20 мая 2016, 08:15,
обновлено 20 мая 2016, 10:43

Соколов: Россия готова к реализации таких инфраструктурных проектов, как Hyperloop

Максим Соколов. Алексей Дружинин/ пресс-служба президента РФ/ ТАСС
Максим Соколов

"Наверное, Россия сегодня как никакая другая страна больше всех готова к реализации такого проекта", - отметил глава Минтранса РФ

СОЧИ, 20 мая. /ТАСС/. РФ готова к реализации таких инфраструктурных проектов как Hyperloop (вариант скоростного железнодорожного сообщения - прим. ред.) на своей железнодорожной сети. Об этом сообщил журналистам в рамках саммита Россия - АСЕАН министр транспорта РФ Максим Соколов.

"Наверное, Россия сегодня как никакая другая страна больше всех готова к реализации такого проекта", - отметил он.

"Что касается проекта Hyperloop, аналогичные работы ведутся достаточно давно. Предполагаем ли мы какие-то шаги в связи с этим? В принципе, да, и в нашей транспортной стратегии до 2030 года отражено использование новых наработок в сфере транспорта, в том числе, новых средств транспортных", - сказал министр.

Как ранее сообщал ТАСС, ОАО "Российские железные дороги" изучает возможность использования сверхскоростных поездов Hyperloop ("гиперпетля") для грузовых перевозок. В частности, специалисты РЖД входят в рабочую группу с Hyperloop One с целью изучения данной технологии.

Проект придуманных миллиардером Илоном Маском сверхскоростных поездов на воздушных подушках реализует венчурный фонд Caspian VC Partners, созданный российским бизнесменом Зиявудином Магомедовым. Идея Маска заключается в том, что в трубах над поверхностью земли, в которых поддерживается технический вакуум, с интервалами не более 30 секунд и скоростью вплоть до 1220 км в час будут передвигаться капсулы с пассажирами или грузами.

12 мая в США прошли успешные испытания двигателя, разработанного для будущего вакуумного поезда.

Планы РЖД

Министр отметил, что РЖД планирует развивать новые проекты во Вьетнаме, Индонезии и других странах ЮВА.

РЖД также могут поучаствовать в приватизации греческих компаний в составе консорциума, сообщил Соколов.

"Такая заявка уже подана, РЖД сегодня участвует в первом этапе тендера... Это была не обязывающая заявка... Мы рассмотрим с коллегами из РЖД другие возможные форматы - и работы в консорциуме, не только с греческими компаниями, там и другие компании проявляют интерес, хотя каких-то конкретных переговоров еще не было, но время до окончательного формирования своей позиции есть", - сказал он.

Ранее РЖД подали заявку на предквалификационный этап конкурса по приватизации греческого железнодорожного оператора TrainOSE. По словам первого вице-президента РЖД Александра Мишарина, после принятия решения по участию во втором этапе тендера на приватизацию железнодорожного оператора TrainOSE РЖД изучат вопрос покупки греческой ремонтной компании Rosco.

В конце января стало известно, что Греция перезапускает аукцион по приватизации 100% акций TrainOSE и Rosco, к которым РЖД проявляли интерес еще в 2014 г. Обязывающие предложения по обоим лотам участники должны предоставить до 31 мая.

Изначально приватизация греческих транспортных активов была объявлена в 2013 г. Греция планировала продать на международных конкурсах контрольные пакеты морского порта Салоники, а также железнодорожного оператора TrainOSE и компании по ремонту подвижного состава Rosco.

Получение статуса свободного порта

По словам Сколова, Минтранс изучает возможность распространения статуса свободного порта на новые порты Дальнего Востока.

"Конечно же, такой статус - статус свободного порта - мы изучаем возможность распространить на другие порты Дальнего Востока и таким образом серьезно активизировать грузооборот", - сказал он.

Сейчас статус свободного порта готовится получить порт Владивостока. "Когда мы говорим о свободном порте Владивосток, мы подразумеваем не только сам город Владивосток, где расположен портовый комплекс, но еще с десяток муниципальных образований, где есть возможность развивать портовые терминалы", - отметил министр.

Снижение привлекательности Севморпути

Глава Минтранса РФ полагает, что снижение цен на нефть уменьшило инвестиционную привлекательность Северного морского пути.

Что такое Северный морской путь?

Северный морской путь (СМП) - судоходный маршрут, главная морская коммуникация в российской Арктике. Проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяет европейские и дальневосточные порты РФ, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему. Северный морской путь почти вдвое короче других морских путей из Европы на Дальний Восток. Продолжительность навигации по нему составляет 2-4 месяца, однако, благодаря ледоколам, ее можно увеличить.

По его словам, климатические изменения, повлекшие за собой таяния льдов, увеличивают привлекательность маршрута. "Но с другой стороны, те колебания цен на нефть, которые произошли на рынке в последние два года, к сожалению, серьезным образом снизили реальную инвестиционную привлекательность, экономическую модель функционирования Северного морского пути, поскольку цена на топливо упала и уже не так принципиальны в цене перевозки те затраты, которые транспортные компании тратят на перемещение", - отметил он.

Ранее глава Минвостокразвития Александр Галушка заявил, что объем перевозки грузов по СМП будет увеличен до 60 млн тонн в обозримой перспективе. По словам замминистра по развитию Дальнего Востока Артура Ниязметова, потенциально перспективными для переключения на Северный морской путь ведомство считает 17 транзитных маршрутов, где экономия времени составляет не менее 10%, их общий грузопоток - около 60 млн тонн в год. Большинство из низ составляют маршруты из Восточной Азии в Северную Европу.

