24 августа 2018, 14:50
"Список Белоусова"

Изъятие сверхдоходов — за и против. Как промышленников просили "поделиться"

Медеплавильный цех Медного завода горно-металлургической компании "Норильский никель". Станислав Красильников/ ТАСС
Медеплавильный цех Медного завода горно-металлургической компании "Норильский никель"
Власти и бизнес нашли баланс в ставшей камнем преткновения теме изъятия доходов

Помощник президента России Андрей Белоусов предложил изымать ежегодно 500 млрд рублей сверхдоходов компаний горно-металлургической и химической отраслей. 

Рынок на идею отреагировал негативно. Дальнейшее обсуждение с властями позволило найти компромиссное решение. ТАСС объясняет, в чем была суть инициативы и что о ней думали стороны. 

Подсчет сверхдоходов

1

С определением "доходов" все просто — это денежные средства и/или материальные ценности, которые компания заработала за определенный период. Есть понятие "сверхприбыли" — прибыли, превышающей среднюю норму по отрасли, как правило, в результате завышения цен. Тогда остается вопрос, что такое "сверхдоходы" или "дополнительные доходы"?  

Компании, естественно, не считают никакие из полученных ими средств "дополнительными".

А вот в предложении Андрея Белоусова по аналогии с опытом нефтяной отрасли под ними подразумевался объем доходов, которые компании получили на снижении курса рубля и изменениях внешней конъюнктуры — например, росте мирового спроса на продукцию.

Дополнительные средства для бюджета

2

Андрей Белоусов объяснил предложение тем, что ставка налогообложения в горно-металлургической и химической отраслях ниже, чем у нефтяных компаний, — 7% против 28%. При этом рентабельность выше. Напомним, рентабельность отражает экономическую эффективность предприятий. 

Источники сообщали, что дополнительные средства, изъятые у компаний, предлагается направить на реализацию майского указа президента.

Более десятка компаний могут попросить "поделиться" доходами

3

Речь в списке шла о:

•  "Норникеле",

•  НЛМК,

•  "Алросе",

•  "Полюс золото",

•  "Сибуре",

•  "Уралкалии",

•  "Северстали",

•  Магниторгорском металлургическом комбинате;

•  "Металлоинвесте",

•  "Мечеле",

•  "Фосагро";

•  "Акроне", 

•  СУЭК

•  Evraz.

При этом участники рынка допускали, что список могут пополнить и другие компании.

Кремль согласился проработать идею

4

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил, что глава государства согласился проработать идею изъятия сверхдоходов российских металлургов.

В Кремле неоднократно уточняли, что никакого окончательного решения еще не принимали. Дмитрий Песков объяснил, что официальная позиция президента будет сформирована после того, как идею проработает правительство. Он также напомнил, что предложение было экспертной точкой зрения Андрея Белоусова. И отметил, что неверно отождествлять идею об изъятии сверхдоходов компаний с введением прогрессивной шкалы налогообложения.

Также президент Владимир Путин не собирается встречаться с представителями горно-металлургических и химических предприятий специально для обсуждения данного вопроса. Но они могут пообщаться на полях различных мероприятий. Например, на предстоящем Восточном экономическом форуме (пройдет 11–13 сентября — прим. ТАСС). 

Реакция рынка

5

Письмо помощника президента было обнародовано вечером 9 августа. Поэтому рынок главным образом отреагировал днем позже.  

Так, на фоне новостей акции металлургических компаний в пятницу, 10 августа, вышли в "лидеры" снижения, потеряв в цене 3–6%. А российские миллиардеры лишились более $3,1 млрд. Об этом свидетельствовали данные Bloomberg Billionaires Index. Сейчас в этот список богатейших людей в мире входят 23 отечественных предпринимателя. 

В течение рабочей недели с 13 по 17 августа акции некоторых компаний показали восстановление.  

Сами предприятия раскритиковали предложение. Основной совладелец НЛМК, президент ассоциации "Русская сталь" Владимир Лисин заявил, что предложенный метод формирования дополнительной налоговой базы "выглядит поощрением неэффективности". Он также отметил, что дополнительная налоговая нагрузка на компании металлургического сектора приведет к падению уровня инвестиций в отрасли, а сама идея не учитывает финансовое состояние компаний.

Например, "Сибур" занят реализацией затратного проекта "Запсиб-2" и практически не генерирует свободный денежный поток. А "Мечел" отличается высокой долговой нагрузкой, отметили эксперты.

В "Норникеле" рассказали, что представили властям свое видение по инициативе Андрея Белоусова. Компания участвует во всех консультациях по этому предложению. Старший вице-президент и финансовый директор компании Сергей Малышев также сказал, что еще рано оценивать влияние возможного налога на будущие финансовые показатели. "Но если что-то подобное случится, то мы надеемся, что это будет отличаться от того, как это предложение выглядит сейчас", — сказал он.

 

Автор идеи ответил на замечания

6

В ответ на критику предложения Андрей Белоусов напомнил главный закон капитализма: "делиться надо".

Кроме того, он обратил внимание, что, например, у нефтяников дополнительные доходы изымают через механизм формул экспортной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Кроме того, по его словам, сырьевые компании сейчас получают сверхдоходы благодаря не своей работе, а внешним независимым факторам: 

•  росту мирового спроса на их продукцию; 

•  ослаблению рубля. 

Так что механизм изъятия сверхдоходов у горно-металлургических и химических предприятий "должен быть увязан с тремя факторами: ослаблением рубля, изменением конъюнктуры (как рост, так и снижение цен на продукцию) и, обязательно, инвестициями компаний в собственное производство, в том числе в наилучшие доступные технологии, позволяющие повышать экологичность производства".

