18 июня 2022, 02:00
Интервью
ПМЭФ-2022

Губернатор Иркутской области: спрос на продукцию региона растет на волне импортозамещения

Игорь Кобзев. Пресс-служба Правительства Иркутской области
Игорь Кобзев

Игорь Кобзев — об инвестиционных проектах в Приангарье

Санкционное давление не остановило реализацию крупных инвестпроектов в Иркутской области. Регион ждет запуска новых производств и готов внести свой вклад в импортозамещение. Об этом рассказал губернатор области Игорь Кобзев в интервью ТАСС на полях Петербургского международного экономического форума.

 Игорь Иванович, как изменилась инвестиционная деятельность в регионе на фоне геополитической и макроэкономической ситуации?

— Многие крупные предприятия, реализующие инвестпроекты, перестраивают логистические цепочки, чтобы избежать приостановки проектов. И мы держим руку на пульсе, предоставляем предпринимателям меры поддержки.

Выполнение инвестпроектов, которые уже были заключены, продолжается. Никто из компаний не отказался от своих планов. Например, ждем в этом году запуска в Усть-Илимске целлюлозно-картонного комбината. В Усть-Куте продолжается создание газохимического кластера. Работаем с темой газификации северных территорий, которая даст импульс развитию промпредприятий. Готовится к разработке золоторудное месторождение Сухой Лог, работаем над созданием межвузовского кампуса мирового уровня, развитием города Байкальска и многими другими проектами.

 Есть ли отрасли, где наблюдается подъем производства, несмотря на санкционное давление?

— За четыре месяца этого года объемы промышленного производства выросли на 8,6%. Добыча полезных ископаемых выросла более чем на 10%, производство лекарств — почти на 49%. Рост демонстрируют обрабатывающие производства, производство бумаги, резиновых и пластмассовых изделий, металлургия.

 Какова ситуация на рынке труда региона, выросла ли безработица?

— Массовых сокращений компании не заявляли. На сегодня ситуация стабильная.

Официальная безработица составляет 0,9%, это меньше, чем в 2019 году до пандемии. Численность безработных — 10,5 тыс. человек, а в банке вакансий свыше 64 тыс. предложений. Большую потребность в кадрах испытывают сферы промышленности, строительства, транспорта, здравоохранения, образования, сельского хозяйства. Для работодателей, помимо федеральных мер поддержки, действуют и региональные. Например, для промышленных предприятий, которые проводят модернизацию производства, разработана региональная программа по обучению работников. На обучение своих сотрудников они могут получить субсидию.

 Какова ситуация с налоговыми поступлениями в областной бюджет, есть ли потери?

— Внешнее санкционное давление на экономику региона до настоящего момента не оказывало значимого влияния на доходы бюджета. За четыре месяца этого года в бюджет региона поступило 83,7 млрд рублей собственных доходов — почти на 60% больше, чем за тот же период 2021 года. Бюджет наполнялся преимущественно налогами, уплаченными за экономически благоприятный 2021 год, когда цена на нефть стабилизировалась. Именно рост цен на нефть дал основной прирост. Платежи крупнейших нефтедобывающих компаний за четыре месяца этого года возросли на 16,7 млрд рублей, что в три раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого.

 В каких сферах Иркутская область может внести свой вклад в импортозамещение?

— Программа импортозамещения действует в Иркутской области с 2017 года. Предстоит заместить 45 видов ввозимой продукции отечественной. На данный момент в Приангарье этот план выполнен наполовину. В Иркутской области производят станки, музыкальное оборудование, тест-полоски для глюкометров, комплектующие для самолета МС-21, лакокрасочные материалы, удобрения, резиновые изделия, кирпич и многое другое. Планируется модернизация завода дражного оборудования, производства стройматериалов из полистиролбетона, готовится запуск конвейера по производству строительных сэндвич-панелей. В фармацевтической отрасли только с начала этого года более чем вдвое увеличился выпуск антибиотиков, на 33% — лекарственных препаратов. У наших предприятий есть все условия для развития российского рынка лекарств.

Активно начали поступать заказы производителю драг и горнодобывающего оборудования — Иркутскому заводу тяжелого машиностроения. В связи с санкциями его продукция стала как никогда популярна, например, сейчас завод уже не берет заказы на этот год, только на следующий.

— Какой продукцией собственного производства Иркутская область уже покрывает свои потребности или потребности страны? Планируется ли увеличить объемы ее производства?

— Основные виды продукции, которую производят аграрии региона, — это зерно, овощи, картофель, молоко, мясо, яйцо. Приангарье на 100% само обеспечивает себя куриным яйцом, на 81% — мясом птицы, на 87% — молоком и молочными продуктами. Уровень самообеспечения картофелем в целом приемлемый — около 90% от потребности региона, но при этом 73% приходится на личные подсобные хозяйства. Поэтому прежде всего мы ставим задачу по наращиванию объемов производства овощей и картофеля. Также стоит задача по увеличению объемов производства мяса и молока.

Что касается промышленности, например, тяжелого машиностроения или электроники, то здесь сложно говорить о замещении как таковом. Зачастую это уникальная продукция, которая нужна в регионе только в определенном объеме, а остальное уходит по России или на экспорт.

