Кинорынок Venice Production Bridge, который традиционно проходит в рамках Венецианского кинофестиваля, в 2021 году впервые стал платформой для профессиональной коммуникации России и Италии на индустриальном уровне. За три дня программы Focus on Russia коллегам из двух стран удалось обсудить стратегии по совместному производству кино и перспективы российского рынка с точки зрения международного сотрудничества. Директор департамента кинематографии и цифрового развития Минкультуры РФ Светлана Максимченко в интервью ТАСС по итогам этого события рассказала о том, что на данном этапе подогревает интерес к отечественному контенту, как государство поддерживает участие России в международных проектах и что требуется киноиндустрии в период пандемии.
— Впервые Венецианский кинорынок прошел с фокусом на Россию, профессионалы индустрии проводили встречи, презентации, обсуждения сотрудничества. Но что конкретно это значит для отечественной киноиндустрии?
— Для нас это очень важное событие.
Не было и такого интереса к российскому кино, как в этом году. Мероприятия с фокусом на Россию мы начали проводить уже на Каннском кинофестивале, и мы надеемся, что такие события будем традиционно организовывать на крупнейших смотрах и кинорынках. Сейчас интерес к российскому контенту возрастает, зарубежные коллеги рассматривают Россию как потенциального партнера, видят большой потенциал в сотрудничестве. Практически ни один крупный смотр в этом году не проходит без российского участия, наши проекты получают призы, они также успешны на VOD-платформах, таких как Netflix, в профильных международных СМИ о кино выходят публикации о наших продюсерах, актерах, режиссерах, — это успех, который подогревает интерес к отечественному контенту.
— Каких результатов ожидаете от Focus on Russia в Венеции?
— Я думаю, каждое профессиональное рыночное событие сводит людей вместе, возникают новые контакты. В конечном счете все это, может, и не сразу, но приводит к совместным проектам, которые в будущем могут быть представлены и здесь, на Венецианском кинофестивале.
— Вы уже упомянули, что количество российских проектов на Венецианском фестивале, как и на других международных смотрах, в этом году беспрецедентно. При этом скептики говорят, что этому способствует пандемия — якобы невелик выбор. Что можно ответить на такое мнение?
— Это, конечно, не так, потому что конкуренция в этом году среди проектов на фестивалях еще выше, чем прежде. В прошлом году многие смотры отменились или перенеслись, и те фильмы, которые планировали туда попасть, пришли в этом году. При этом наши картины тоже отбираются в разные конкурсные программы. Мы уже сбиваемся со счета наших успехов и празднований побед, надеюсь, в Венеции нас тоже ждут призы. Это результат системной работы государства — Министерства культуры и Роскино — совместно с продюсерами, режиссерами и дистрибьюторами, интерес к их проектам возникает уже со стороны фестивалей. Темпы по присутствию на фестивалях мы не будем снижать.
— Какие меры, на ваш взгляд, необходимо принимать, чтобы сохранять столь широкое присутствие?
— Минкультуры проводит конкурс миноритарной копродукции, в рамках которого мы поддерживаем участие России в международных проектах, с 2019 года. Среди примеров — фильм "Купе номер 6" финского режиссера Юхо Куосманена с Юрой Борисовым в главной роли, получивший Гран-при в Каннах в этом году, картина "Оставь печаль свою" Тома Шовала с оскароносной Беренис Бежо, удостоившаяся награды на фестивале в Израиле.
У нас есть также частные фонды, прежде всего "Кинопрайм", который тоже поддерживает копродукционные проекты, мы участвуем в конкурсе европейского фонда "Евримаж", в этом году один из отечественных проектов получил поддержку (фильм "Каникулы" Анны Кузнецовой — прим. ТАСС). Мы стараемся развивать эти двусторонние связи, сейчас готовим соглашение с Израилем о копродукции, надеемся, что подпишем в этом году. На самом деле, главное — это работа самой индустрии и продюсеров по запуску таких проектов.
— Министр культуры РФ Ольга Любимова предложила с 2022 года проводить питчинг российских и международных смотров, претендующих на господдержку. На каком этапе сейчас разработка этой инициативы? Ожидать ли нам питчингов в 2022 году?
— Мы действительно будем проводить питчинг фестивалей, потому что мы поддерживаем большое количество фестивалей в России, но далеко не все имеют представление о том, что это за фестивали. Мы стремимся к наибольшей прозрачности всех наших конкурсов: в этом году мы запустили питчинги по дебютам, анимации, в следующем году проведем питчинг по анимационным сериалам и питчинг фестивалей. Мы хотим, чтобы все эти проекты были презентованы публично, с онлайн-трансляциями, с возможностью защитить свои проекты.
— Как вам кажется, отразится ли проведение питчинга на числе фестивалей?
— Меньше фестивалей не станет, но могут появиться какие-то новые идеи. В этом году мы поддержали много фестивалей, которых раньше не поддерживали, — например, фестиваль актуального научного кино ФАНК или Beat Film Festival. Мы проводим питчинги в том числе и для того, чтобы появлялись новые фестивали в регионах страны, а те фестивали, которые проходят очень давно, обновлялись.
— Осень традиционно считается порой премьер после летнего периода, когда россияне не очень охотно ходят в кино. При этом я знаю, что наши критики, можно сказать, возмущены тем, что на каждую неделю сентября приходится слишком много релизов. Следит ли за распределением релизов Минкультуры?
— Мы не включаемся в этот процесс, это договоренность продюсеров и дистрибьюторов с кинотеатральными сетями. Мы сейчас планируем запустить на базе ЕАИС график премьер, в котором все будет видно заранее. Это более прозрачная система планирования премьер. У нас было несколько индустриальных совещаний, на которых мы обсуждали правила игры, говорили о том, что за 10–12 недель даты релизов должны быть уже утверждены. В период пандемии планировать довольно сложно, потому что многие релизы, в том числе международные, переносятся. Но мы пытаемся совместно выработать правила игры, чтобы российские продюсеры могли собрать максимальную кассу.
— Есть ли уже понимание, какие отечественные релизы будут "делать кассу" в ближайшие месяцы?
— Сейчас действительно сезон, мы ожидаем, что в прокат выйдут все те фильмы, которые прошли на международных фестивалях, например "Герда" Натальи Кудряшовой, "Разжимая кулаки" Киры Коваленко, "Купе номер 6" Юхо Куосманена, "Иван Денисович" Глеба Панфилова, "Ничья" Лены Ланских. В преддверии Нового года будут большие блокбастеры, зрительские картины — "Последний богатырь: Посланник тьмы", "Чемпион мира" и другие. Конечно же, сейчас выйдет много зарубежных фильмов, конкуренция будет высокой, но куда без конкуренции? Она всегда была и будет. Здесь все зависит от умения продюсеров и дистрибьюторов продвинуть свой проект. Чем больше российского кино выходит на экраны, тем больше мы радуемся.
— Российская киноиндустрия пережила непростой год, отрасль просила поддержки, чтобы удержаться на плаву, и, собственно, правительство выделило деньги на эти нужды из резервного фонда. Какой сейчас есть запрос у профессионалов?
— Сейчас главный запрос — увеличение объемов поддержки кинопроизводства, все ждут увеличения финансирования по линии Фонда кино и по линии Минкультуры, потому что мы понимаем, что бюджеты выросли, а объем финансирования не менялся последние десять лет. Безусловно, требуется поддержка, продюсеры обращались к правительству и к президенту. Увеличение объема поддержки — главный запрос индустрии.