1 июня 2022, 08:00
Интервью

Сергей Безруков: нет ничего востребованнее в театре, чем жизнь человеческого духа

Сергей Безруков. Вячеслав Прокофьев/ ТАСС
Сергей Безруков
О фестивале губернских театров, методе Станиславского и о том, чего не хватает молодым актерам

В начале июня стартует Летний фестиваль губернских театров "Фабрика Станиславского", художественным руководителем которого является актер театра и кино, народный артист РФ Сергей Безруков. В преддверии смотра худрук рассказал ТАСС, что ждет зрителей на открытии фестиваля, с какой целью набирает курс во ВГИКе, как театр переживает нынешние времена и откуда актеру удается черпать вдохновение и энергию.

— Скоро начнется Летний фестиваль губернских театров "Фабрика Станиславского", который пройдет 2–12 июня. Для открытия фестиваля выбрана необычная локация — музейный комплекс "Паровозное депо Подмосковное". Чем продиктован это выбор?

— У нас есть традиция: каждый фестиваль "Фабрика Станиславского" открывать показом эскиза спектакля на открытой площадке в Подмосковье. В этом году у нас, пожалуй, самая необычная площадка открытия за все годы существования фестиваля — историческая станция Подмосковная в районе "Сокола", где сейчас располагается музейный комплекс "Паровозное депо". Здесь мы представим open-air-версию нашей премьеры, которая состоялась в Губернском театре буквально в эти выходные: "Чужие берега. Противостояние".

— Будете как-то использовать антураж паровозного депо в постановке?

— Эта площадка —​ идеальные декорации к нашему спектаклю. То, что на сцене мы показываем условно, здесь — реальное, настоящее. И старинный вокзал, и настоящий, на ходу, паровоз с вагонами-теплушками, на котором уезжают герои спектакля, и картину сражений можно показать более зримо и натурально, как в кино. В этом — тоже поклон Станиславскому, который в первые годы работы в Художественном театре увлекался натурализмом, пытался наиболее реалистично воссоздать атмосферу происходящего. Мне это тоже близко, потому что чем ближе к реальности, тем больше это рождает настоящие эмоции у актера. Когда не нужно фантазировать, а можно просто жить в предлагаемых обстоятельствах.

 А что вы имеете в виду под open-air версией?

— Это выборочные сцены из него. Вообще же идея поставить спектакль на основе произведений русской эмиграции начала XX века родилась года два назад. "Чужие берега" — это уже третья постановка в цикле поэтических спектаклей Губернского театра.

Все три спектакля придумала и поставила Ольга Матвеева — большой знаток поэзии начала XX века.

— О чем спектакль?

— В основе "Чужих берегов" — огромный пласт культуры русского зарубежья, некоторые имена широко известны, как, например, Марина Цветаева или Алексей Толстой, а некоторые незаслуженно забыты, как Арсений Несмелов, Алексей Ачаир. Из их произведений, стихов, прозы, романсов родился спектакль о той эпохе, о страшном послереволюционном времени, которое пережила Россия 100 лет назад.

 Это же поэтический спектакль? В чем его особенность?

— Тут важно пояснить, что поэтический спектакль — жанр очень сложный, персонажи буквально общаются стихами. Я сам как актер люблю читать стихи и много работаю в этом жанре, у меня есть поэтический спектакль "Хулиган. Исповедь" по Есенину. Поэтому прекрасно знаю, что в поэтическом спектакле очень важно уйти от скучного "литмонтажа" и выстроить поэтический материал так, чтобы было действие, конфликт, взаимоотношения между персонажами. По сути, была задача сочинить новую пьесу, основываясь на поэзии того времени, чтобы четко были обозначены линии героев. Для этого нужен опыт, которым я как раз делился.

