ТАСС-ДОСЬЕ. 26 апреля 2017 г. в районе полигона Телемба в Республике Бурятия упал истребитель-перехватчик МиГ-31, выполнявший учебный полет. На борту находились два члена экипажа, оба они катапультировались и были эвакуированы, их жизни и здоровью ничего не угрожает.
Точное число серьезных авиационных происшествий с участием этого типа самолета неизвестно. Согласно данным из открытых источников, с начала эксплуатации в различных авиационных инцидентах потеряны по меньшей мере 35 единиц МиГ-31, в катастрофах погибли не менее 27 человек. С 2000 г. с МиГ-31 произошло по меньшей мере 14 происшествий, в которых погибли шесть человек.
6 апреля 2000 г. на аэродроме Савватия (Котласский район, Архангельская область) МиГ-31 (бортовой номер "11 синий") 458-го гвардейского истребительного авиаполка ВВС при посадке коснулся земли до начала взлетной-посадочной полосы (по другой версии - совершил жесткую посадку), от удара сломалась правая основная стойка шасси, самолет сошел с полосы, перевернулся и загорелся. Кабина пилотов зарылась в грунт. Штурман майор Евгений Строителев погиб от полученных ожогов.
14 октября 2003 г. МиГ-31 3958-й гвардейской авиабазы ВВС потерпел крушение в районе пос. Боровая (Старицкий район, Тверская область). Члены экипажа - пилот майор Андрей Еремин и штурман майор Олег Бутырчик - успешно катапультировались и не пострадали. При облете самолета после ремонта сработал сигнализатор пожара правого двигателя, при попытке аварийной посадки упали обороты работающего двигателя, отказала гидросистема, самолет дал недопустимо большой крен в 15%, после чего экипаж покинул машину.
1 июня 2005 г. при посадке на авиабазе Хотилово в Тверской области МиГ-31ДЗ (бортовой номер "29 красный") 790-го истребительного авиаполка ВВС сошел со взлетно-посадочной полосы, получил повреждения и сгорел. Экипаж (майор Олег Заболотный и капитан Александр Абушенков) не пострадал.
16 февраля 2007 г. в 5 км от аэропорта "Сары-Арка" (город Караганда, Казахстан) во время учебного полета потерпел крушение МиГ-31, принадлежавший воинской части 50185 Сил воздушной обороны Казахстана. Погиб экипаж - командир капитан Денис Федотов и штурман-летчик майор Андрей Леонтьев.
11 апреля 2008 г. в районе аэродрома Канск (Красноярский край) у МиГ-31 712-го гвардейского истребительного авиаполка ВВС в полете произошла разгерметизация обеих кабин и потеря откидной части фонаря первой кабины. Экипаж совершил благополучную посадку на аэродроме. За проявленное мужество пилот и штурман - подполковники Владимир Приходько и Константин Козицкий - были представлены к государственным наградам.
10 марта 2010 г. на аэродроме Котлас (Архангельская область) МиГ-31 (бортовой номер "72 синий") ВВС при посадке в сложных метеоусловиях попал в плотный снежный заряд, не стал выпускать тормозные парашюты, при движении по земле сошел с полосы на боковую полосу безопасности, зацепился крылом за снежный бруствер и перевернулся, сломав левое крыло и левый киль. В перевернутом самолете сработали пороховые ускорители катапульт. Пилот и штурман (капитан Воробей, лейтенант Егоров) получили травмы.
19 ноября 2010 г. в Чусовском районе Пермского края МиГ-31 (бортовой номер "18 синий") 6977-й авиабазы ВВС, выполнявший в ходе тренировочного полета фигуры высшего пилотажа, потерял скорость и свалился в плоский штопор. Оба пилота (подполковник Станислав Коваленков и подполковник Дмитрий Медведкин) катапультировались на высоте около 3 тыс 500 м и не пострадали.
6 сентября 2011 г. в районе деревне Болгары (Пермский край) МиГ-31 (бортовой номер "11 синий") 2-й авиагруппы 6980-й авиабазы ВВС в полете парой в сложных метеоусловиях на малой высоте, пытаясь избежать столкновения с другим самолетом, потерял пространственную ориентировку и врезался в землю. Погиб экипаж - пилот подполковник Сергей Столпянский и штурман майор Андрей Горбачев.
23 апреля 2013 г. в районе села Просторное (Карагандинская область, Казахстан) во время учебно-тренировочного полета потерпел крушение МиГ-31 (бортовой номер 02) Сил воздушной обороны Казахстана под управлением полковника Марата Едигеева и штурмана майора Руслана Галимзянова. Экипаж катапультировался, пилот Едигеев погиб.
14 декабря 2013 г. в Надеждинском районе Приморского края потерпел аварию МиГ-31ДЗ, вылетевший из аэропорта "Кневичи". Самолет выполнял испытательный полет после капитального ремонта на авиаремонтном заводе №322. После отказа одного двигателя экипаж вывел самолет в безопасную зону. Оба пилота благополучно катапультировались.
4 сентября 2014 г. в 25 км от Армавира (Краснодарский край) Миг-31БМ авиагруппы из состава 6979-й авиабазы ВВС потерпел крушение в ходе учебно-тренировочного полета. При заходе на посадку у самолета не вышла правая стойка шасси. Оба члена экипажа - капитаны Евгений Ширшаков и Сергей Степакин - катапультировались и остались живы, получив травмы легкой и средней тяжести.
30 октября 2015 г. МиГ-31 морской авиации Тихоокеанского флота ВМФ РФ пропал c экранов радаров в 150 км от поселка Ключи (Камчатский край). Самолет в сложных погодных условиях возвращался на аэродром базирования Елизово после выполнения планового учебно-тренировочного полета. Вскоре в ходе поисково-спасательной операции были найдены катапультировавшиеся летчики - пилот не пострадал, штурман был травмирован, угрозы для жизни ранения не представляли. Самолет обнаружен сгоревшим.
25 января 2016 г. МиГ-31 ВКС РФ в ходе отработки учебно-тренировочной задачи потерпел крушение в 40 км северо-западнее города Канск, возле деревни Хаерино Красноярского края. Оба члена экипажа успешно катапультировались и остались живы, получив ушибы. По данным Минобороны РФ, причиной крушения самолета стал отказ техники. Тренировочный полет выполнялся без боекомплекта.