Критикуешь — предлагай. Всемирный банк может возглавить тот, кто им меньше всего доволен

Трамп выдвинул на пост президента организации Дэвида Мэлпаса — антиглобалиста и критика международных финансовых институтов
Заместитель министра финансов США по международным делам Дэвид Мэлпас. AP Photo/ Sait Serkan Gurbuz
Заместитель министра финансов США по международным делам Дэвид Мэлпас

Президент США Дональд Трамп продолжает ставить "неудобных" людей на ключевые посты. Его природоохранное агентство возглавляет угольный лоббист Эндрю Уилер, министерство энергетики — Рик Перри, человек, который ранее предлагал это ведомство упразднить. Теперь глава Белого дома выдвинул кандидатуру заместителя министра финансов США по международным делам Дэвида Мэлпаса на пост главы Всемирного банка (ВБ). Этот чиновник известен своими консервативными взглядами, "ястребиным" отношением к Китаю и скепсисом по отношению к работе международных организаций, в том числе той, которую он, вероятно, возглавит.

"Свой" человек во Всемирном банке

Кадровую политику Трампа часто изображают хаотичной, но на самом деле она очень последовательная — президент комплектует свою команду единомышленниками, разделяющими его меркантилистский подход к политике и экономике, а также пренебрежительное отношение к многостороннему сотрудничеству и международным институтам. В этом плане выдвижение Дэвида Мэлпаса на пост главы ВБ — это еще один логичный шаг со стороны главы Белого дома.

"Я знал, что Дэвид — именно тот, кто должен занять этот чрезвычайно важный пост", — заявил Трамп, представляя своего ставленника.

Президент сделал акцент на том, что Америка больше всего вкладывается в ВБ (более $1 млрд в год), и потому задачей Мэлпаса будет "гарантировать, что деньги налогоплательщиков расходуются эффективно и разумно, тратятся в интересах США и в соответствии с американскими ценностями".

"Дэвид долгое время выступает за подотчетность в структуре ВБ, он боролся за то, чтобы деньги [организации] тратились на те места и проекты, которые в самом деле нуждаются в поддержке: в том числе [на те государства], где люди живут в нищете", — отметил Трамп.

На роль кандидата прочили директора Агентства США по международному развитию Марка Грина, экс-постпреда США при ООН Никки Хейли, экс-гендиректора PepsiCo Индру Нуйи, исполнительного директора Goldman Sachs Хайди Круз (это жена сенатора Теда Круза, соперника Трампа на выборах-2016) и даже дочь президента Иванку. Последняя участвовала в выборе претендента на пост главы ВБ совместно с министром финансов США Стивеном Мнучиным.

Мэлпас известен как ветеран Уолл-стрит, который не сумел предугадать кризис 2008 года

Как объяснили в Белом доме, выбор в итоге пал на Мэлпаса, поскольку тот "сможет блестяще выполнять роль главы ВБ и способствовать повышению уровня жизни в тех государствах, где значительная часть людей живет за чертой бедности, а также экономическому развитию этих государств". Издание The Hill вдогонку опубликовало список многочисленных профессиональных достоинств Мэлпаса, куда, например, входит владение испанским, французским и русским.

В отличие от Трампа и Мнучина, экономист уже обладал большим опытом  государственной службы, когда он пришел в Белый дом. Мэлпас работал в качестве заместителя помощника министра финансов при Рональде Рейгане и заместителя помощника государственного секретаря при Джордже Буше-старшем. После он ушел в частный сектор, был главным экономистом в инвестиционном банке Bear Stearns, который прекратил существование в 2008 году из-за кризиса.

Печальную известность ему принесла заметка в The Wall Street Journal под заголовком "Не паникуйте по поводу рынка кредитов", которую он написал в августе 2007-го. В ней Мэлпас утверждал, что "ни экономика, ни рост рабочих мест не зависят от жилищного рынка". Спустя считанные месяцы после публикации в Штатах разразился ипотечный кризис, переросший впоследствии в "великую рецессию".

В период правления Обамы, после неудачной попытки баллотироваться в Сенат, Мэлпас выпал из политики, а вернулся в нее лишь в 2016 году в качестве старшего советника (тогда еще кандидата в президенты) Трампа по экономике.