Российские экспортные перевозки по Северному морскому пути, по словам замминистра, к 2030 году могут увеличиться до 30 млн тонн в год. Кроме того, налоговые доходы по добыче сырья в Арктике и вывоза его через Северный морской путь могут составить до 40 млрд рублей ежегодно. На сегодня реализации этих прогнозов препятствует отсутствие круглогодичной навигации в Арктике и недостаточная численность ледокольного флота.

Транссибирские роялти

Позиция России по вопросу транссибирских роялти не меняется - это актив, от которого РФ отказываться не собирается, сказал журналистам околов.

"Позиция России по этому вопросу не меняется, она стабильна, это суверенное право нашей страны, прерогатива наших авиационных властей, и соотношение, по которому российские различные авиакомпании получают роялти за пролет по различным участкам транссибирских магистралей, - это наш актив, от которого мы отказываться не собираемся", - подчеркнул он.

Соколов отметил, что РФ намерена развивать маршруты и инфраструктуру транссибирских магистралей, в частности развивать систему управления воздушным движением, строить воздушные центры и так далее.

Ранее стало известно о споре российских и казахских авиавластей об условиях пролетов авиакомпании Air Astana на маршрутах в Монголю через территорию России. Air Astana надеялась совершать их без уплаты транссибирских роялти в пользу "Аэрофлота", взамен предоставив "Аэрофлоту" две частоты на маршрутах Москва - Астана и Москва - Алма-Ата. Российская сторона была готова предложить казахским авиакомпаниям выполнять полеты по транссибирским маршрутам "на весьма льготных" условиях, если Казахстан допустит к себе второго перевозчика из РФ, при условии увеличения количества выполняемых рейсов на маршрутах Москва - Алма-Атаы и Москва - Астана до 7 частот в неделю на каждом маршруте для каждой стороны.

Как сообщалось в протоколе переговоров между делегациями Минтранса РФ и Министерства по инвестициям и развитию Казахстана (размещен на сайте Росавиации), проект "дорожной карты" по решению проблемы Россия направит Казахстану до 20 августа 2016 года. Более подробный план действий обеих стран должен быть подготовлен к 20 августа 2016 года.

Авиасообщение с Украиной

Новых контактов с украинскими властями по возобновлению авиасообщения пока нет, сообщил Соколов.

"Каких-то новых контактов в части развития авиасообщения с конца прошлого года нет", - сказал он.

Авиасообщение с Украиной было закрыто 25 октября 2015 года. В конце сентября 2015 года в санкционный список Украины попал 21 российский авиаперевозчик (среди них и "Аэрофлот", "Трансаэро", S7, "Уральские авиалинии", "Ютэйр"). В качестве ответного шага Росавиация также запретила всем украинским авиакомпаниям летать в Россию.

В апреле Соколов отмечал, что закрытие воздушного сообщения с Украиной и Египтом, ограничение полетов в Турцию и уход с рынка второй по величине авиакомпании "Трансаэро" не оказали существенного негативного влияния на авиаотрасль.

Катастрофа с EgiptAir

На объектах транспортной инфраструктуры РФ действуют повышенные меры безопасности, и еще большего из усиления не планируется, сообщил Соколов, отвечая на вопрос, будет ли усиление мер безопасности в связи с авиакатастрофой EgyptAir.

"У нас и сейчас действует так называемый повышенный уровень опасности, который предполагает ряд дополнительных мероприятий, связанных с функционированием систем безопасности, уровнем досмотра, контроля пассажиров, чистых зон. Следующий уровень предполагает очень серьезные ограничения деятельности аэропортов, потока пассажиров, поэтому мы пока не планируем (усиливать безопасность - прим. ТАСС), но и не снижаем", - сказал он.

Соколов также заявил, что делать выводы в отношении авиабезопасности в Египте после катастрофы с EgyptAir преждевременно.

Министр сообщил, что авиационные власти РФ находятся в постоянном диалоге с египетскими коллегами и "диалог проходит конструктивно". Очередной раз инспекционная проверка проходила во второй половине апреля, по ее итогам было составлено заключение, египетские коллеги его получили и сейчас отрабатывают замечания, которые высказали российские специалисты. "Как только они будут готовы сделать очередной шаг, в том числе, связанный с установлением определенных регламентов по безопасности в своих аэропортах и приобретению соответствующего оборудования, мы, безусловно, тут же направим своих специалистов, чтобы оценить те усилия, проделанные нашими египетскими коллегами", - подчеркнул министр.

Вместе с тем, вчера Росавиациа сообщила, что версия теракта на борту египетского лайнера будет учтена при реализации комплекса мер по обеспечению авиабезопасности в аэропортах Египта.

Вчера директор ФСБ России Александр Бортников предположил, что причиной авиакатастрофы мог стать теракт. На заседании Совета руководителей органов безопасности и спецслужб стран СНГ он заявил, что "по всей видимости", это террористический акт.

19 мая самолет А320, следовавший по маршруту Париж - Каир, исчез с экранов радаров, находясь примерно в 280 км от египетского побережья. На его борту находились 66 человек: 56 пассажиров, в том числе трое детей, и десять членов экипажа. В представленных авиакомпанией списках числятся представители 12 государств. Граждан России на борту не было.

День АСЕАН 8 августа. Досье

История отношений России и АСЕАН. Досье