Алексей Текслер: Челябинская область готова масштабировать свои социальные практики

Алексей Текслер. Наиль Фаттахов/ ТАСС
Алексей Текслер
Губернатор Челябинской области о реформе общественного транспорта в областном центре — в интервью ТАСС

Губернатор Челябинской области Алексей Текслер в интервью ТАСС на полях Международной промышленной выставки "Иннопром", которая проходит  в Екатеринбурге, рассказал о планах по улучшению социальной сферы в регионе и о реформе общественного транспорта в областном центре.

— Алексей Леонидович, Челябинская область — один из пилотных регионов Национальной социальной инициативы. Скажите, пожалуйста, какого результата и к какому году планируется достичь в рамках этого пилота? На что будет делаться основной упор?

— Если говорить про Национальную социальную инициативу, то это клиентоориентированный подход к решению социальных проблем. И здесь очень часто вопрос даже не в деньгах, а в том, как правильно выстроить отношения с людьми, которым нужна помощь. Приведу пример. Есть социальный стандарт оказания помощи на дому, который предусматривает, что соцработник подопечному пожилому человеку продукты приносит, пылесосит, убирает жилье, оказывает иную помощь, но этот самый стандарт ничего не говорит о том, что нужно еще и бытовой мусор помогать выносить. Понятно, что 99% соцработников и мусор выносят, но ведь есть и те, кто не соглашаются этого делать, так как “не обязаны”. И вот наша задача найти решение для подобных ситуаций.

— Какие для этого могут быть инструменты?

— Мы можем найти, как повысить уровень эффективности оказания социальной помощи, как быть чуточку добрее к людям, чуточку полезнее людям, которые нуждаются в этой помощи. Для этого нужно разложить по полочкам наши стандартные процедуры, возможно, определить дополнительные процедуры. И это касается любой сферы. Если мы, к примеру, говорим о Центре занятости населения (биржа труда), то люди туда приходят получить пособие по безработице, а это должен быть центр, где люди ищут работу.

С руководством АНО “Агентство стратегических инициатив” мы договорились, что возьмем проекты в социальной сфере, в сфере здравоохранения, в сфере занятости и посмотрим, где мы можем повысить эффективность оказания этих услуг. Мы договорились, что будем подключать к этой работе общественные организации, некоммерческий сектор. Мы у себя в регионе улучшим ситуацию, а потом будем делиться этой практикой со всей страной.

Эту работу мы уже начали, я думаю, в течение года мы такие практики наработаем, внедрим их в регионе, начнем масштабировать по всей стране. Осенью мы договорились провести первый всероссийский форум в очно-заочном формате, где уже начнем часть лучших нарабатываемых практик обсуждать, делиться этими практиками. В конце этого года, в середине 2022 года, будет результат.

— Продолжая социальную тематику, хочется спросить про благоустройство территорий с учетом интересов жителей с ограниченными возможностями здоровья. Какие здесь существуют сроки, цели, чтобы большая часть общественных пространств Челябинской области подходила под стандарты безбарьерной среды?

— Эта проблема в последнее время стала актуальной не только для людей с ограниченными возможностями, так как население активно ездит на самокатах и велосипедах. Проблема стала общей для всего социума. Мы договорились о том, что все проекты по благоустройству, которые реализуются в регионе, должны реализовываться в безбарьерном формате: пониженный уровень тротуаров, пандусы, удобные стыки различных элементов уличного ландшафта. Мы планируем, что все центральные части наших городов, все микрорайоны, в том числе старой застройки, будут переходить на формат безбарьерной среды. По времени — это постоянная работа. И в том числе все жилье, которое мы строим, все новостройки, тоже должны быть гостеприимным для маломобильных граждан.

— В продолжение темы благоустройства — тема транспорта. В какие сроки планируется избавиться от маршрутных такси в Челябинске? Почему это делается? На какой вид транспорта люди должны будут переходить? Возможно, будет увеличено число трамваев или автобусов?

— В Челябинске мы начали реформу городского общественного транспорта. Действительно, сегодня чуть ли не половина всего пассажиропотока приходится на так называемые маршрутные такси. Подавляющее количество из них — это старая техника. Она периодически горит на дорогах. Еще два года назад в городе не было ни одного современного автобуса, трамвая, троллейбуса. Мы разработали новую маршрутную схему, то есть по сути уже начали эту реформу. За последние 1,5 года приобрели за счет областного бюджета больше 100 единиц новых современных газомоторных автобусов большой вместимости. В этом году приобретем еще 150.

Мы ставим перед собой следующую цель: более чем в два раза сократить пассажиропоток на маршрутных такси. Люди пересядут на автобусы малого и среднего класса, перейдя на регулируемые государством маршруты. Обяжем поменять весь этот транспорт на современный, комфортный, низкопольный. Мы в два раза увеличим пассажиропоток на автобусах большой вместимости.

С этого года начали замену трамваев. 31 трамвай, а это четверть от всего трамвайного парка Челябинска, приобретем. В течение трех лет поменяем весь трамвайный парк в Челябинске. В течение двух лет поменяем весь троллейбусный парк. Таким образом, мы рассчитываем, что в рамках новой маршрутной схемы пассажиропоток в трамваях и троллейбусах увеличится в два раза, а общий пассажиропоток на общественном транспорте вырастет на 20-30%.

Мы также занимаемся организацией выделенных полос для маршрутных транспортных средств, рядом других инноваций, которые позволяют мотивировать людей пересаживаться на общественный транспорт. За счет обновления транспорта, выделенных полос, люди смогут быстрее передвигаться по городу, чем сегодня.

Транспорт будем покупать отечественный, в частности трамваи будут из Усть-Катава Челябинской области.

— Маршрутные такси перестанут существовать?

— Более 30% общего пассажиропотока будет по-прежнему на автобусах малого и среднего класса, но это будут современные автобусы, хоть и частный бизнес. Конкуренция должна быть, в том числе муниципальному транспорту.

— Общий объем инвестиций известен?

— Мы рассчитываем на инфраструктурные облигации, но тут есть один нюанс, который заключается в том, что вместе с заменой трамваев нужно будет заменить значительную часть трамвайных путей и контактной сети, а с заменой троллейбусного парка планируем полностью всю контактную сеть поменять и увеличить ее протяженность. Также для троллейбусов придется построить новый троллейбусный парк, так как физически сейчас большая часть троллейбусов ночует на улице, их даже помыть нельзя. Для троллейбусов нужно будет поменять и свыше 20 тяговых подстанций, как и для трамваев. В течение трех лет мы планируем это осуществить.

— Какие перспективы видите для железнодорожного междугороднего пассажирского транспорта в Челябинской области?

— Мы очень довольны тем, как мы запустили в прошлом году скоростные электропоезда "Ласточка" между Челябинском и Магнитогорском. Они заходят в Троицк, в Варну, в Карталы. Это достаточно крупные населенные пункты. Мы хотели запустить "Ласточку" и в Златоуст, но, скорее всего, это будет обновленная, современная, по комфорту сопоставимая с "Ласточкой", электричка, потому что "Ласточка" — это 160 и выше км/ч, а Златоуст находится в горной местности, которая такие скорости не позволяет воплотить чисто технически.

Планируем связать Челябинск и Златоуст современным подвижным составом. Срок будет зависеть от возможности поставить нам такие вагоны. Думаю, в течение года это осуществимо. Новый, современный и комфортный подвижной состав будет курсировать и на других междугородних маршрутах в Челябинской области.

Дмитрий Никитенко, Александр Чирков