Но здесь есть и проза — сцена тараканьих бегов из повести Алексея Толстого "Похождения Невзорова, или Ибикус", проза Арсения Несмелова — автора, который был мне доселе неизвестен и, как мне кажется, незаслуженно забыт. И конечно же, не обойтись без гениального произведения Михаила Булгакова "Дни Турбиных", где четко прописаны изначальные события, первопричина, почему все так произошло. В спектакле нет конкретных исторических личностей, здесь собирательные образы людей тех лет — участников белого движения, поэтов, музыкантов и просто обычных людей, которые бежали от Гражданской войны. Это наша попытка представить, как это было, что они чувствовали, когда весь их мир рушился.

 А основные события фестиваля пройдут на сцене Губернского театра?

— Да.

Из каких регионов приедут на фестиваль коллективы и что их объединяет?

— Из Твери, Иванова, Новокуйбышевска, Екатеринбурга, Стерлитамака, Севастополя и Москвы. А в конкурсной программе шесть спектаклей: "Дракон" театра-студии "Грань", "Гроза" Тверского ТЮЗа, "Леха" Ивановского драматического театра, Севастопольский ТЮЗ покажет "Нос", Свердловский театр драмы привезет спектакль "Магнит", а Стерлитамакский драматический театр представит "Страну Айгуль".

Это спектакли разных театральных концепций и школ, но их объединяет верность психологическому театру, в котором все идеи и смыслы транслируются через актера. Для нас это главный критерий отбора спектаклей на "Фабрику Станиславского". Константин Сергеевич — один из основоположников режиссерского театра, однако для него главным всегда был актер, проживающий на сцене жизнь своего героя так, чтобы зрители могли сказать ему: "Верю!"

Кстати, именно так называется премия, которую мы вручим по итогам конкурса за лучшую актерскую работу и лучший ансамбль.

 Что включает фестиваль помимо конкурсной программы?

— Есть еще внеконкурсная: в рамках фестиваля мы покажем в подмосковном Ногинске спектакли Губернского театра "Много шума из ничего" и "Прекрасное далеко".

В этом году мы привозим 32 студента из Волгограда, Новосибирска, Екатеринбурга, Казани, Ярославля и Саратова. С утра до вечера они будут заниматься с прекрасными педагогами (список педагогов внушительный, 16 человек!), будут лекции об истории русского театра и актерских системах от Щепкина и до наших дней, тренинги по актерскому мастерству, сценической речи, пластике. Я тоже проведу с ребятами практическое занятие на тему "Художественное слово".

— В день завершения фестиваля предполагается провести "Импровизационный батл". Что это такое, кто будет в нем участвовать?

— Да, вот так нестандартно мы каждый год закрываем наш фестиваль — "Импровизационным батлом", это уже традиция. Я убежден, что церемония закрытия — это праздник, и он должен быть ярким, просто вручить призы — это скучно. И потому решили, что таким ярким шоу на закрытии фестиваля может стать состязание студентов "Фабрики Станиславского" в остроумии и импровизации. Студенты на протяжении всего фестиваля будут проходить тренинг "Актерская импровизация" под руководством актера и педагога Максима Драченина и в финале покажут, чему они научились. Если вы еще не знаете, что такое "Импровизационный батл", рекомендую посмотреть! Это круче и смешнее, чем Comedy Club, уверяю вас! Да еще и с пользой для дела: игра тренирует в актере умение работать в команде, импровизировать, а это очень важно.

 Вы ведь являетесь художественным руководителем и другого фестиваля — ​​​​​Большого детского? В целом почему поддерживаете формат фестивалей?

— Это очень большая тема, говорить о ней можно очень долго, постараюсь вкратце. Формат фестивалей необходим для того, чтобы мы все развивались. "Фабрика Станиславского" — это конкурс региональных театров. Наш фестиваль собирает со всей страны художников одной театральной веры, одной группы крови — тех, кто продолжает развивать учение Станиславского, психологический театр.

