27 сентября 2021, 10:00
Интервью

Глава совдира "Автотора": люди сейчас ждут авто как в СССР

Валерий Горбунов. Виталий Невар/ ТАСС
Валерий Горбунов
Валерий Горбунов рассказал ТАСС о планах по производству электромобилей и машин на водороде, разработке собственного авто, сотрудничестве с BMW и мировой ситуации с автокомпонентами

Число электромобилей в мире стремительно растет, однако в России они пока остаются экзотикой. Легковые электрокары, иногда встречающиеся на улицах российских городов, произведены за рубежом.  В ближайшие годы выпуск электромобилей начнtтся и в России. Одна из таких компаний  калининградский  "Автотор", выпускающий машины марок BMW, KIA, Hyundai. Глава совета директоров "Автотора" Валерий Горбунов рассказал ТАСС о планах по производству электромобилей и машин на водороде, разработке собственного авто, сотрудничестве с BMW и мировой ситуации с автокомпонентами.

 Вы планируете несколько электрокаров собственного производства, расскажите поподробнее о планах.

— В 2023 году мы должны выпустить опытную партию 200 штук, для этого надо пройти сертификацию. В 2024 году планируем начать серийное производство в объемах, которые будут определены рынком.

— А по вашим прогнозам, это сколько?

— По некоторым оценкам? в 2024 году всего может быть продано 5-6 тыс. электромобилей. Какую долю займем мы, зависит от потребителей. Сейчас дилеры работают по предзаказам, и это дает нам возможность планировать производство. Мы создаем мощности под 5 тыс. электрокаров в год. Это разные модели.
В  2024 году, когда мы будем готовиться к запуску опытно-промышленного производства, будет формироваться конкретный производственный план под реальные потребности рынка. Тогда мы сможем чётко планировать рынок. Сейчас очень много факторов, которые не позволяют планировать. И развитие заправочной инфраструктуры — это только один из вопросов.

— Сколько моделей у вас планируется и на какое расстояние они будут ездить?

— Мы начинаем с двух моделей на единой платформе. Это позволяет унифицировать производство комплектующих. Запас хода у этой модели — 180 км.  Но мы сегодня работаем над конструкторскими и технологическими изменениями, которые позволят выпускать модернизированную версию этой модели, в том числе с газовым и электрическим двигателей и увеличить запас хода до 400 км.

— А она когда появится?

— По плану — 2024 год.

— А цена? У вас в презентации было 1,5 млн.

— Мы ставим такую предельную планку, но все будет зависеть от объема производства и других факторов, включая условия поставки компонентов. По этим вопросам мы ещё находимся в переговорах с производителями компонентов.

— Под каким брендом будут эти машины?

— Пока не готовы сказать. Можем сказать пока только, что речь не идет о бренде "Автотор". Нераскрученный бренд при таком пока весьма скромном рынке, имеет малопрогнозируемые перспективы и требует огромных инвестиций. С другой стороны, если мы, сотрудничая с партнерами в рамках контрактного производства, выпустим на рынок автомобиль под собственной маркой, то мы становимся потенциальными конкурентами нашим же партнерам.

— Вы можете сделать этот электромобиль под брендами Kia, Hyundai или BMW?

— С кем-то из них да, такое возможно. Мы рассматриваем такие варианты. И это наиболее перспективный вариант, потому что рынок воспринимает популярный мировой бренд совсем иначе, чем новый, неизвестный. У них есть своя развитая дилерская сеть, необходимая для продвижения продукции марки и т.д.

— Вы ведете с BMW переговоры об этом?

— У нас с BMW идут серьезные разговоры о развитии сотрудничества. Речь об углублении технологии производства. В этом случае они на российском рынке будут работать в равных условиях с тем же Mercedes, Volkswagen и другими. Дождемся принятия окончательных решений в этой части. Тема производства электромобилей возможна в рамках нашего сотрудничества как перспективное направление, и мы будем ее обсуждать после принятия ожидаемых решений по актуальным вопросам сегодняшнего дня.

На первом этапе наша задача — создание нового завода. Он сейчас строится. Я имею в виду нашу часть. Но для того, чтобы они сделали инвестиции в специальное оборудование, нужны окончательные, утвержденные решения. В тех условиях, которые формируют требования, действующие для автопроизводителей на территории РФ, они должны понять, какой должен быть завод, сколько туда инвестиций нужно.

Со стороны BMW есть устойчивый курс на продолжение сотрудничества с "Автотором". Но конкретики — согласовали сроки, объемы, начали работать — пока нет. Мы очень близки к завершению совместной работы по принятию совершенно конкретных решений и мы уверены в этом. Поэтому мы сегодня занимаемся своей частью: строим инфраструктуру, строим новый корпус, готовим площадку, где будет корпус сварки, если все сложится

— А со СПИКом сейчас какая ситуация по BMW?

