Второй раз за год правительство "вручную" снимает остроту в ситуации со стоимостью топлива
На прошедшей 31 октября встрече власти пришли с нефтяными компаниями к соглашению по будущему топливных цен в России. Позднее, 7 ноября, премьер-министр Дмитрий Медведев подписал соответствующее постановление по стабилизации рынка.
ТАСС рассказывает, почему сторонам снова пришлось сесть за стол переговоров.
Пришли к соглашению
- Власти зафиксировали оптовые цены на бензин и дизель на уровне июня текущего года.
- Нефтяники обязались поставлять на внутренний рынок на 3% больше топлива, чем годом ранее. Речь идет и об оптовой, и мелкооптовой, и розничной, и биржевой торговле.
Договоренности нацелены на то, чтобы снизить оптовые цены вертикально интегрированных компаний для независимых производителей до уровней нормальной минимальной рентабельности АЗС, которые позволяют им работать и сохранять июньские цены, объяснил министр энергетики Александр Новак.
Компаниям разрешили поднять цену, но только на 1,7% с 1 января 2019 года — чтобы компенсировать повышение НДС. Затем они смогут повышать цены только на инфляцию согласно официальному прогнозу — 4,3%, сообщила газета "Ведомости".
При этом план по повышению акцизов с января 2019 года остается в силе и никаких новых преференций нефтяники не получат.
Соответствующие соглашения будут действовать до 31 марта 2019 года. При этом вице-премьер Дмитрий Козак уточнил, что при необходимости его могут продлить.
Компании несут общую ответственность
Козак предупредил, что соглашение обязательно для всех нефтекомпаний и ответственность будет солидарная. То есть если хотя бы одна компания не будет выполнять договоренности, то правительство может применить имеющиеся в его распоряжении инструменты.
А именно введение заградительных пошлин на экспорт нефтепродуктов, которым власти грозили нефтекомпаниям, или лицензирование экспорта. Впрочем, ранее Новак назвал изменение пошлин крайней мерой.
Независимые АЗС ждут проверки
Правительство поручило ФАС и Федеральной налоговой службе (ФНС) организовать внеплановые проверки независимых сетей АЗС, которые будут устанавливать высокие цены на бензин.
Ранее Дмитрий Козак уже призвал правительство обратить внимание на наведение порядка и низкое качество топлива на этих станциях. Он также отметил широкое распространение независимых АЗС и подчеркнул, что меры контроля не должны быть жесткими, чтобы не привести к коллапсу.
"Роснефть" предложила свои идеи
"Роснефть" поддержала действия правительства по стабилизации топливных цен. Компания подписала и отправила в правительство соответствующие документы.
Кроме того, буквально за несколько часов до совещания в правительстве компания представила свои идеи по стабилизации ситуации на топливном рынке. В частности, корпорация предложила:
- обязать компании поставлять для переработки на НПЗ 17,5% всего добытого сырья;
- реализовывать все полученные из этого объема нефтепродукты на бирже;
- перенести уплату акцизов с НПЗ на АЗС с дальнейшим перечислением налога в бюджет соответствующих субъектов;
- проработать механизм введения плавающих акцизных ставок на моторное топливо с обратной зависимостью от изменения котировок на нефть.
Позднее стало известно, что ФАС должна до 1 марта проработать возможность введения гибких акцизов на моторное топливо, привязанных к ценам на нефть. Собственно, служба неоднократно выступала с таким предложением.
А вот Минфин со своей стороны не видит острой необходимости в гибком акцизе.
Ситуация с ценами на бензин обострилась второй раз за год
Повышение цен на бензин так или иначе обсуждалось весь 2018 год.
Минувшей весной власти приняли меры по сдерживанию внутренних цен на бензин, который дорожал на фоне увеличения цен на нефть и ослабления рубля:
- снизили акцизы на бензин и дизельное топливо;
- отменили их плановое повышение;
- потребовали от нефтяников зафиксировать цены на топливо.
