26 марта 2019, 19:20,
обновлено 27 марта 2019, 12:15
Ситуация с ценами на бензин в России

Продлили соглашение. Власти и нефтяники договорились заморозить цены на топливо

Егор Алеев/ ТАСС

На прошедшей 26 марта встрече власти договорились с нефтяными компаниями продлить заморозку цен на топливо на три месяца — до июля. Это решение правительство анонсировало еще 22 марта, но требовалось окончательное обсуждение с бизнесом. Теперь осталось подписать соглашение — со стороны правительства это, как и в прошлый раз, сделают Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Осенние договоренности

1

В ноябре 2018 года правительство и нефтяники подписали соглашение о стабилизации топливного рынка. Тогда компании обязались:

  • не поднимать оптовые цены на бензин и дизельное топливо выше зафиксированного правительством уровня;
  • увеличить поставки на внутренний рынок на 3% относительно уровня прошлого года.

В договоренностях участвуют:

  • "Роснефть";
  • "Газпром";
  • "Сургутнефтегаз";
  • "Русснефть";
  • "Газпром нефть";
  • "Новый поток";
  • "Нефтегазхолдинг";
  • "Лукойл";
  • "ТАИФ-НК";
  • "Татнетнефть".

"Окончание действия этих соглашений совпадает с сезоном повышенного спроса на топливо. Поэтому нужно очень аккуратно уточнить эти обязательства по объемам поставок и на биржу, и на внутренний рынок летнего дизеля и бензина", — заявил ранее вице-премьер Дмитрий Козак.

Таким образом, рост цен на бензин до конца 2019 года предполагается в пределах инфляции, которая, по последнему прогнозу ЦБ, ожидается на уровне 4,7–5,2%.

Лицензия на экспорт

2

Еще одна причина продления соглашения — за ближайшие три месяца правительство планирует подготовить новый механизм в виде лицензирования экспорта нефти и нефтепродуктов. То есть теперь компаниям нужно будет получать специальные лицензии, чтобы экспортировать сырье и нефтепродукты.

Выдавать их будут только, если производители поставят определенный объем продукции на внутренний рынок. Дмитрий Козак пообещал, что первые два года этот уровень будет близок к тому, что поставляется сегодня, чтобы облегчить для нефтяников внедрение нормы. По его словам, механизм будет мягким — "не ограничивающим объемы экспорта". Эта тема обсуждалась еще в октябре 2018 года, но тогда развития так и не получила.

Отсрочка на три месяца нужна также и для того, чтобы согласовать новые правила с другими странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Без заградительных пошлин

3

При этом власти решили отказаться от идеи заградительных пошлин на экспорт в случае резкого роста цен на топливо в России.

Раньше эта мера была основной угрозой, призванной стимулировать нефтяные компании соблюдать договоренности, но она оказалась слишком жесткой, и теперь вместо нее как раз и заработает экспортное лицензирование.

Меньше ограничений

4

Как и заявлялось ранее, власти согласились смягчить требования по увеличению объемов поставок на внутренний рынок. "Корректировка объемов поставок будет в сторону некоторого уменьшения, этот вопрос в проработке", — рассказал Дмитрий Козак. Впрочем, министр энергетики Александр Новак уточнил, что работа по этому вопросу еще ведется.

Он также отметил, что "рынок и так перезалит". Это подтвердил и замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин — созданные с начала года запасы бензина и дизельного топлива на 10% и 30% соответственно превышают запасы начала прошлого года. Таким образом, ресурсов достаточно, чтобы обеспечить традиционно высокий в весенний период спрос.

Также участники совещания сообщили СМИ, что правительство изменит максимальные мелкооптовые цены по регионам. Но как именно, пока неизвестно.

Корректировка демпфера

5

Правительство также решило скорректировать механизм демпфера, чтобы уменьшить потери нефтяников от поставок топлива на внутренний рынок. Изначально демпфер придумали для компенсации разницы между внутренними и экспортными ценами на топливо.

Принцип его действия подразумевает, что, если цена нетбэка — экспортные цены минус налоги и транспорт — выше установленной цены отсечения (условные внутрироссийские цены — 56 тыс. рублей за тонну для бензина и 50 тыс. рублей за тонну для дизельного топлива), то получается, что компании недополучают выручку на внутреннем рынке, и тогда бюджет компенсирует им 50–60% разницы. Если нетбэк ниже цен отсечения, то выходит, что нефтяники зарабатывают на внутреннем рынке премию, а значит, делятся с бюджетом.

И с начала 2019 года сложилась ситуация, когда демпфирующий механизм сработал в обратную сторону — нефтяники в определенные периоды вместо компенсации, наоборот, вынуждены были платить государству. Это произошло из-за низкой разницы между ценой продажи нефти и нефтепродуктов в Европе, что является одной из составляющих формулы демпфера. Всего эксперты оценили потери производителей от продаж на внутреннем рынке с начала года в 55 млрд рублей.

Теперь цену отсечения на бензин в формуле демпфера снизят с 56 тыс. до 51 тыс. рублей на тонну. Уменьшение также предполагается и по дизельному топливу — до 46 тыс. рублей.

Позиция компаний

6

"Ситуация и так на рынке стабильная, но эти решения будут являться 100-процентной гарантией того, что ситуация на рынке будет оставаться стабильной в среднесрочной перспективе", — считает глава "Газпром нефти" Александр Дюков.

Компании боялись, что правительство слишком сильно зарегулирует цены, но в итоге согласилось на продление заморозки, потому что период небольшой — всего три месяца, рассказал СМИ владелец НК "Новый поток" Дмитрий Мазуров. По его словам, правительство обещало больше не продлевать заморозку, а в дальнейшем перейти к более рыночным механизмам регулирования отрасли.

Мнение экспертов

7

Генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов напомнил, что договоренности могут обернуться сложностями для небольших независимых АЗС в регионах, где просто нет заправок крупных компаний, которым это невыгодно.

Доцент кафедры международной коммерции РАНХиГС Сафонова Тамара отметила, что демпфирующий механизм в нынешнем виде негативно отражается на инвестиционном климате из-за невозможности предвидеть показатели по результатам месяца, так как субсидии зависят от индексов экспортной альтернативы на нефтепродукты и мировых нефтяных цен, заложенных в формулы расчета. "Нефтяники сталкиваются с отсутствием устойчивого понимания перспектив и целесообразности дальнейших вложений в нефтепереработку, — подчеркнула эксперт. — Государство взяло на себя регулирование вопросов ценообразования, производственных показателей, но при этом важно гибко реагировать на изменения потребности на внешнем рынке и укрепить позиции страны-экспортёра не только сырья, но и продуктов вторичной переработки". 

По ее словам, введенный механизм, с одной стороны, оказывает положительное влияние на наполнение бюджета, но, с другой стороны, требует серьезной проработки. 

Главный директор по энергетическому направлению фонда "Институт энергетики и финансов" Алексей Громов отметил, что продление соглашения правительства и нефтяников носит чисто технический характер. Потому что сегодняшняя конъюнктура мировых цен на нефть — более высокая, чем в четвертом квартале 2018 года — позволяет крупным компаниям, ориентированным не только на производство внутри страны, но и на экспорт, придержать внутрироссийские цены. "Никаких сложностей по соблюдению достигнутых договоренностей у производителей не должно возникнуть, — считает эксперт. — Они адаптировались к ситуации на фоне благоприятных внешних условий. Но если нефть начнет дешеветь, то давление на правительство со стороны компаний, чтобы ослабить контроль за регулированием цен, может усилиться".