Все новости

Строительство приемного терминала "Северного потока - 2" идет полным ходом

Работы, которые ведутся с начала 2018 года, находятся на завершающей стадии
' Антон Долгунов/ТАСС/Ruptly'

ЛУБМИН /Германия/, 27 марта. /Корр. ТАСС Антон Долгунов/. Лубмин - маленький населенный пункт на немецком побережье Балтийского моря. Он расположен поодаль от популярных туристических маршрутов. Тот, кому по душе нежаркий пляжный отдых, едет севернее - на остров Рюген, или восточнее - на остров Узедом. В отличие от других городов и коммун германского побережья Лубмин известен, скорее, промышленными объектами. Скоро к ним добавится еще один - новый приемный терминал для российского газа, который будет поступать по газопроводу "Северный поток - 2", работы находятся на завершающей стадии.

Важное промышленное значение Лубмин имел на протяжении последних десятилетий. Во времена ГДР тут была атомная электростанция, построенная при поддержке Советского Союза. Объект закрыли после падения Берлинской стены, попутно сравняв с землей несколько кварталов панельных пятиэтажек, построенных для 10 тыс. работников АЭС. Еще долго город оставался на первых полосах немецких газет из-за акций экоактивистов, которые протестовали против вывоза оттуда отработанного топлива.

В ХХI веке именно здесь, учитывая выгодное географическое положение, решили строить приемный терминал для "Северного потока" - первого трубопровода, по которому газ доставляется из России в Германию по дну Балтийского моря. С ростом потребности Европы в экологически чистых источниках энергии было принято решение прокладывать "Северный поток - 2", и выбор конечной точки вновь пал на Лубмин.

На какой стадии строительные работы

Строительная площадка терминала расположена в 3 км от центра города и в 500 м от побережья. Уже сейчас к ней проложены две подземные трубы диаметром 1,5 м. Со стороны объекта они выводят к котловану, где в ближайшее время будут возведены приемные мощности, с обратной стороны они выходят на морское дно. Сейчас на площадке находится импровизированное административное здание из 20 промышленных контейнеров, несколько котлованов, строительные краны и бульдозеры, уже установлены некоторые распределительные вентили, охлаждающие и декомпрессионные установки.

"Работы здесь ведутся с начала прошлого года, - говорит инженер Рони Вайс, - мы идем в соответствии с графиком, поэтому спешки нет. Строительство ведется в одну смену, одновременно на объекте находятся до 40 работников". "Система строительства, которая тут используется, уже отлажена на других объектах, - объясняет Вайс, показывая рукой на расположенный в полутора километрах терминал первого "потока", - поэтому чего-то сверхъестественного с точки зрения инженерной мысли мы здесь не строим".

Действительно, промышленные предприятия Лубмина сосредоточены в одном месте. Между новой строительной площадкой и терминалом первого "Севпотока" стоит завод по производству рапсового масла. Чуть дальше - искусственная заводь для захода грузовых судов, которую заложили еще во времена работы АЭС, а потом расширили, поскольку собирались строить мощный маяк, но так и не построили. К слову, блоки и постройки атомной электростанции находятся в 2 км в другую сторону. Они хоть и законсервированы, но еще не снесены.

Каких-либо особенных мер безопасности на строительной площадке не предусмотрено - контрольно-пропускных пунктов с досмотрами нет, по периметру забор из сетки-рабицы и несколько прожекторов. Все без исключения (журналисты в том числе) носят каски и светоотражающие жилеты. Нет и каких- либо особенностей в том, что касается быта рабочих. По словам Вайса, многие трудятся здесь вахтовым методом, к примеру он работает по графику неделя через неделю. Есть ходят в столовую, расположенную в помещениях бывшей АЭС, - там до сих пор служат несколько сотен человек, которые осуществляют технический надзор и делают регулярные замеры.

Когда газ начнет поступать в новый терминал, его будут первым делом в специальных установках нагревать, чтобы уменьшить давление. "Как вы понимаете, давление в трубах под водой и на поверхности разное, поэтому такая процедура необходима", - объясняет представитель пресс-службы компании-оператора Nord Stream 2 Штеффен Эбберт.

После ряда технических циклов голубое топливо будет распределяться между двумя магистральными ветками. На запад ведет трубопровод NEL, который уже построен и подсоединен к терминалу первого "Севпотока". На юг вдоль польской границы будет проложен EUGAL - если ехать по автобану из Берлина к Балтийскому морю, то готовящиеся к укладке трубы видны на протяжении нескольких десятков километров.

Зачем Германии столько газа

"Многие ошибочно говорят, что "Северный поток - 2" является российско-германским проектом, но это не так. ФРГ хоть и потребляет газа больше остальных, но нельзя забывать, что этот самый газ она в основном транспортирует дальше", - говорит журналистам Эбберт.

Согласно опросу, который в 2018 году провел социнститут Forsa, 73% жителей Германии поддерживают строительство "Северного потока - 2". 67% не согласны с точкой зрения, что после реализации этого проекта Европа в какой бы то ни было степени станет более зависимой от России. При этом 91% респондентов категорически не согласны с угрозами со стороны США обложить санкциями компании, которые участвуют в проекте. 77% полагают, что руководство США преследует собственные энергетические интересы и хочет продавать в Европе больше американского сжиженного газа.

Германии действительно нужно больше природного газа. ФРГ на пути к реализации масштабного проекта по переходу на альтернативные источники энергии - республика поэтапно отказывается от атомных электростанций и параллельно с этим выходит из угольной энергетики. Голубое топливо немецкой экономике необходимо на длительный переходный период.

Политический аспект и сроки реализации

Германское руководство в отличие от американского считает "Северный поток - 2" экономическим проектом, который реализуют частные компании. Канцлер Ангела Меркель со своей стороны пресекала дискуссии о мнимой зависимости от России из-за нового трубопровода. По ее словам, абсолютно не важно, каким способом поступает энергоноситель из России, - по одной газотранспортной системе, по другой или по третьей. Зависимость, утверждала глава кабмина, либо есть, либо ее нет, и пути импорта роли не играют.

Политический аспект в этой истории Германия видит лишь один - роль Украины. В ФРГ боятся, что украинская газотранспортная сеть после ввода в строй "Северного потока - 2" станет избыточной и Киев лишится роли транзитера. В Nord Stream 2 утверждают, что новый трубопровод "не призван заменить украинскую сеть". "Речь идет о дополнительных объемах газа посредством дополнительной инфраструктуры", - заявил официальный представитель оператора Йенс Мюллер.

Трубопровод проходит через территориальные воды пяти государств. Разрешения на строительство пока нет только от Дании. Согласно законам скандинавской страны, там при вынесении решений подобного рода должен участвовать МИД. В Nord Stream 2 перестраховались и подали вторую заявку по альтернативному маршруту. Оператор уверен, что решение будет в ближайшее время и достроить проект получится, как и планировалось, к концу 2019 года. "Время играет роль, - говорит представитель компании. - Но мы исходим из того, что будем в состоянии реализовать все по нашему сценарию".