Система Станиславского — это наш национальный бренд, известный во всем мире, то, чем мы можем гордиться, что нужно сохранять и развивать. Говорю "сохранять" — потому что долгие годы моды на европейский театр буквально вытеснили эту театральную эстетику на обочину, сделали из нее нечто "олдскульное", что нужно оставить в прошлом. А ведь это не так! Со времен Древней Греции и по сей день не было и нет ничего востребованнее в театре, чем жизнь человеческого духа, сопереживание, а это именно то, чему учил Станиславский

И потому надеюсь, что встречи единомышленников на "Фабрике Станиславского" станут для всех нас мощной поддержкой.

 А когда стартует Большой детский фестиваль? На каком этапе сейчас подготовка к смотру?​​​​​​

— Большой детский фестиваль осенью мы проведем в пятый раз. Он откроется 29 сентября спектаклем Романа Феодори "Питер Пэн" и продлится до конца ноября. Мы уже отобрали детское жюри — 23 человека от шести до 16 лет. Эксперты завершили отбор спектаклей в конкурсную театральную программу, в этом году в ней 51 спектакль. Фестиваль мультижанровый, в конкурсе участвуют также художественные и анимационные фильмы и детская литература. В данный момент мы формируем афишу по всем направлениям фестиваля и скоро о ней объявим.

Я рад, что Большой детский фестиваль растет и развивается, помимо осенней конкурсной программы, которая проходит в Москве и Подмосковье, появилось "Эхо БДФ" —​ мы привозим в разные регионы лауреатов фестиваля, проводим режиссерские лаборатории, образовательные программы. "Эхо БДФ" уже побывало в Севастополе, Калининграде и Архангельске, сейчас полным ходом идет работа над программой "Эха" в Твери, которое пройдет с 6 по 11 сентября. Работаем!

 Как Губернский театр переживает нынешние времена, пришлось ли корректировать планы гастролей или постановок?

— Время непростое, но главное — мы продолжаем работать. Постепенно приходим в себя после пандемии, заново привыкаем к лицам зрителей без масок и к полным залам без рассадки. Наконец возобновились гастроли, которых мы были лишены из-за пандемии, всю весну мы колесили по стране: Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Тула, Архангельск, в июне будут Челябинск и Екатеринбург. Это здорово!

Что касается новых постановок — к сожалению, некоторые планы пришлось корректировать. Например, уже очевидно, что постановка "Маскарада" с командой из Прибалтики, которую мы планировали еще до пандемии, в обозримом будущем невозможна. Есть некоторые сложности с правами на произведения зарубежных авторов, с продлением лицензии на использование текстов в уже идущих постановках. Решаем задачи в рабочем порядке.

 Есть ли уже задумки постановок на следующий год? Что будет в следующем сезоне?

— Думаю, мы по традиции расскажем об этом на сборе труппы, который пройдет в середине августа. Приглашаю! Кстати, предстоящий сезон станет юбилейным — десятым. Время бежит… Я пришел сюда в марте 2013 года, и уже в сентябре мы открыли первый сезон Московского Губернского театра, хотя на бумагах этого театра еще не существовало. Официально театр учрежден в январе 2014 года, до десятилетия нам еще жить да жить. Но десятый сезон начнется уже совсем скоро, в сентябре!

 Будете ли набирать новых артистов? На сборе труппы вы всегда так зажигательно принимаете в труппу молодых актеров.

— Ко мне часто обращаются с просьбой показаться в театр, но в этом году я никого не набираю, потому что в прошлом году мы взяли несколько замечательных молодых артистов, им нужно дать работу. Да и вакансий у нас нет.

