Олег Матыцин: больше всего на Олимпиаде порадовали фигуристы и Большунов

Олег Матыцин. Михаил Терещенко/ ТАСС
Олег Матыцин
Олег Матыцин — об успехах на Олимпиаде, о восстановлении РУСАДА и словах Томаса Баха

Российские спортсмены на Олимпиаде в Пекине завоевали 32 медали, установив национальный рекорд. Министр спорта РФ Олег Матыцин в интервью ТАСС подвел итоги Игр, рассказал о ситуации с Камилой Валиевой, а также отметил успехи Федерации лыжных гонок России.

​​​​​​​— Олег Васильевич, Олимпийские игры закончены, и по горячим следам первое, о чем хочется спросить, конечно же, наш хоккейный финал. Серебро, второе место.

— В хоккее выступление можно оценить как достаточно успешное. Надо быть объективными — команда Финляндии на сегодняшний день по составу участников является сильнейшей. Она это доказала, не проиграв ни одного матча. Хоккеисты сделали максимально возможное, вели после первого периода со счетом 1:0. Наверное, это тот максимум, на который сегодня можно было рассчитывать. Хочу поздравить и тренерский штаб, и спортсменов. Многие проявили себя.

Надо формировать сборную команду, у нас этот вопрос всегда стоит в игровых видах спорта. И понимание, как взаимодействуют институты клубных команд и сборных. Подготовка шла в очень сложных условиях.

— А что касается общего итога сборной?

— Считаю, что выступление успешное. По общему количеству медалей мы на втором месте с 32 наградами, и это абсолютный рекорд за все время участия национальной команды России. 68 из 213 спортсменов завоевали медали, это хороший показатель.

По количеству серебряных и бронзовых медалей мы фактически являемся лидерами. Количество четвертых мест более десяти — это говорит о том, что команда конкурентоспособна. Где-то не хватило спортивного счастья. Один из примеров — эстафета по биатлону, на последнем этапе Эдуард Латыпов, к сожалению, не смог справиться с волнением. Это спорт, тем более олимпийский спорт в жестких ковидных условиях.

Тот же Эдуард Латыпов, как мы знаем, очень тяжело проходил заключительный этап подготовки из-за болезни, было сложно эмоционально и физически. Возможно, это результат не только физической формы, но и психологической готовности.

— Какие главные выводы сейчас можно сделать?

— Сейчас нам надо максимально оперативно провести заседания экспертных советов, надо определить план подготовки на следующий олимпийский цикл с учетом результатов Игр и положительных тенденций, которые, безусловно, есть в отдельных видах спорта.

— Какие успехи нашей команды вам наиболее запомнятся?

— Очень рад фантастическому результату лыжной сборной. Он превзошел все наши ожидания. Но это не какой-то сюрприз, а результат системной и долгой работы, которая была выстроена федерацией, тренерами и специалистами. Мы понимаем, что лыжный спорт технологически сложный. Только интегрируя науку, мастерство технических специалистов и, безусловно, тренеров, можно рассчитывать на успех.

Мы будем выходить с предложением и к президенту, и к правительству, чтобы максимально централизовать подходы к подготовке сборных команд России. Нам важно обеспечить сборные федеральными базами подготовки с учетом всех климатических условий. Ну и важнейшее звено — подготовка тренеров. У нас есть талантливые тренеры, есть тренерские школы практически во всех видах спорта, и это базовый элемент. Плюс строгий медицинский контроль и медицинское сопровождение как никогда важны для восстановления и правильного планирования подготовки.

В целом отдельные виды спорта более чем успешно выступили. В биатлоне был тяжелый период восстановления, стабилизации в федерации, тренерском штабе. Сейчас мы видим, что результаты есть, но много направлений, в которых надо работать. Важны согласованные действия и реальное выстраивание долгосрочной работы.

— Какие дисциплины вас порадовали на этих Играх?

