Высокий курортный сезон стартовал в Крыму, второй год подряд он проходит в условиях ограничений из-за пандемии нового коронавируса. Несмотря на это, полуостров готовится принять рекордные 8 млн туристов — это будет максимальное количество гостей в постсоветский период.
Министр курортов и туризма Крыма Вадим Волченко рассказал в интервью ТАСС, какие меры безопасности обеспечат комфортный отдых, повысилась ли стоимость размещения в отелях полуострова и есть ли случаи отмены бронирований ради перепродажи по более высоким ценам.
— Курортный сезон стартовал в этом году раньше обычного. Но вода в Черном море все еще холодная, пляжный сезон не открыт. Чем занимаются туристы в Крыму? Какой сегмент отелей сейчас предпочитают?
— Традиционно сезон в Крыму стартует с майских праздников — это первая проба, и по ней уже можно сказать, насколько успешным будет лето. В 2020 году сезон, по сути, не замирал — и осень, и зима были достаточно насыщенными, загруженными.
1 июня — это открытие купального сезона, но погода есть погода, пенять на нее бесполезно. В Крыму бывает разное начало лета — и очень жаркий май, и дождливый. Но, если честно, крымчане были рады осадкам, поскольку это снижение остроты водной проблемы.
При этом загрузка по всем объектам размещения уже очень высокая. Тренд прошлого и этого сезона — премиальный класс отелей, в которых есть возможности для отдыха в любую погоду, где есть СПА, медицинские процедуры. В целом Крым доступен в любое время года и в любую погоду — у нас развитая сеть маршрутов культурно-исторического направления, терренкуры, памятники архитектуры.
При этом комфортнее ездить на экскурсии как раз в более прохладную погоду, нежели в жаркий период, когда температура значительно выше 30 градусов. Я, например, очень люблю такую, более комфортную, мягкую погоду конца весны или начала осени.
Совсем скоро в полной мере будет доступен пляжный отдых. В мае уже были достаточно жаркие дни, когда на пляжах и в море было немалое количество людей.
— Можно ждать, что в ближайшее время на дорогах Крыма резко увеличится поток автомобилей из других регионов России, станет больше туристов на улицах курортных городов?
— На мой взгляд, мы уже получили это повышение в период майских праздников, когда через Крымский мост прибыли рекордные 75% от общего числа отдыхающих, посетивших регион в праздничные дни. При этом доля автотуристов в этом году на 19% больше, чем за аналогичный период 2019 года. С июня поток автотуристов, конечно, будет расти после более спокойной второй половины мая, в том числе за счет туристов, которые приняли решение ехать в отпуск в Крым в последний момент, не планируя свой отдых заранее.
— Какие правила действуют в Крыму, чтобы обезопасить туристов от заражения коронавирусом?
— В объектах размещения все актуальные требования Роспотребнадзора продиктованы нынешней ситуацией.
При этом в случае невыполнения требований Роспотребнадзора включаются административные и финансовые санкции, хотя до этого еще не доходило. У нас ответственный бизнес, все наши гостиницы и санатории за прошедший год прошли хорошую школу работы практически в экстренных условиях, продемонстрировав в очередной раз, что турсфера Крыма готова к любым испытаниям.
Все прекрасно помнят, как в прошлом году главой Крыма Сергеем Валерьевичем Аксеновым принималось решение о поэтапном открытии курортного сезона — сначала для жителей полуострова, а через две недели для всех граждан Российской Федерации, что полностью оправдало себя.
И еще раз хочется выразить признательность объектам размещения, поскольку благодаря их ответственному подходу в сезоне-2020 и по сегодняшний день не произошло ни одной серьезной вспышки в отелях и санаториях. Все понимают, что и сейчас риски сохраняются, и настроены на работу в том же режиме безопасности отдыха.
Кроме того, Министерством курортов и туризма Крыма была организована централизованная вакцинация работников туротрасли. От всех средств размещения нами были собрана информация о потребностях в вакцинации, и все заявки были удовлетворены.
В целом уровень вакцинации в курортной сфере достаточно высокий, что позволит еще более безопасно отработать сезон 2021 года.
