В Москве 18 марта состоялось заседание расширенной "тройки" (Россия, США, Китай, Пакистан) по афганскому урегулированию с участием делегаций Кабула и движения "Талибан" (запрещено в РФ). В интервью ТАСС по итогам встречи председатель Высшего совета по национальному примирению Афганистана, глава делегации афганских властей Абдулла Абдулла рассказал, удалось ли сблизить позиции Кабула и талибов, поделился ожиданиями от предстоящих межафганских переговоров в Стамбуле, а также оценил предложенный США план по урегулированию в Афганистане.
— Доктор Абдулла, вы оценили состоявшуюся в Москву встречу как успешную. На ваш взгляд, смогла ли конференция смягчить разногласия между Кабулом и талибами и дать импульс межафганскому диалогу в Дохе, который в настоящее время зашел в тупик?
— Безусловно. Я должен сказать, что эта встреча была полезной. Cигналы участников к обеим сторонам конфликта были очень четкими: что все поддерживают ускорение мирного процесса, прекращение насилия, окончание войны, достижение мирного урегулирования в интересах народа Афганистана, а также всего региона не только из соображений безопасности, но также по экономическим и многим другим причинам. То, как Исламская Республика Афганистан и "Талибан" используют эту возможность для продвижения переговоров, зависит от обеих сторон, но я не сомневаюсь, что эта встреча была необходима и полезна.
— Состоялись ли в Москве двусторонние переговоры делегаций афганского правительства и "Талибана"?
— Я бы не называл их двусторонними переговорами, но две делегации собирались вместе. Это очень полезно, поскольку существует большое недоверие друг к другу, много проблем. Это не было официальными переговорами, но они и не планировались, поскольку мы здесь всего на два дня. Но сам факт встречи двух делегаций очень позитивен.
— То есть после московской встречи переговоры в Дохе продолжатся?
— Да. Делегации вернутся и скоро возобновят диалог.
— США в последнее время говорят о возможной отсрочке вывода войск из Афганистана. Проинформировал ли уже Вашингтон о своем решении Кабул?
— Нет. Американцы обсуждают вывод войск. Вывод войск является частью Дохийского соглашения, и мы об этом знаем. Но соглашение также включает условия: прогресс в межафганских переговорах, борьба с террористическими группировками, такими как "Аль-Каида", снижение уровня насилия. Эти условия не были выполнены. Мы не знаем о решении американцев относительно вывода войск, но они изучают, были ли выполнены условия соглашения.
— В целом вы не думаете, что войска будут выведены к 1 мая?
— Я не смогу вам дать конкретный ответ, потому что это не мое решение. США, НАТО примут решение. Все, что я могу сказать, — если будет установлен мир или достигнут значительный прогресс на пути к нему, необходимости в присутствии иностранных войск не будет.
— Мой следующий вопрос касается предстоящей конференции в Стамбуле. Как известно, госсекретарь США Энтони Блинкен в письме президенту Афганистана Ашрафу Гани предложил провести встречу на высоком уровне между афганским правительством и "Талибаном" в Турции.
— Он направил письмо президенту Гани и такое же письмо мне. Оно было о региональных усилиях, формировании национального консенсуса, необходимости ускорить мирный процесс, также там было упоминание о встрече в Турции. К этой встрече две переговорные команды должны подготовиться. Это будет еще одна возможность собраться вместе и продвинуться вперед.
— Кто представит Кабул на этой встрече? США призвали президента Афганистана принять в ней участие…
— Это решение пока не принято. Будет ли это президент, буду ли это я — в любом случае это будет встреча высокого уровня. Но предстоит еще выполнить подготовительную работу.
— Возможно ли подписание мирного соглашения между правительством Афганистана и "Талибаном" в Турции?
— Если бы соглашение можно было подписать сегодня, я бы не ждал новой встречи. Мы знаем, что это сложно, но мы также знаем, что когда война продолжается и прогресса нет, люди разочарованы, люди страдают. Мы расцениваем встречу в Турции как новую возможность и приложим максимальные усилия, чтобы она была успешной.
— Пожалуйста, поправьте меня, если я ошибаюсь: встреча высокого уровня между правительством Афганистана и движением "Талибан" в Турции и конференция под эгидой ООН — это одно и то же мероприятие?
— Нет, конференция под эгидой ООН — это региональная конференция. Пункт о том, что такие страны, как США, Россия, Китай, Пакистан, Иран, Индия, должны собраться при содействии ООН, также содержится в письме Блинкена. В Стамбуле же соберутся две афганские стороны. Турция и Катар выступят в качестве соорганизаторов встречи, некоторые страны будут приглашены, ООН также будет участвовать. А первая конференция пройдет между самими странами, а не афганцами.
— США предложили проект мирного соглашения между Исламской Республикой Афганистан и Движением талибов, которое включает такие пункты, как прекращение огня, формирование переходного правительства, подготовка новой конституции и последующие выборы. Насколько мне известно, обе стороны скептически оценили этот проект…
— Предложение не было конкретным планом, американцы представили идеи для изучения обеими сторонами. Обе стороны, если согласятся, могут основываться на этих идеях. Но сам принцип заключается в том, чтобы ускорить мирный процесс.
Мы дали ответ, что мы считаем слабыми и сильными сторонами этих предложений. "Талибан" пока не ответил на эти предложения.
— Каковы же сильные и слабые стороны американского плана?
— Например, пункт, касающийся будущего страны, — проведение выборов, права человека, права женщин, плюрализм общества. Это сильные стороны. Также есть пункт о прекращении огня, что хорошо.
— То есть в целом вы поддержали идеи, высказанные в этом плане?
— Идеи как таковые, но в конечном счете две стороны должны это обсуждать. Там есть очень сложные моменты, и мы об этом сказали. Мы ответили на предложения, правда, не в письменной форме, но у нас была встреча Высшего совета по национальному примирению, и на ней мы решили, что мы не против разделения полномочий. Как при этом сохранить конституцию Афганистана, как укрепить институты, как предотвратить коллапс системы — по всем этим вопросам мы поделились нашими оценками.
— В заключение хотела бы вас спросить, как вы оцениваете роль России в афганском урегулировании. Некоторые скептики утверждают, что Москва заигрывает с талибами в ущерб связям с Кабулом. Как бы вы могли это прокомментировать?
— Когда кто-то хочет быть посредником, нельзя говорить, "я вместе с Исламской Республикой Афганистан против "Талибана", не так ли, и потом пытаться посредничать? Он должен относиться беспристрастно к обеим сторонам. Посмотрите на совместное заявление расширенной "тройки", подписанное в Москве, оно очень четкое: там есть упоминание Совбеза ООН, Исламского Эмирата, террористических группировок — всех этих аспектов.
Беседовала Лейла Тураянова