Андрей Белоусов также не один раз уточнял, что новый механизм нужен для выравнивания налоговой нагрузки, а не из-за нехватки средств на выполнение майского указа. "Указ (майский указ президента РФ — прим. ТАСС) финансированием обеспечен. Мы об этом позаботились, правительство дорабатывает последние штрихи. С указом в этом отношении проблем нет", — заявил помощник президента. 

Промышленники подсчитали возможные потери

7

В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) изначально оценили потери российского фондового рынка из-за возможного увеличения нагрузки на горно-металлургические и химические предприятия в 3 трлн рублей. 

Глава объединения Александр Шохин отметил, что в нынешних условиях отечественные компании могут оставаться на лидирующих позициях только с помощью финансовых вложений в производство. Но цикл инвестирования может составлять 7-10 лет и более, а значит увеличение нагрузки на предприятия вынудит их пересмотреть и изменить текущие и будущие инвестпрограммы. 

Позднее в РСПП, по результатам заседания 16 августа, предрекли дефолт ряда компаний, если идею реализуют. В случае изъятия доходов "компании столкнутся с общим кризисом кредито- и платежеспособности". 

"Все это окажет негативный эффект на конкурентоспособность и лидирующие позиции российских предприятий на мировом рынке, сопровождаемый отрицательным мультипликативным эффектом на смежные отрасли, что в конечном итоге приведет к сокращению налоговой базы и снижению темпов роста ВВП", — говорится в заявлении организации.

Кроме того, это предложение никак не поможет исполнению майского указа президента в части прорывного развития отраслей и наращивания экспорта несырьевых товаров, отметили в РСПП.

 

Золотодобытчики оценили негативное влияние

8

А золотодобывающие компании подсчитали, что бюджет потеряет 79 млрд рублей при изъятии у них дополнительных доходов. В Союзе золотопромышленников указали, что повышение налоговой нагрузки грозит: 

• невыполнением инвестиционных программ; 

• падением добычи золота к 2025 году на 50 тонн в год. А через семь лет снижение рискует "стать еще более драматичным".

Правительство выступило против

9

Заинтересованные ведомства в кратчайшие сроки — к вечеру 16 августа, подготовили ответ на предложение помощника президента. 

Минэкономразвития (МЭР), Минприроды и Минэнерго единодушно выступили против идеи Андрея Белоусова. 

Позднее источник в Минприроды назвал одним из рисков инициативы сокращение объемов геологоразведки из-за дополнительной нагрузки на отрасль.

Глава МЭР Максим Орешкин заявил, что не видит причин для изъятия допдоходов компаний. "Правительство еще в начале лета объявило об основных направлениях налоговой политики. Там такие меры не предполагались, поэтому я не вижу причин, почему правительство должно неожиданно поменять свою точку зрения", — отметил министр.

Минпромторг в свою очередь тоже счел инициативу нецелесообразной.

А в Минфине отметили, что "правительство считает нецелесообразным увеличение налогового бремени в связи с получением бизнесом дополнительной прибыли. Все решения по донастройке налоговой системы были приняты ранее, дополнительное увеличение нагрузки и изъятие прибыли правительством не обсуждается". 

Минфин не собирается повышать налоги

10

Правительство не планирует повышать налоги на бизнес. Об этом заявил первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов. 

Он уточнил, что власти выработают меры поддержки для значимых инвестиционных проектов "без всякого давления на бизнес". 

Ранее глава финансового ведомства говорил о необходимости инвестиций. По его мнению, государство должно стимулировать предпринимателей вкладываться в развитие производств, чтобы деньги оставались и работали в России.

Международная оценка

11

Не осталось в стороне и международное рейтинговое агентство Fitch. Его аналитики полагают, что возможное изъятие сверхдоходов окажет давление на прибыльность компаний и сократит имеющиеся денежные потоки. 

Однако, инициатива может уменьшить диспропорцию налоговой нагрузки на нефтегазовые предприятия и компании по добыче других природных ресурсов, считают в агентстве.

Стороны нашли компромисс

12

Андрей Белоусов 24 августа встретился с представителями компаний, которые указаны в его списке. Также там присутствовали Антон Силуанов и Александр Шохин. 

В итоге непосредственно изъятие сверхдоходов участники встречи не рассматривали. "Мы обсуждали план совместных действий власти и бизнеса по активизации инвестиционной деятельности компаний. Прежде всего речь идет о том, как компании в своих инвестиционных планах реализуют приоритеты, прописанные в указе президента", — уточнил глава РСПП. 

Сам помощник президента объяснил, что "слово "изъятие" в таком кондовом смысле — оно не стояло вообще никогда. Вопрос стоял не в изъятии, а в том, что появился некий ресурс у компаний, и нужно рассмотреть механизм, как этот ресурс направить на общественную повестку". Он подтвердил готовность компаний участвовать в реализации "общественной повестки", а именно инвестировать в приоритетные государственные проекты. От компаний не будут требовать участвовать в реализации майского указа, но Белоусов рассчитывает, что вложения в важные инициативы могут составить 200-300 млрд рублей.   

Российские власти вместе с бизнесом создадут рабочую группу, которая до середины октября:

•  решит, как компании помогут в реализации общественно-значимых проектов;

•  определит список таких проектов; 

•  выработает меры государственной поддержки, чтобы сделать участие в этих проектах привлекательным для крупных предпринимателей.

Арина Раксина 

LiveInternet