— BMW в СПИК не включен, это отдельный разговор. Когда они подавали свои условия, российский регламент их не принял.

Будем выпускать машины без льгот, пока не решим окончательно этот вопрос.

Мы сейчас министру (промышленности Денису Мантурову — прим. ТАСС) задали этот вопрос, он говорит: вы выполните эту часть, чтобы они пришли с глубокой технологией.

— Когда, по-вашему, этот вопрос будет решен окончательно?

— Мы думаем, что позиция BMW (о продолжении производства в РФ — прим. ТАСС) будет обнародована и утверждена в этом году. Наш контракт с ними заканчивается в марте следующего года. Это контракт, не подразумевающий конкретных обязательств по  глубине технологий, обеспечению льгот и другим условиям, он заканчивается, до этого момента они должны принять решение. Более того, они должны принять решение и планировать свои действия с учетом того, что в октябре-ноябре уже утверждается программа апреля. Так что принять решение нужно до Нового года.

У нас есть большая их дирекция, беспрерывно работают совместные технические службы. Рассчитываем на положительный результат этой работы и продолжение сотрудничества в новых условиях. Мы к этому готовы. Если же положительного решения не будет, будем думать, как не потерять уже вложенные с нашей стороны инвестиции.

— Возможна ли сборка электромобилей Kia  и Hyundai  в Калининграде с 2023 года?

— Мы с ними работаем по перспективам производства электромобиля. Это будет электромобиль, созданный, в том числе, на базе их автомобилей. Или Kia, или Hyundai.

В 2023 году мы подготовим автомобиль с большой долей локализации. Это будет не электродвигатель Kia, не батарея Kia, она должна быть российская.

Мы с ними разрабатываем на базе, в том числе их имеющихся разработок глубоколокализованный автомобиль, применительно к условиям регулирования, действующих для автопроизводителей, работающих на территории РФ. Мы собственной разработки пока не имеем.

— Ваш основатель говорил о собственной разработке...

— Такие планы тоже есть. Но это точно не перспектива 2023 года.

— А когда?

— Рано пока об этом говорить. Будет понятно по мере работы.

— А водородные автомобили планируете?

— Да. Он в разработке. Нет пока срока.

— С кем разрабатываете?

— С действующими партнерами. Есть и потенциальные российские  партнёры, пока в переговорах.

— То есть вы можете сделать водородомобиль с иностранными и зарубежными партнерами?

— Да. Обязательно будет часть российская в этом автомобиле, часть зарубежная.

— Какие у вас планы по выпуску машин в этом году?

— Рассчитываем на рост около 10% — это где-то 166 тыс. Но реальные объемы будут зависеть от многих факторов. Производство по полному циклу будет порядка 30% - 42 тыс. Важный момент — это, конечно, поставки комплектующих, куда входят электронные компоненты. Пока у нас эта проблема остро не стоит. Наши партнеры, учитывая, что у них объем производства миллионы штук автомобилей стараются выкроить для нас комплектующие под наш объем. Но больше [комплектующих] нам дать не могут.

— Ждете проблем с компонентами в следующем году?

— Мы думаем, что они могут быть.

Проблема с компонентами не навсегда, но она вошла в нашу действительность года на три. Рассчитываем, что за это время дефицит удастся ликвидировать. У нас сегодня люди могут купить автомобили как в Советском союзе — они ждут от трех до шести, а некоторые бренды — до девяти месяцев

— Возможны у вас остановки производства из-за дефицита компонентов?

— Мы не останавливались и планируем, что не будем останавливаться. Если будет компонентное направление хотя бы на этом [нынешнем] уровне, то мы не будем останавливаться.

— А оно будет на этом уровне?

— Мы думаем, да. Надеемся, что объем поставок падать больше не будет, будет ли расти — это вопрос.

— А сами не планируете создание автокомпонентных производств?

— Пока нет. Мы просто не потянем этот вопрос, это требует огромных инвестиций. И это совсем другая специализация. Мы рассчитываем в этом смысле на партнеров.

— Планируете ли начать производство новых брендов на заводах?

— Пока нет. У нас есть много, назовем так, "невест" или "женихов", смотря в каком качестве готовы с нами работать. Но есть ряд обстоятельств. Если мы сегодня производим 30% продукции в режиме SKD, то к 2027 году у нас должно быть 75% продукции по полному циклу и только 25% SKD. Многие не готовы на такие глубинные инвестиции, а мы не можем дать им другие условия. Заработать деньги мы всегда готовы, но есть правила, которым они отвечать не могут или не хотят. Брендов, желающих с нами сотрудничать, много, но пока перспектив, переходящих в какое-то практическое русло ни с кем, кроме действующих партнеров, нет.

Беседовала Елена Карьгина