Кроме того, правительство законодательно закрепило за собой право вводить заградительные пошлины на экспорт нефтепродуктов, чтобы не допустить увеличения цен на внутреннем рынке.
А осенью вопрос вновь обострился.
По данным Росстата, в сентябре цены на бензин выросли на 0,1% по сравнению с августом, с начала года — на 8,9%.
Позднее напряженную ситуацию и возобновление роста цен на топливном рынке отметили в ФАС. Заместитель руководителя ведомства Анатолий Голомолзин объяснил это внешней конъюнктурой.
"Это связано с акцизами (на топливо), с курсом рубля. Это существенно повышает зависимость цен на внутреннем рынке от цен на мировом", — заявлял он.
В результате нефтяники, все лето удерживавшие цены на своих заправках, неоднократно жаловались, что им это невыгодно из-за:
- роста оптовых цен;
- увеличения акцизов в 2019 году в 1,5 раза;
- готовящегося повышения НДС;
- налогового маневра в отрасли;
- привлекательности экспорта топлива на фоне высоких цен на нефть;
- снижения рентабельности АЗС.
Поэтому нефтяные компании даже просили увеличить стоимость литра топлива на 4–5 рублей и отменить акцизы на дизельное топливо.
Позднее газета "Коммерсантъ" рассказала, что компании все-таки нашли способ скрыто повысить цены на топливо для корпоративных клиентов.
Эксперты оценили перспективы
Главный директор по энергетическому направлению фонда "Институт энергетики и финансов" Алексей Громов назвал договоренности правительства и нефтяников очередным примером ручного воздействия на внутренний рынок нефтепродуктов. "Острота ситуации на данный момент снята — как минимум шокового повышения с 1 января 2019 года не произойдет, — отметил он. — Но системно проблему не решили, а просто отложили на 2019 год".
Эксперт предположил три варианта развития событий:
- если больше ничего не делать, сохранив и повышение акцизов, и налоговый маневр, то в 2019 году рынок ждет не шоковый, но плавный рост на нефтепродукты;
- если правительство и в 2019 году будет настаивать на заморозке цен, то компании могут просто потерять интерес к нефтепереработке, которая станет невыгодной, — тогда может вырасти либо серый рынок, либо сегмент неподакцизных нефтепродуктов, которые отличаются более низким качеством;
- ситуация может измениться, если до конца года власти и нефтяники сумеют найти компромисс.
Генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов заявил об угрозе дефицита топлива на небольших независимых АЗС — например, в регионах, где просто нет заправок крупных компаний, которым это невыгодно. И тогда потребители тоже рискуют столкнуться или с дефицитом топлива и ростом цен, или со снижением его качества.
Опрошенные ТАСС эксперты также отметили, что, по сути, принятое решение устанавливает ручное управление рынком. А "это не очень хороший сигнал для рынка", — заявил аналитик "Финама" Алексей Калачев. Потому что "если ты начинаешь регулировать одно, постепенно тебе придется регулировать все".
А старший научный сотрудник Института народохозяйственного прогнозирования РАН Андрея Колпакова назвал принятые меры странными, так как они создают слишком сложную систему регулирования.
Кроме того, эксперты не смогли объяснить, почему государство не пошло по более простому пути снижения акциза на бензин и дизель или введения гибкого акциза, как предлагала ФАС.
И что в итоге будет с ценами на бензин?
Роста цен до конца 2018 года и с самого начала 2019 года потребители не увидят. Но под вопросом все равно остается то, как правительство и компании будут договариваться уже весной 2019 года.
Ранее первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов заявил, что бензин в 2019 году будет дорожать только в рамках роста темпов инфляции.
Впрочем, за октябрь цены на нефть снизились на 10% — если эта тенденция сохранится надолго, то экспорт нефтепродуктов может стать менее привлекательным.
Арина Раксина