8 сентября 2021, 08:30
Интервью

Руководитель Роскачества: почти все производители устраняют нарушения за полторы недели

Максим Протасов. Донат Сорокин/ ТАСС
Максим Протасов

О предстоящих проверках сыров, молока и детских игрушек, о том, почему важно проверять сервисы онлайн-доставки еды, а также о возможностях взаимодействия с "Почтой России" в рамках эксперимента по дистанционным заказам вина в интервью ТАСС рассказал руководитель Роскачества Максим Протасов.

— Добрый день! Расскажите, пожалуйста, проверки в каких отраслях сейчас проводит Роскачество?

Прямо в эти дни по поручению правительства России специалисты Роскачества проводят уникальное по своему охвату федеральное веерное исследование сыров. Необходимость проведения испытаний данной категории товаров возникла в связи с тем, что отрасль сыроделия в последнее время серьезно развивается, но при этом сохраняются страхи и сомнения со стороны потребителей о том, насколько качественной является производимая продукция и способна ли она стать конкурентом импортным сырам, которые раньше ввозили в Россию в большом количестве.

Центр изучения потребительского поведения Роскачества провел всероссийское социологическое исследование и выяснил, что 28% опрошенных считают качество отечественных сыров неудовлетворительным. Являются ли эти страхи мифами или действительно в отрасли существуют пока проблемы, мы узнаем в ближайшее время. Для проведения веерных испытаний взяты образцы продукции более 100 торговых марок сыра низкого ценового сегмента. Результаты этого исследования будут готовы к декабрю 2021 года.

Планирует ли Роскачество проводить повторные исследования каких-либо продуктов питания?

— Мы постоянно возвращаемся к ранее исследованным товарным категориям, если потребители это просят. Вы, наверное, помните, что два года назад Роскачество проводило исследование пива. Так вот, сейчас мы снова готовим исследование продукции, представленной на рынке светлого пива. Мы планируем провести испытания напитков как российских, так и иностранных брендов, представленных на отечественном рынке. Кроме того, мы хотим ответить на вопрос, имеют ли импортные товары, продающиеся в России, такое же качество, как зарубежные аналоги под такими же брендами.

Будем ждать результатов этого исследования. Скажите, пожалуйста, запланированы ли проверки на активно развивающихся рынках, например в онлайне?

— Действительно, значимым направлением, которым сейчас занимаются специалисты Роскачества, является исследование онлайн-заказов еды и товаров для дома.

Этот сегмент рынка растет галопирующими темпами. При этом важно, что если еще недавно потребители в основном заказывали домой продукты с длительным сроком хранения или бытовую химию, то сейчас они стали часто заказывать товары категории "фреш"

И нам предстоит исследовать и дать заключение о том, в насколько качественном виде доезжают до нас эти продукты и какие операторы доставки умеют сохранить качество товаров по пути к нам домой и доставить их вовремя.

Когда будут готовы результаты исследования? В каких городах будут проводиться проверки?

— Результаты исследования онлайн-заказов будут готовы к концу года. Специалисты будут проводить испытания на качество доставляемой продукции не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других крупных городах страны. Исследование затронет все основные федеральные и региональные сервисы, через которые россияне заказывают товары. Для нас очень важно, так как мы понимаем, что эта индустрия появилась не на месяц, она активно развивается и останется с нами навсегда.

— Какие еще нишевые проверки планирует проводить Роскачество?

— Примерно к концу 2021 года специалисты Роскачества планируют приступить к веерным испытаниям игрушек, доставляемых с маркетплейсов. Это будет исследование, схожее с тем, которое провела аналогичная Роскачеству британская организация Which. Ее эксперты недавно выяснили, что 42% попавших в их исследование игрушек, закупленных через маркетплейсы, не соответствовали требованиям безопасности. В связи с этим мы считаем необходимым проверить эти выводы и при необходимости предостеречь наших потребителей, а также принять меры по отношению к производителям и операторам торговли.

— Сколько товаров планируется проверить в рамках этого исследования?

Мы считаем, что это должна быть массовая выборка. То есть как минимум 300 товаров. А так как мы всегда исследуем по очень глубокому списку показателей, насчитывающему 200–400 показателей качества, токсичности, безопасности, потребительских свойств, то должно быть достаточно крупное и очень непростое исследование.