— Фигурное катание, конечно. Мы понимаем, что, наверное, был сделан максимум с учетом острой конкуренции. В женском катании мы, безусловно, мировые лидеры. В парном катании и в танцах наши спортсмены тоже доминируют, занимают ведущие позиции. Уверен, у нас хорошие перспективы и на следующий олимпийский цикл.

Мы, конечно, надеялись на конькобежный спорт, санный спорт, бобслей и скелетон. Будем очень внимательно анализировать, чтобы понять, в чем была причина, скажем так, недовыполнения плана, который был определен предыдущим циклом подготовки. Надо выстроить систему, чтобы она сработала в будущем.

По итогам выступления спортсменов на Играх — у нас в девяти видах спорта есть медали. Надеемся, что этот резерв будет реализован в следующем олимпийском цикле еще большим количеством золотых медалей.

— У нас очень много четвертых мест, о чем этот показатель на данный момент говорит? Ведь четвертое место — это самое обидное, это любой спортсмен скажет. Почему такое происходит?

— Здесь в каждом отдельном случае надо разбираться внимательно. Наверное, где-то в большей мере попадание в тройку призеров — это психологический фактор такой успешной конкуренции. Здесь мы точно не ищем оправданий, но понимаем, что, к примеру, Китай был более чем готов в условиях жесткого ковидного режима, погодных условий.

Здесь очень многое зависело от психологической индивидуальной готовности. Это тоже направление, на которое нам стоит обратить внимание. Психология в спорте решает как минимум половину, а в отдельных видах даже большую часть успеха. У нас в спортивной психологии всегда была серьезная школа. Сегодня мы еще раз поняли, что нам надо обратить дополнительное внимание на это направление во всех видах спорта — и в командных, и в индивидуальных.

Мы видим, например, стрельбу наших биатлонистов — она зависит и от уровня технической готовности, и от уровня мобилизационной готовности. И в женском биатлоне, и в мужском это — основной фактор.

— Об успехах. Сан Саныч Большунов, наш герой.

— Настоящий русский герой, который всей своей жизнью, историей показывает, что можно творить чудеса, если ты работаешь с детства. Мы знаем, как семья за него переживала — и отец, который даже летом выкладывал снежную дорожку, чтобы он тренировался, и супруга. Это очень хороший личный пример целостного человека, который стремится к своей цели, добивается ее, который очень уважительно относится к труду, к своим тренерам, ко всей федерации, к команде.

Я поздравляю его и еще раз с удовольствием пожму ему руку. Пожелаю ему успехов, реализовать себя и дальше, хотя он сегодня уже фактически признан специалистами королем лыж. Королем сложно стать, но им непросто и оставаться, подтверждать это звание. Пусть долгие годы он это звание никому не отдает. Чтобы баланс и гармония были у него в жизни и в спорте.

Конечно, еще раз не могу не отметить Елену Валерьевну Вяльбе. Низкий поклон ей и всему штабу Юрия Бородавко, абсолютно всем тренерам. Недавно с супругой пересматривали фильм "Белый снег" про Елену Валерьевну. Она, конечно, достойна самых теплых слов за создание атмосферы и ту работу, которая и привела к этим результатам.

— Гонку пересматривали?

— Неоднократно пересматривал.

— А вы видели, как она танцевала?

— Конечно, она — молодец. Я каждый день с ней на связи, после каждой гонки с ней созванивался и разговаривал, радовался успехам.

Но и важно, что пример Сан Саныча — хороший пример для других в команде, конкуренция. Все тянутся за ним. У Якимушкина тоже такой мощнейший дебют в гонке. Хотя дистанция была сокращена, мы видели, что Клебо сошел с нее, до последнего километра была очень сложная борьба. Ребята — молодцы. Очень здорово и женская, и мужская команды показали себя в эстафетах — это говорит о том, что у нас не один, не два человека, а действительно команда, которая, с одной стороны, конкурирует, но с другой — поддерживает и доказывает, что отечественная школа лыжного спорта есть.