— Как показал прошлый пандемийный год, не все отели Крыма оказались готовы к резкому росту турпотока. Некоторым не хватало персонала, где-то возникали проблемы с количеством номеров. Как подготовились в этом году?
— На самом деле все объекты размещения оказались готовы. Оказалось, что не хватает отелей. Загрузка в прошлом сезоне достигала в ряде случае 100%, и отели справились с таким объемом. Это говорит о том, что они были готовы к резкому спросу в достаточно короткие сроки. Отельеры прежде всего были заинтересованы в сохранении существующего персонала. При этом, действительно, многие гостиницы столкнулись с нехваткой персонала, поскольку был поздний старт курортного сезона, а сезонных работников обычно подбирают в марте-апреле, на которые пришелся локдаун в туристической сфере.
В свою очередь, со стороны властей страны и республики были предприняты все меры, удовлетворены все пожелания бизнеса с точки зрения господдержки. Даже те средства размещения, которые по ОКВЭДам (общероссийским классификаторам видов экономической деятельности) не попадали в федеральные меры поддержки, были поддержаны за счет республиканских средств.
Ну и в целом мы достаточно четко выстроили систему обратной связи с туристами. В основном запрашиваемая информация, поступающая через горячую линию и социальные сети министерства, была больше справочного характера. Обращений о возникновении каких-либо проблемных ситуаций — меньше одной трети от общего количества. Чаще всего это не вопросы качества сервиса, а вопросы человеческих отношений, которые подпадают под менеджерские компетенции и могут быть решены административным путем при помощи квалифицированного персонала.
— Фиксируются ли факты отмены бронирований, в том числе ранних, ради перепродажи по более высоким ценам?
— Единичные случаи отмены бронирований в отелях выявлялись в майские праздники и достаточно быстро отрабатывались при помощи нашей системы обратной связи. В ручном режиме все были решены. За весь период были буквально три-четыре такие попытки, больше проблем в связи с этим не возникало.
Мы продолжаем мониторинг, остаемся на круглосуточной связи с нашими отдыхающими. Если какое-то средство размещения вдруг решит отменить бронь и перепродать ее дороже — это прямое нарушение закона "О защите прав потребителей" и влечет достаточно серьезные санкции и со стороны Роспотребнадзора, и с точки зрения административной ответственности.
Отели, дорожащие своей репутацией, таких случаев не допускают. Сертифицированным и классифицированным отелям и санаториям, которые подпадают под действие законодательства, можно предъявить претензии в случае возникновения замечаний и проблем. А вот если гость бронирует места в теневом секторе, то он полностью берет ответственность за качество обслуживания и выбор уровня размещения на себя.
За информацию на нем отвечает Министерство курортов и туризма республики. С помощью этого реестра отелей и санаториев можно верифицировать выбранное средство размещения, удостовериться в его легальности и актуальности контактов. А также избежать сайтов-двойников или сайтов посредников, где зачастую не всегда отображена актуальная информация.
В случае возникновения дополнительных вопросов можно обратиться на бесплатную круглосуточную горячую линию министерства 8 (800) 511-80-18 и получить информацию о возможностях отдыха на полуострове или сообщить о проблемных ситуациях. Либо написать в официальные аккаунты министерства в социальных сетях или на почту shtab@mtur.rk.gov.ru.
Мы делаем отдых туриста в Крыму максимально комфортным. А это еще один этап системного подхода к построению еще и безопасного отдыха, в том числе и в информационной среде.
— Ежегодно возникает вопрос повышения цен в Крыму. Туристы в соцсетях пишут, что отдых дорожает. Это так?
— Ценообразование в этом году складывалось следующим образом: большое количество бронирований было перенесено с 2020 года на 2021 год по ценам иногда даже 2019 года, поскольку в период ограничений из-за пандемии не было возможности размещаться, особенно в первую половину высокого сезона.
В этом году основные продажи мест в отелях пришлись на зиму и начало весны. В первую очередь выкупались стандартные, самые ходовые номера. К примеру, в объектах четыре-пять звезд сейчас остались только номера повышенной категории, и, учитывая, что спрос увеличивается, в соответствии с динамическим ценообразованием на оставшиеся номера цена выросла, поскольку они находятся в дефиците.
