МОСКВА, 25 мая. /ТАСС/. Российская и китайская стороны договорились, что РФ не будет предоставлять суверенные гарантии по кредиту на 400 млрд руб. на строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва-Казань, сообщает газета "Коммерсантъ" со ссылкой на собственные источники.
Кредит выдаст China Development Bank: это намерение в начале мая закреплено в протоколе заседания шестой рабочей группы по ВСМ в Пекине. Сейчас готовятся документы к межправсоглашению, которые, по данным источников издания, могут быть подписаны в рамках визита Владимира Путина в Пекин в июне.
Газета пишет, что Пекин просил гарантии на всю сумму кредита, но в правительстве сочли, что тогда Москве придется, по сути, выдать китайцам двойные гарантии. Те обязательства, которые и так берет на себя РФ в рамках концессионного соглашения, уже предусматривают минимальную гарантированную доходность концессионера - бюджет обязан возместить разницу между доходами от ВСМ и плановым уровнем.
В Минфине и Минтрансе отказались от комментариев, в Минэкономразвития газете подтвердили, что "с китайской стороной достигнуты договоренности, что РФ гарантии не предоставляет". В ОАО "РЖД" подтверждают, что "гарантии возвратности и доходности предоставленного китайцами финансирования будут обеспечены в соответствии с концессионным законодательством РФ и без суверенных гарантий РФ".
Протяженность ВСМ Москва - Казань составляет 770 км, стоимость - до 1,2 трлн руб. Дорога может стать и частью ВСМ Москва - Пекин (7 трлн руб.). Проект будет идти по принципу государственно-частного партнерства в форме концессии, где концедент - РФ, а концессионер - специальная проектная компания (СПК). СПК будет консорциум, лидером которого является дочерняя структура ОАО РЖД "Скоростные магистрали", а акционером - КНР. Китайская сторона будет участвовать и в капитале СПК, и в долговом финансировании.
Как отмечают собеседника газеты, легкость, с которой китайская сторона пошла на уступки по гарантиям, объясняется тем, что они присутствуют в самой концессионной конструкции. В финмодели ВСМ предусмотрена минимальная гарантированная доходность концессионера - возмещение разницы между планом и фактическим доходом от ВСМ. Предельная дельта параметров на срок эксплуатации - свыше 600 млрд руб. Если пассажиропоток будет значительно ниже от планового (от 10 млн человек в год), Китаю компенсируют возврат долга и обеспечат требуемую доходность.