И это хороший пример для других федераций. Мы всегда говорим, что федерации не должны быть автономными, они должны представлять единую команду — сборную России. Поэтому сейчас будем делать максимум, чтобы институт сборных команд был единым и координированным со стороны министерства спорта.

— Не могу не спросить про фигурное катание и эту ситуацию с Камилой Валиевой, которая до сих пор в процессе. И командных золотых медалей у нас до сих пор нет. Что нам делать дальше? Запасаться терпением? Огрызаться? Биться?

— Задача сейчас — максимально дать понять, что она является важным членом нашей команды. Камила — выдающаяся спортсменка, надеюсь, что она еще завоюет олимпийские медали.

Здесь два очень важных момента. Первый — судьба Камилы, ее участие в Олимпийских играх и дальнейшее спортивное будущее. Она, конечно, прошла тяжелейшие испытания, максимально все ее поддерживали и поддерживают. Почти каждый день с ней говорил, и очень чувствуется, как она повзрослела за эти дни. Будем надеяться, что это не сломило, а закалило, что она не собирается останавливаться и продолжит карьеру

— А второй момент?

— Вторая сторона этой ситуации в том, что нам нужно прежде всего самим оценить и разобраться объективно, что там произошло, чтобы выстраивать дальнейшую линию защиты наших адвокатов и юристов. Безусловно, нужно защищать чистых спортсменов и тренеров. Мы понимаем, что удар пришелся не только на Камилу, но и на Этери Георгиевну. Здесь важна максимально честная и объективная оценка ситуации.

Мы тоже должны профессионально подходить к изучению всех вопросов: организации вопроса медицинского обеспечения, взаимодействия тренеров, спортсменов и врачей. Это блок вопросов, которые в министерстве и в федерации надо решить, надеюсь, что мы это в самое ближайшее время сделаем.

— Кто будет вести расследование?

— Оно будет проводиться РУСАДА, так как это было обнаружено на чемпионате России.

— При всем при этом чуть более полугода осталось нам до принятия решения об окончании санкций в отношении нашего спорта.

— Уже буквально в конце марта приедет аудиторская группа WADA, поэтому нам нужно два этих процесса иметь в виду. Главное — восстановить права Российского антидопингового агентства, максимально эффективно организовать его работу. Считаю, на сегодняшний день его деятельность действительно является эффективной. Важно, чтобы сейчас РУСАДА продолжило так же работать. Поэтому надеюсь, что произошедшее на этой Олимпиаде не повлияет на процесс восстановления.

Если говорить о Камиле, то я достаточно ясно выразил свою позицию. Я и все ее поддерживают.

Надо обеспечить максимальные условия, чтобы она восстановилась психологически и приступила к дальнейшей работе. А наша задача — сделать все, чтобы уберечь ее как защищенного спортсмена

​​​​​​​— Томас Бах сказал о холодном окружении, которое встретило наших спортсменок — Валиеву и Трусову. Каково ваше отношение к этой реплике?

— Каждый человек, безусловно, имеет право на личное мнение, тем более олимпийский чемпион. Но это заявление главы Международного олимпийского комитета на Олимпийских играх, тем более мы понимаем, какая была атмосфера до этого, какие были сложности при подготовке у Камилы и тренеров. Такие оценки не добавляют позитивного имиджа. Александр Жулин написал открытое письмо, в котором говорит, что оценка тренерского штаба Этери Георгиевны заключается в том, что она подготовила нескольких олимпийских чемпионов, я хотел бы обратить на это внимание.

На этих Олимпийских играх команда более чем достойно выступила, при ее огромном участии и вкладе. Методы работы у тренеров, конечно, могут быть кем-то обсуждаемы, но, наверное, это надо делать не так публично и точно не в тот момент, когда спортсмен и ее тренерский штаб находятся в таком состоянии. Знаете, это как практически личная жизнь — история "тренер — спортсмен". И в этом случае, считаю, нужно быть более корректным, уважительно относиться и не давать таких скоропалительных оценок. Это тема очень серьезная, ведь спортсмены испытывают колоссальнейшие нагрузки, тем более в таком возрасте.