Эволюционное и эффективное решение этого вопроса только одно — конкуренция. Ее нужно создавать за счет реновации и ремонта существующего номерного фонда, в том числе запуска средств размещения, которые пока законсервированы, и строительства новых.
Мы понимаем, что этот год не похож на другие, поскольку спрос очень высокий в целом на отдых внутри страны. Это серьезный задел и хорошая возможность для бизнеса отработать так, чтобы и после пандемии россиянам нравилось максимально отдыхать в своей стране, что точно безопаснее и спокойнее.
— Отдыхающие отмечают, что за последние годы облик курортных городов стал меняться. Какие новинки ждут туристов в ближайшее время?
— В первый день лета мы презентовали обновленную набережную на Восточном берегу Крыма в поселке городского типа Новый Свет в Судаке. Это уникальный поселок, достаточно компактный и очень красивый. Там расположены можжевеловые рощи, есть исторический завод шампанских вин "Новый Свет", тропа князя Голицына. Набережная — это только первый этап. Мы менее года назад договорились с главой администрации и социально ответственным бизнесом о ее благоустройстве, и это было реализовано за три месяца.
Есть планы по дальнейшему благоустройству пляжей и созданию общего морского фасада, реконструкции внутрипоселковых дорог и парковок.
Градообразующее предприятие поселка — завод шампанских вин "Новый Свет", название которого совпадает с названием населенного пункта, что очень интересно можно использовать с точки зрения маркетинга и при определенной коллаборации может быть серьезным прорывным проектом для всего полуострова.
— Не раз сообщалось, что западный берег Крыма обладает высоким потенциалом, однако его большие песчаные пляжи практически не оборудованы инфраструктурой. Как планируется развивать эту часть полуострова?
— Западный берег Крыма — это территория реализации трех уже действующих туристических кластеров: Саки, Евпатория и поселок Оленевка в Черноморском районе. Они разные по масштабу и мощности, но все достаточно эффективно работают.
В Черноморский район пришли достаточно серьезные инвесторы, там большой земельный банк, который будет использован с точки зрения рекреации. Там появились уже первые кемпинги на 500 номеров, и развитие продолжается. За счет государства в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) развития Крыма и Севастополя там уже отремонтированы дороги, подведена вода, строится канализация и газ. Есть вопрос с энергетикой, но это все будет решено в ближайшее время.
По такому принципу — когда инфраструктура до инвестиционных участков строится за счет государства, а инвестор приходит уже на более-менее подготовленную площадку — двигаются и Саки. Там огромный объем строительства набережных, пешеходных зон, общественных пространств.
И впереди еще значительный объем строительства, но Саки двигаются опережающими темпами, там появляются большие крупные проекты на тысячи номеров с медицинскими комплексами и дополнительными опциями. Это уже не фантастика, а абсолютная реальность.
Всего несколько проектов поменяют экономическую картину региона в целом, поскольку, когда приходят профессиональные участники рынка, они формируют круглогодичные туристические потоки, иначе экономически нецелесообразно строить крупные комплексы на 1–2 тыс. номеров уровня четыре-пять звезд.
И есть перспективные территории в Западном и Восточном Крыму, где возможно создание новых туристических городов, когда инвестор приходит на сформированные участки, включаясь в общую концепцию развития территории, где уже за государственные средства сформирована необходимая инфраструктура.
Под Евпаторией интересный проект — это "Золотые пески России". По сути, это 11-километровая пляжная зона вблизи города, которая почти доходит до города Саки. Это качественная рекреационная территория с большим количеством пляжных, парковочных и рабочих мест — это достаточно знаковые пляжные территории для России, такого еще не было.
"Новая Евпатория" — это рабочее пока название, отдельный проект. Чтобы он вошел в ФЦП, разрабатывается технико-экономическое обоснование. Будем стремиться, чтобы этот проект вошел в федеральную целевую программу, но пока первый этап — разработка его концепции, которая позволит определить стоимость и рентабельность, то есть какой объем инвестиций мы получим на объем вложенных государственных средств. И сейчас наши коллеги проводят эту работу, и мы ожидаем, что она будет завершена до конца этого года.