Сейчас для меня главное — набор на мой курс во ВГИКе. Отсматриваю абитуриентов, идут первые туры, кого-то уже взял на конкурс. Отсматриваю очень много ребят, причем не только в Москве. Находясь на гастролях, стараюсь смотреть ребят и в тех городах, куда приезжаю, провожу прослушивания. В наше сложное время не все могут добраться до Москвы, чтобы показаться во ВГИКе. Уже взял на конкурс одну абитуриентку из Архангельска, двоих ребят — из Ростова-на-Дону, впереди Екатеринбург, Новосибирск, буду проводить прослушивания и там. Очень нужны герои и героини, нужна фактура.

 Чего, быть может, не хватает в новоиспеченных артистах?​​​​​​

— Многого не хватает. Порой приходят на прослушивание вроде бы интересные ребята, окончившие столичный вуз, а ты видишь, что ремесла нет. Дело даже не в опыте, а в элементарных актерских навыках, которые изучаются на первом-втором курсе.

Мастеров, которые действительно дают хорошую школу, можно пересчитать по пальцам одной руки. А актеры нужны, в труппе постоянно нужна свежая кровь. Поэтому многие худруки набирают свои курсы — чтобы воспитать себе новое поколение актеров, с которыми они будут понимать друг друга с полуслова

Как говорил Олег Павлович Табаков: "Я воспитываю не просто учеников, а партнеров, с которыми мне будет комфортно работать на сцене".

— Как решились набрать актерский курс и почему именно в сфере кино?

— О собственном курсе подумывал давно. В общем-то, все годы в Губернском театре я работаю как режиссер-педагог, на фестивалях часто провожу мастер-классы для студентов, так что опыт уже большой. И так сложилось — позвонили из ВГИКа, предложили набрать курс. Меня совершенно не смущает, что это не театральный, а кинематографический вуз, я даже вижу в этом некий плюс. Не секрет, что театр выигрывает, когда в его труппе есть артисты, известные по кино и ТВ. Но иногда проходят годы, а талантливый актер так и не выстреливает в кино. И тут дело не только в везении: не каждый выпускник театрального вуза понимает разницу между актерским существованием на сцене и в кадре, какое-то время уходит на переучивание. Или выпускник ВГИКа пробуется в театр, а на сцене он работать не умеет — нет практики.

Я же планирую изначально воспитывать актеров, умеющих работать и на сцене, и в кадре. У них с первого курса будет возможность практиковаться в настоящем театре, а не только перед камерой. И заодно молодую смену себе в труппу подготовлю. Потому что это очень важно, когда у актеров одна группа крови, одна школа. У нас в Губернском сильная труппа, но все артисты — из разных городов, окончили разные вузы и имеют разную школу. И когда приходят новобранцы, какое-то время уходит на то, чтобы адаптировать новичка к нашему "звучанию", добиться того, что нужно именно мне как режиссеру.

— Как оцениваете актерское образование сегодня?

— Это очень болезненный, системный вопрос. Я понимаю причины падения уровня актерского образования, но тут ведь важно не просто покритиковать, а что-то сделать, предложить, как исправить ситуацию. Размышляю над этим.

 Вы как-то публиковали фотографии, на которых рисуете картину. Удается ли находить время на живопись сейчас? Это творчество для души?​​​​​​

— Да, это для души. Сейчас график настолько плотный, что времени на живопись не хватает. Я рисовал в детстве, в студенчестве, потом просто не было времени, о чем всегда очень жалел. И вот в период локдауна все встало на паузу, и после долгого перерыва я взял в руки краски, кисточки. Это огромное наслаждение, конечно.

 Вы активно снимаетесь в кино, играете в театре, которым руководите, проводите фестивали. Где черпаете энергию для всего этого?

— Энергию черпаю в семье. И, как ни странно, в работе. Работы много разной. Я же играющий тренер. Выступаю и как режиссер, и как актер, и как музыкант — фронтмен своей группы "Крестный папа", теперь еще и как педагог. Все это разные виды творческой деятельности, что как раз дает возможность черпать энергию: когда переключаешься с одного на другое — это своего рода отдых. Да, в работе тоже можно отдыхать!

Беседовала Оксана Арефьева