21 октября 2015, 23:43
Банкротство "Трансаэро"

Зачем S7 "Трансаэро": версии и прогнозы

Центральный офис "Трансаэро". Новодережкин Антон/ ИТАР-ТАСС
Центральный офис "Трансаэро"
Эксперты ломают голову, гадая, какова конечная цель сделки

МОСКВА, 21 октября. /Корр. ТАСС Андрей Ковалевский/. Контрольный пакет акций "Трансаэро" покупает совладелец авиакомпании S7 Владислав Филев. Об этом стало известно во вторник, но эксперты до сих пор ломают голову, гадая, какова конечная цель этой сделки. Ведь, казалось бы, все уже решено: чиновники договорились о банкротстве перевозчика, находящегося под операционным управлением "Аэрофлота". Росавиация завершает проверку, по итогам которой сертификат эксплуатанта должен быть аннулирован. "Аэрофлот" в качестве компенсации за развоз пассажиров забирает международные маршруты.

Акции к взлету готовы

"Первая версия, о которой гипотетически сейчас можно рассуждать, связана не столько с самой покупкой, сколько с объявлением о ней - это игра на бирже", - рассуждает главный редактор авиационного портала Avia.Ru Роман Гусаров.

По итогам сегодняшних торгов, после того как сделка стала публичной, акции "Трансаэро" взлетели на 187% до отметки 19,5 руб. за одну бумагу. При этом сразу на открытии торгов бумаги компании подскочили на 39,85% до отметки 9,51 руб. за одну акцию. К слову, со 2 сентября по 20 октября цена акций компании обрушилась почти в 13 раз.

"Кто успел реализовать подорожавшие акции, тот и оказался в выигрыше, - говорит Гусаров. - Версия маловероятная, но почему нет".

Впрочем, банк России не установил признаков манипулирования рынком в сегодняшних сделках с акциями "Трансаэро" на Московской бирже, сообщили ТАСС в пресс-службе регулятора.

Сговор с кредиторами

Вторая версия экспертов - совладелец S7 Владислав Филев, покупая контрольный пакет "Трансаэро" действовал напрямую по соглашению с кредиторами. Многие из них, выдавшие в кредит "Трансаэро" десятки миллиардов рублей, осознают, что вернуть деньги в случае банкротства будет крайне тяжело.

Через СМИ Филев, кстати, заявил, что у акционеров "Трансаэро" есть план урегулирования отношений с кредиторами авиакомпании, однако отказался раскрыть подробности. Он также отметил, что новые акционеры всеми силами постараются избежать банкротства авиакомпании.

"Условно говоря, кто-то из кредиторов попросил Филева купить акции, чтобы затянуть процесс банкротства. Например, так мог поступить Альфа-банк, являющийся одним из кредиторов "Трансаэро", чтобы удержать активы до прихода конкурсного управляющего в рамках банкротства авиаперевозчика", - полагает редактор аналитического портала АвиаПорт Олег Пантелеев.

Роман Гусаров из Avia.ru и вовсе считает, что многие кредиторы до сих пор надеются на то, что "Трансаэро" может избежать банкротства.

Эту версию экспертов косвенно подтверждают некоторые сегодняшние заявления кредиторов. "Любое другое решение по "Трансаэро", кроме банкротства, позитивно. Мы готовы вступить в переговоры с новым собственником компании, чтобы попытаться урегулировать вопрос с проблемами авиакомпании", - заявил ТАСС председатель правления Московского кредитного банка Владимир Чубарь.

Борьба за маршруты

Ну и наконец третья, наиболее очевидная и логичная версия сделки, по мнению экспертов, связана с желанием Филева "по-серьезному" включиться в борьбу за международные маршруты "Трансаэро". Именно они в отличии от внутрироссийских маршрутов приносят прибыль. "Купив акции "Трансаэро" и получив доступ к парку широкофюзеляжных дальнемагистральный судов перевозчика, S7 сможет значительно повысить свои шансы в борьбе за международные маршруты с "Аэрофлотом". Например, компания с такими самолетами сможет летать в США", - говорит Гусаров.

Такой сценарий устроит и лизингодателей, и кредиторов. Арендовав самолеты "Трансаэро", S7 будет, выплачивая арендные платежи, соответственно погашать долги "Трансаэро" перед ними.

"Самая большая помощь государства авиакомпании S7, должна заключаться в том, чтобы не мешать ей с точки зрения административных барьеров, не нарушать справедливость. Потому что вполне понятно, что основной бонус или интерес S7 - маршрутная сеть "Трансаэро". И поэтому помощь государства будет заключаться в том, чтобы компания не была лишена приза, за которым она идет", - сказал ТАСС замглавы Минэкономразвития Евгений Елин.

Но уже в среду стало известно, что Росавиация по итогам внеплановой проверки аннулирует сертификат эксплуатанта "Трансаэро". Об этом официально заявил сначала министр транспорта Максим Соколов, а потом и глава Росавиации Александр Нерадько.

Впрочем, аннулирование сертификата эксплуатанта мало что меняет в планах Филева, если они действительно связаны с международной маршрутной сетью "Трансаэро", считают эксперты. Куда более значимой для него должна стать новость о том, что Межведомственная комиссия Минтранса приняла решение о выдачи группе компании "Аэрофлот" пока что временного допуска на 56 международных маршрутов "Трансаэро". Он будет действовать в период с 26 октября 2015 года по 30 октября 2016 года с возможностью дальнейшей пролонгации в зависимости от понесенных "Аэрофлотом" расходов. В Минтрансе, правда, сообщили, что внутрироссийские маршруты могут быть перераспределены между другими перевозчиками без каких-либо ограничений.

Но, как говорил ТАСС источник в авиационных кругах, права "Трансаэро" на убыточные внутренние маршруты российским перевозчикам мало интересны: "при желании поставить на такой маршрут свой самолет по договоренности с аэропортом можно в любой момент".