Какие еще российские товары планируется проверять?

— Уже четвертый год подряд Роскачество совместно с Минпромторгом и Минсельхозом России на основе глубокого всестороннего исследования от виноградника до прилавка составляет национальный рейтинг отечественных вин, на который ориентируются в своем выборе как потребители, так и ретейлеры, — Винный гид России. Только что завершен отбор проб в рамках этого проекта, и 13 сентября стартует самое масштабное за всю историю Винного гида России исследование российских вин. К участию приглашены десятки экспертов, в том числе зарубежные, уважаемые во всем мире со степенью master of wine — таких гуру в мире всего три сотни, и они знают о вине все.

В этом году в Винный гид впервые войдет более 600 образцов вина из всех семи винодельческих регионов России, в том числе из новых перспективных регионов — Волгоградской области и Ставропольского края

По итогам лабораторных испытаний и дегустаций будет составлен новый Винный гид России с рейтингом проверенной продукции, который будет доведен до общественности на портале и в мобильном приложении Роскачества 25 ноября. Тогда же итоги исследования появятся в ведущих федеральных СМИ, чтобы на них мог ориентироваться каждый россиянин.

— У меня как раз есть вопрос про вино. С 2022 года в России планируется запустить эксперимент по дистанционной доставке вина через "Почту России". Планирует ли Роскачество как-то участвовать в этом эксперименте?

— Безусловно. Мы, во-первых, будем исследовать качество того вина, которое будет продаваться через "Почту России". Во-вторых, мы считаем, что доставлять нужно в первую очередь вино из Винного гида России, уже исследованное нами и получившее рейтинг Роскачества. Это будет дополнительной гарантией качества доставляемой продукции. Наконец, для нас очень важно замерить и мониторить то, насколько доставка вина через инструментарий "Почты России" будет позволять соблюсти и сохранить качество продукта, потому что одним из главных выявляемых нами нарушений в торговле является нарушение условий хранения вина.

— Планирует ли Роскачество предлагать внести какие-либо изменения в существующее законодательство для того, чтобы не допускать такие нарушения?

— Дело в том, что в России зачастую хорошие нормативные акты и достаточно строгое законодательство компенсируются необязательностью их исполнения. Поэтому то, над чем работает Роскачество постоянно, — это правоприменение, которое сейчас является основной проблемой практически в любой отрасли.

— Все ли производители устраняют нарушения после проведенных Роскачеством проверок?

— Для начала напомню, что первая и главная функция в таких организациях, как Роскачество, во всех странах мира — это так называемая мягкая сила, состоящая в информировании потребителей и влиянии на рынок через потребительский спрос. Недавно мы проводили широкое исследование в торговых сетях и выяснили, что продажи 85% товаров, получивших низкий рейтинг Роскачества, падают. А продажи 70% товаров, получивших высокий рейтинг Роскачества, растут.

Наверное, в связи с этим 96% производителей, получивших от нас информацию о нарушениях, в течение первых полутора недель сообщают нам о принятых мерах. Так, недавно мы обнаружили нарушения в текстильной продукции, и компании в ответ на это сразу же сообщили об отзыве продукции. Я считаю, что это абсолютно нормальная практика для любого производителя, заботящегося о своей репутации, по аналогии с той, когда автоконцерн отзывает машины в связи с выявленным нарушением.

И второй тип поправочных мероприятий, о которых нам сообщают производители, — это внесение изменений в политику закупки и смену поставщика. Буквально недавно мы хвалили производителя, который увидел, что поставщик при поставке ему масла для пломбира, добавлял не животные жиры, а растительное, пальмовое масло. После информации о выявленных нарушениях производитель быстро поменял поставщика и изменил рецептуру.

Также могу сказать, что наиболее активно на результаты исследований Роскачества реагируют торговые сети. В ситуации конкуренции за лояльность покупателей они заинтересованы в устранении недостатков и, как только получают информацию о проблемах с товаром, сразу снимают его с полки

Редакция не поддерживает употребления алкоголя. Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью.​​​​​​