13 мая 2019, 17:00,
обновлено 14 мая 2019, 11:25
Статья

Uber вышел на биржу. Почему рынок разочарован? И чей дебют днем ранее стал успешным?

Небольшой спойлер — инвесторы хорошо оценили также вышедший на американскую биржу российский HeadHunter
Совладелец Uber Райан Грейвс, генеральный директор Uber Дара Хосровшахи, старший вице-президент Uber Тони Уэст (справа налево) и соучредитель Uber Гаррет Кэмп (слева). EPA-EFE/ JUSTIN LANE
Совладелец Uber Райан Грейвс, генеральный директор Uber Дара Хосровшахи, старший вице-президент Uber Тони Уэст (справа налево) и соучредитель Uber Гаррет Кэмп (слева)

Пока россияне отдыхали на майских каникулах, на американском рынке прошло сразу два независимых друг от друга и важных IPO (выход на биржу и первое публичное размещение акций, которые могут купить инвесторы, изначально не связанные с компанией). Рассказываем подробности. 

10 мая на биржу наконец-то вышел Uber — это событие давно называли самым ожидаемым на американском рынке в 2019 году. Впрочем, оно сразу стало разочарованием для инвесторов. Хотя компания и разместилась в пределах прогнозных значений, но сделала она это почти по нижней границе диапазона: стоимость акций в первый день торгов упала на 7,6% — с $45 до $41,57 за бумагу. В результате общая капитализация Uber составила всего около $76 млрд. Второй день торгов 13 мая для компании и вовсе обернулся катастрофой — бумаги упали еще на 10,75%, до $37,1, а капитализация снизилась примерно до $61 млрд. Это меньше $82,4 млрд, которые она надеялась достичь, и почти вдвое ниже тех $100−120 млрд, о которых инвестбанки говорили еще в конце 2018 года. Всего же, разместив 180 млн акций, Uber смог привлечь $8,1 млрд.

Таким образом, Uber, по сути, повторил сценарий своего конкурента Lyft, который дебютировал на бирже еще в начале апреля текущего года: его акции в первый день торгов упали почти на 12%, а с момента размещения они и вовсе потеряли в цене почти 35%.

Подпортили IPO Uber и другие результаты Lyft, а именно убыток $1,1 млрд в первом квартале 2019 года, о котором писала The Wall Street Journal. Сказывается и скептицизм инвесторов — они хотят получать прибыль, а Uber, понесший в 2018 году операционных убытков на $3 млрд, пока может только признавать собственную убыточность и едва ли в ближайшее время похвастается значительной прибылью. Кроме того, Uber вышел на биржу аккурат в момент снижения фондовых рынков из-за обострившегося торгового противостояния США и Китая. Справедливости ради стоит сказать, что в понедельник, 13 мая, оно обвалило весь американский фондовый рынок, и прежде всего — акции технологических компаний. При этом те из них, кто вышел на биржу в текущем году, падали быстрее других: Lyft — на 5,7%, Pinterest — на 8,3% и Zoom Video — на 8,9%.

По мнению аналитика группы Finam Леонида Делицына, если бы Uber провел IPO еще год назад, то у него был бы шанс получить гораздо более высокую оценку инвесторов. Но компанию с тех пор среди прочего подкосил корпоративный скандал, связанный с внутренней культурой и сексуальными домогательствами. Закончился он отставкой сооснователя сервиса и его генерального директора Трэвиса Каланика и приходом нынешнего руководителя — Дары Хосровшахи.

Конечно, первые дни торгов не обязательно определяют всю дальнейшую судьбу компании и ее акций, пишет агентство Bloomberg, но такой выход на биржу неприятно поразил инвесторов. А это в свою очередь может поставить под вопрос прогнозы, что 2019 год должен стать самым успешным для IPO компаний.

Старший аналитик "БКС Премьер" Сергей Суверов также призвал не торопиться с оценками первых результатов Uber на бирже. Он напомнил, что акции того же Facebook после IPO в 2012 году за несколько месяцев подешевели почти в два раза. Но при должном терпении уже через пять лет у инвесторов была возможность пятикратно заработать на своих вложениях, а у тех, кто покупал бумаги соцсети на "дне", — приумножить инвестиции десятикратно, подсчитал Леонид Делицын. Так, в самом начале акции Facebook стоили $38,23, сейчас торгуются на уровне $188,34, при этом минимум цены составил $17,55, а максимум — $218,62. Так что за Uber нужно внимательно следить как минимум ближайшие два-три года. Потому что, с одной стороны, это очень рисковый вариант для инвестиций. С другой — это все еще инновационная компания, создавшая, по сути, модель уберизации и захватившая огромный рынок. 

Примеры Facebook и Amazon, чьи IPO тоже проходили не лучшим образом, привел и Дара Хосровшахи в письме сотрудникам компании, объясняя неудавшийся выход на биржу. Впрочем, он признал, что и рынок, и непосредственно Uber в ближайшие месяцы ждут непростые времена.

А пока "самое ожидаемое IPO" разочаровывало американских инвесторов, совсем другая история ждала российский сервис рекрутинга HeadHunter, вышедший на биржу NASDAQ за день до IPO Uber на Нью-Йоркской фондовой бирже — 9 мая. За первые два дня торгов оценка компании выросла с $675 млн до $837 млн. Всего HeadHunter разместил 16,3 млн американских депозитарных акций (каждая соответствует одной акции) в общей сложности на $220,1 млн. Бумаги продавались по верхней границе объявленного ценового диапазона — $13,5 за акцию — и по результатам 10 мая подорожали на 24%, до $16,75. Это первое IPO российской компании на западной бирже с осени 2017 года. И по словам источников в разных СМИ, оно характеризовалось "невероятно высоким" интересом со стороны американских инвесторов — спрос в десять раз превысил предложение.

Такой спрос мог бы объяснить "голод" западного рынка по российским технологическим компаниям, считает Сергей Суверов. Тот же HeadHunter уже готовился к размещению в 2018 году, но тогда провести его помешали санкции. Отечественный технологический сегмент в принципе небольшой, а HeadHunter показывает хорошие результаты — одновременно и рост, и прибыль, кроме того, его поддерживает и положительный пример других отечественных компаний на рынке, например "Яндекса".

Леонид Делицын увидел причину успеха выхода HeadHunter на биржу также в сравнительно скромном размере размещения и запросов. "Это дало акциям пространство для роста", — отметил эксперт. Компания также остается лидером сегмента в России и крупным международным игроком, который сфокусирован на своем сегменте. А фондовый рынок любит такие компании, хотя бы потому что позиция нишевого лидера позволяет точнее определить перспективы развития и заметно снизить риски конкуренции, на которые, кстати, жаловался тот же Uber.

Впрочем, Делицын не ожидает значительных колебаний акций HeadHunter, потому что это "не компания для массового инвестора — ее бумаги не будут хватать в надежде быстро заработать, покупать их, скорее всего, будут фонды с расчетом на длительные перспективы — пять лет и больше".

Непосредственно в компании подробнее комментировать результаты IPO будут готовы ближе к июню, а пока генеральный директор HeadHunter Михаил Жуков заявил: "Результаты IPO соответствовали нашим ожиданиям, мы довольны ценой размещения, реакцией рынка и западных инвесторов. Это показатель огромного интереса к нашей компании, технологиям и рынку онлайн-рекрутмента в целом".

Арина Раксина 

Теги:
Россия