Назначение Мэлпаса — это как если бы "поджигатель стал главным пожарным"

Мэлпасу принадлежат слова о том, что международные организации, как ВБ и МВФ, "увеличились и стали более назойливыми", а "задача переориентировать их стала насущной и более сложной". Он открытым текстом обвинял их в коррумпированности и сетовал на то, что вместо предоставления кредитов и помощи обыкновенным гражданам бедных стран эти институты "потворствуют людям, которые летают первым классом, чтобы раздавать советы госслужащим". Мэлпас также предлагал усечь зарплаты сотрудникам ВБ, из-за чего организации стало бы сложнее переменивать себе экономистов из частного сектора.

Неудивительно, что многие эксперты увидели угрозу в назначенце Трампа. Как отмечает Джастин Сандефур, аналитик Глобального Центра Развития (Center for Global Development), Мэлпас так же презирает миссию ВБ, как Джон Болтон — работу ООН. Его коллега из Либерии Джиюд Мур сравнивает потенциальное назначение Мэлпаса с ситуацией, при которой "неисправимый поджигатель стал бы начальником пожарной охраны".

Свою нынешнюю должность в министерстве финансов США чиновник занял в сентябре 2017 года. На этом посту Мэлпас активно критиковал ВБ за то, что тот дает кредиты тем странам, которые, по мнению экономиста, их не заслуживают, в частности КНР. В прошлом году он помогал вести переговоры о реформе, предусматривающей увеличение капитала банка странами-акционерами на $13 млрд при сокращении кредитования Китая и перераспределении средств в пользу более нуждающихся развивающихся стран. Одновременно замминистра занимался американо-китайскими торговыми консультациями, которые стали следствием развязанной Вашингтоном тарифной войны.

В администрации пообещали, что чиновник "не намерен на посту главы ВБ фокусироваться исключительно на Китае, поскольку существует масса других государств, которые нуждаются в поддержке организации". Однако опрошенные Foreign Policy эксперты убеждены, что Пекин первым почувствует на себе последствия руководства Мэлпаса. КНР — крупнейший получатель кредитов по линии ВБ, эти деньги идут, в частности на инфраструктурную инициативу "Один пояс, один путь" (ОПОП) и проекты, направленные на сокращение выбросов углерода.

Как выбирается глава ВБ

Reuters справедливо связывает выдвижение Мэлпаса с желанием Вашингтона "крепче держать" Всемирный банк под своим контролем. Впрочем, влияние Штатов на эту организацию было велико всегда — достаточно сказать, что руководителем банка неизменно оставался гражданин США, номинированный непосредственно Белым домом.

В послевоенное время ВБ играл роль инструмента американской финансовой помощи для Западной Европы в рамках плана Маршалла. Затем банк стал оказывать кредитную и консультационную помощь развивающимся странам в других частях света. Но США по-прежнему остаются крупнейшим акционером банка, а значит владеют наибольшей долей голосов для принятия решений, в том числе выбора президента. Например, в Международном банке реконструкции и развития (МБРР — основное кредитное учреждение Всемирного банка) США принадлежит почти 16%. Для сравнения: Япония, Франция, Германия и Великобритания вместе имеют лишь около 18,5%.

12-й президент ВБ Джим Ён Ким (тоже американец, но корейского происхождения) заступил на пост президента Всемирного банка 1 июля 2012 года сроком на пять лет, а в 2016 году совет директоров организации переизбрал его в этой должности. Срок полномочий Джин Ён Кима истекал лишь в 2022 году, но он неожиданно решил прервать его и уйти в частный сектор. С 1 февраля обязанности руководителя стала временно выполнять исполнительный директор ВБ Кристалина Георгиева, экономистка из Болгарии.

Как было объявлено ранее, выдвижение кандидатур состоится с 7 февраля по 14 марта, а выборы пройдут до традиционной весенней встречи, запланированной в Вашингтоне на 12–14 апреля. Претендентами на пост могут стать максимум три человека.

Газета Financial Times писала, что конкуренцию американцам могут составить кандидаты из развивающихся стран. Речь идет, в частности, о представительнице Нигерии экономисте Нгози Оконьо-Ивевале, экономисте и экс-президенте Африканского банка развития Дональде Каберуке из Руанды и индонезийском министре финансов Сри Мульяни Индравати.

Сможет ли кто-либо из них заручиться достаточным количеством голосов, чтобы бросить вызов Трампу и его назначенцу, мы узнаем уже очень скоро.

Артур Громов