— Ранее вы предложили регионам Сибири поставлять друг другу продукцию собственного производства, чтобы обеспечить бесперебойное снабжение товарами. Какое развитие получила эта инициатива?

— Санкции оказали влияние на привычные логистические цепочки, поэтому важно наладить гарантированные поставки продукции. Сейчас исполком Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации (МАСС) ведет работу по созданию единой базы данных для оперативного обмена информацией между сибирскими регионами. Впоследствии поставщик и потребитель смогут заключать договоры на условиях гарантированных поставок. База должна быть сформирована в августе 2022 года.

На сегодняшний день в Иркутскую область из других регионов страны завозят мясную и молочную продукцию. Аналогичные товары собственного производства реализуются в основном на территории области, вывоз за пределы Приангарья составляет от 3 до 17% от общего объема выпуска. Промышленные производственные связи тоже не стоят на месте. Например, компания "Усольмаш" наращивает объемы производства горно-обогатительной продукции. Заказы поступают как из российских недродобывающих регионов, так и из Казахстана, Узбекистана и Туркменистана, Грузии и Армении, налажено сотрудничество с крупнейшей золотодобывающей фабрикой России.

 В начале разговора вы упомянули газификацию. Программа газификации области актуализируется. Как именно?

— Мы подписали с "Газпромом" актуализированную программу развития газоснабжения Иркутской области на 2021–2025 годы. Обновленная программа предусматривает газификацию поселка Жигалово, городов Усть-Кут и Киренск, шести населенных пунктов Казачинско-Ленского района. Будут созданы условия для перевода на газ 28 котельных в этих муниципалитетах, а также для газификации более 11 тыс. домовладений.

Правительство региона организует подготовку котельных к переводу на газ и подготовку населения к приему топлива, на эти цели из консолидированного бюджета Иркутской области планируется направить около 5 млрд рублей. С "Газпромом" мы также подписали соглашение о намерениях по газификации города Саянска и отдельных муниципальных образований области. Будет проанализирован обоснованный спрос на газ перспективных потребителей. И будут проработаны сценарии развития газоснабжения и газификации Иркутской области с 2026 года, в том числе с учетом возможностей автономной газификации.

Следует учитывать, что газификация населения носит социальный характер, а экономику газификации и газоснабжения обеспечивает промышленность. Строительство магистрального газопровода Ковыкта — Саянск — Иркутск позволит организовать поставку газа действующим промышленным предприятиям, а также создать новые газохимические производства.

 Какая работа сейчас идет по очистным на Байкале: где строятся, где проектируются, где в ближайшее время ждать строительства?

— Весь объем необходимых работ оценивается в 35,8 млрд рублей. В частности, с 2016 года продолжается реконструкция канализационных очистных сооружений (КОС) правого берега Ангары в Иркутске. С 2016 по 2020 год на это направили 7,4 млрд рублей из бюджетов всех уровней, в 2021-м — 2,7 млрд. На этот год из федерального бюджета поступило почти 2 млрд рублей.

До конца этого года планируем завершить проектирование канализационно-очистных сооружений в Байкальске, Ангасолке, Култуке, Листвянке, Слюдянске, Усолье-Сибирском. На 2023 год предусмотрено 5,2 млн рублей на проектирование очистных в Большом Голоустном.

В 2021 году новые КОСы заработали в Свирске, завершилось строительство КОСов в поселке Усть-Ордынском. До конца года реконструкция очистных завершится в поселке Савватеевка Ангарского городского округа.

 Какая работа идет по реконструкции дорог на Байкале, в частности на острове Ольхон, где дорогу поручил реконструировать президент?

— На Ольхоне капитальный ремонт первого участка длиной 5,6 км начался весной 2021 года. В конце этого года работы завершат. Сейчас госэкспертизу проходит проектная документация на реконструкцию трех участков дорог в Прибайкальском национальном парке. Два из них расположены на Ольхоне — это 29,6 км пути от причальных сооружений острова до подъезда к Хужиру и автодорога Хужир — Харанцы. Третий участок — это подъезд к деревне Куркут в проливе Малое Море.

Досрочно планируем завершить капитальный ремонт автодороги Иркутск — Большое Голоустное на участке с 98-го по 114-й км, который по плану должны были сдать в 2023 году. Кроме того, на этой трассе в этом году завершат капитальный ремонт еще одного участка протяженностью 13,5 км. Плюс ко всему в этом году сделают ремонт 13-километрового участка дороги Баяндай — Еланцы — Хужир. Также запланирован ремонт 13 километров трассы Петрово — Бугульдейка.

В этом же году будет завершен ремонт двух участков дороги Иркутск — Листвянка, а в следующем в планах начать капитальный ремонт дороги, которая проходит по поселку Хужир на острове Ольхон. В 2024 году там же запланирована реконструкция дороги между поселками Хужир и Харанцы. В 2024–2026 годах мы намерены продолжить реконструкцию автомобильной дороги Баяндай — Еланцы — Хужир.

 

Беседовали Светлана Латынина, Мария Пименова