро" ее "коллективно" могут заменить другие авиаперевозчики, считает Ломидзе. Она отметила, что главное решить вопрос: кто будет оплачивать рейсы, которые, предположительно, "Трансаэро" не сможет осуществить.

"Авиакомпании "складчиной" могут заменить "Трансаэро" в первые дни после ее ухода с рынка. Однако нужно решить, кто будет проплачивать рейсы, которые "Трансаэро", предположительно, не сможет осуществить. Другие авиакомпании не могут же их взять и обслужить за свой счет", - подчеркнула Ломидзе.

Она отметила, что в перспективе на российском рынке есть авиакомпании, которые могут занять нишу "Трансаэро" на российском туристическом рынке.