8 июня 2016, 07:30,
обновлено 7 июня 2016, 00:02

Пассажирский самолет МС-21. Досье

На Иркутском авиационном заводе 8 июня состоялась официальная первая выкатка из цеха нового среднемагистрального пассажирского самолета МС-21

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 8 июня 2016 г. на Иркутском авиационном заводе (филиал ПАО "Корпорация "Иркут", входящего в Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК) состоялась официальная публичная презентация (первая выкатка) нового среднемагистрального пассажирского самолета МС-21.

МС-21 ("Магистральный самолет XXI века") - российский проект семейства ближне- и среднемагистральных реактивных пассажирских узкофюзеляжных самолетов.
Является вторым после Sukhoi Superjet 100 ("Сухой Суперджет 100") масштабным российским проектом в области гражданской авиации, который был создан без советского задела. В отличие от Sukhoi Superjet, рассчитанного на нишу региональных самолетов (дальность полета - 3 тыс. км),

МС-21 рассчитан на осуществление полетов на расстояния около 6 тыс. км и создается в качестве замены лайнерам Ту-154 и Ту-204/214, а также самолетам зарубежного производства Airbus А320 ("Эрбас А320"), Boeing 737 ("Боинг 737") и др. В 2014 г. заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин заявлял, что серийные машины проекта МС-21 будут называться Як-242.

Создатели самолета

Разработка лайнеров семейства ведется ОАО "Опытно-конструкторское бюро им. А.С. Яковлева" и ПАО "Корпорация "Иркут" на базе нереализованного проекта Як-242 (1987-1993 гг.). Главный конструктор - Виталий Нарышкин. В 2014 г. заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин заявлял, что серийные машины проекта МС-21 будут называться Як-242.

Конструкция лайнера

Аэродинамическая схема МС-21 - двухдвигательный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением, с подвешенными под крылом турбовентиляторными редукторными двигателями PW1400G компании Pratt & Whitney ("Пратт энд Уитни", США; российская сертификация намечена на 2016 г.) или ПД-14 разработки ОАО "Авиадвигатель" (Пермь). В конструкции самолета впервые в отечественном самолетостроении широко применяются композиционные материалы - их около 40%. Применение углепластиков позволило увеличить размах крыла, также композиты используются в хвостовом оперении воздушного судна.

Первый опытный экземпляр, испытания и подготовка авиаперсонала

Сборка опытного экземпляра МС-21-300, оснащенного двигателями Pratt & Whitney, завешена на Иркутском авиазаводе 6 июня 2016 г., официальная презентация намечена на 8 июня.

По данным вице-президента ОАК по гражданской авиации Владислава Масалова, к июню 2016 г. отставание по программе разработки МС-21 составляло около 3 мес., что было связано с изготовлением и поставкой первого композитного крыла. Летные испытания опытного экземпляра, первоначально намеченные на II квартал 2016 г., были перенесены на конец 2016 г. Старт серийного производства ожидается в 2017-2018 гг.

Для подготовки авиационного персонала создается комплекс технических средств обучения. В 2015 г. в учебном центре компании "Аэрофлот" начался монтаж полнопилотажного тренажера МС-21. Программа предусматривает готовность тренажеров к эксплуатации за 6 месяцев до начала поставок самолетов заказчикам.

Заказчики

По заявлению президента Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрия Слюсаря, проект МС-21 окупится при условии продажи 300-400 единиц. К 2020 г. корпорация "Иркут" планирует выйти на уровень производства 40 экземпляров МС-21 в год.

Первым эксплуатантом самолетов этого типа станет российская группа "Аэрофлот". Планируется, что первый лайнер в компоновке на 175 кресел она получит в четвертом квартале 2018 г. Всего в самолетном парке группы будет 50 машин, сделку по контракту 2011 г. профинансирует компания "Авиакапитал-сервис". Общий портфель заказов на МС-21 к июню 2016 г. составил 285 самолетов, из них на 175 лайнеров заключены твердые контракты, еще на 110 машин достигнуты предварительные договоренности и подписаны рамочные соглашения. Кроме "Аэрофлота", крупными заказчиками являются лизингодатели "ВЭБ-лизинг" (30 экземпляров) и "Ильюшин финанс" (50 экземпляров, запланированы поставки 28 машин и действует опцион еще на 22 самолета).

В 2015-2016 гг. Минпромторг РФ и топ-менеджеры ОАК сообщали, что интерес к самолету проявляют в Индонезии, Саудовской Аравии, Танзании, Иране и еще ряде стран. Однако пока не известно ни об одном твердом контракте на поставку МС-21 за рубеж. Существует только предварительное соглашение о поставке 10 самолетов (4 из них - опцион) с египетской Cairo Aviation ("Кэйро авиэйшн").
Каталожная стоимость МС-21 - от 85 млн долларов США, первые заказчики подписывали контракты по цене от 50 млн долларов.

Модификации

Разработаны две модификации самолета с типовой двухклассовой компоновкой: базовый МС-21-300 на 163-211 мест и укороченный вариант - МС-21-200 на 132-165 мест (сертификация последнего намечена на 2019-2020 гг). Заявленные производителем летно-технические характеристики:

Ближайшие конкуренты

  • длина - 42,3 м (33,8, здесь и далее в скобках - для модификации МС-21-200);
  • размах крыла - 35,9 м;
  • высота - 11,5 м;
  • ширина фюзеляжа - 4,06 м;
  • максимальная ширина пассажирского салона - 3,81 м;
  • максимальная взлетная масса - 79 тыс. 250 кг (72 тыс. 560 кг);
  • максимальная дальность полета - 6 тыс. км (6 тыс. 400 км);
  • суммарный объем грузовых отсеков - 49 куб. м (34 куб. м).

Ближайшие конкуренты МС-21-300 - Airbus А321neo и Boeing 737 MAX 9. 

Airbus А321neo

  • длина: 44,5 м;
  • высота: 11,7 м;
  • размах крыла: 35,8 м;
  • вместимость: до 240 человек;
  • максимальная ширина пассажирского салона: 3,7 м;
  • доля композиционных материалов: незначительная, используются в двигателях и законцовках крыла;
  • двигатели: Pratt & Whitney’s PurePower PW1100G или CFM International LEAP-1A;
  • максимальная взлетная масса: 93 тыс. 500 кг;
  • крейсерская скорость: 822 км/ч;
  • максимальная дальность: 5 тыс. 950 км;
  • каталожная цена: 125,7 млн долларов США;
  • число заказов: 1 тыс. 117;
  • первый полет: 9 февраля 2016 г.

Boeing 737 MAX 9

  • Длина: 42,2 м;
  • высота: 12,3 м;
  • размах крыла: 35,9 м;
  • вместимость: до 220 человек;
  • максимальная ширина пассажирского салона: 3,5 м;
  • доля композиционных материалов: незначительная, используются в двигателях и законцовках крыла;
  • двигатели: CFM International LEAP-1B;
  • максимальная взлетная масса: 88 тыс. 314 кг;
  • крейсерская скорость: 848 км/ч;
  • максимальная дальность: 6 тыс. 658 км;
  • каталожная цена: 125,7 млн долларов США;
  • число заказов: 418 (май 2016);
  • первый полет: не ранее 2017 г. ​