Главная задача олимпийского движения — сохранить здоровье атлета. Да, быстрее, да, сильнее, да, выше, но добавленное в этот девиз слово "вместе" должно подразумевать не только совместный проход по стадиону с флагом, но и быть вместе, когда возникают проблемы, быть ответственным за этим проблемы, разбираться, а не только заниматься максимально быстрым поиском виновных.

Проблема здоровья, конечно, очень серьезная, и считаю, что Международному олимпийскому движению совместно со Всемирным антидопинговым агентством и Всемирной организацией здравоохранения нужно уделять этому аспекту еще больше внимания. 

— Мы говорим постоянно о сохранении здоровья спортсменов. Куча лекарств входит в список запрещенных. Неужели нет универсального средства, если мы говорим о сердечном препарате, которое может эффективно помогать всем спортсменам, или это тонкий медицинский вопрос?

— Это вопрос к сопровождению подготовки, надо грамотно вести контроль состояния здоровья, начиная с детского возраста тех людей, которые приходят в профессиональный спорт. Конечно, карта спортсмена должна быть внимательно изучена с учетом тех нагрузок, которые предлагаются в рамках тренировочного и соревновательного процессов. Задача врачей состоит в том, чтобы компенсировать эти нагрузки в соответствии с возрастом спортсмена, спецификой вида спорта. Я уверен, что медицина сейчас в мире на достаточно высоком уровне, чтобы предложить препараты, которые минимизировали бы риск заболеваний, травм при балансе стремления к завоеванию медалей.

Если спортсмен болеет, это тоже вопрос взаимодействия с медицинским персоналом. В каждом таком случае надо вовремя говорить о болезнях, ставить в известность Всемирное антидопинговое агентство для того, чтобы по медицинским показаниям определять прием препаратов, которые позволят продолжать выступать спортсмену, минимизируя риск травм и сохраняя здоровье. Здесь дорога должна быть с движением в две стороны. И в случае, если необходимых препаратов нет в списке разрешенных, — нужно вести открытый диалог, информирование, предоставление доказательной базы, что без этого препарата здоровью спортсменов будет причинен ущерб, если он продолжит готовиться и выступать в том же соревновательном ритме.

— К приятному. Москва встретит героев Игр. Расскажите, как это будет?

— Планируем торжественную встречу "золотого" рейса на "ВТБ-Арене".

Конечно, надо отдать должное всем, кто готовил спортсменов, кто сопровождал, помогал сохранять здоровье на заключительном этапе. Очень важно сказать спасибо руководству регионов, где проходила подготовка спортсменов, ее финальный этап. Я благодарен средствам массовой информации, их работа была очень позитивной. Вообще позиционирование нашей сборной шло с огромным уважением к нашим соперникам, уважением к китайским коллегам, это громаднейший труд — они подготовили, провели эти Игры. Конечно, были какие-то организационные сложности, административные, обойтись сегодня без них при проведении такого масштабного мероприятия, наверное, невозможно.

Очень важно, что президент Российской Федерации поздравляет наших победителей, переживает за их подготовку, отмечает все достижения. Это государственная политика спорта не только высших достижений, но и как часть нашей культуры. Встреча спортсменов будет таким красивым итогом. Наша, не побоюсь этого слова, "золотая" команда — молодцы, они герои, очень достойно представили нашу страну. Конечно, сейчас задача, чтобы это позиционирование не закончилось одним-двумя днями после Олимпийских игр, потому что все они реально важный и мощный пример для всех, для молодежи, прежде всего, гордости за нашу страну, личных историй чемпионов, почему человек стал чемпионом, через какие труды прошел. Это важно не только для тех, кто приходит в спорт, а для всех, кто готовится вступить в жизнь, чем бы он ни занимался.

— Не могу не спросить про призовые.

— Правительство приняло решение — призовые в размере 4 млн за золотые медали, 2,5 млн — за серебряные и 1,7 млн — за бронзовые.