25 ноября 2022, 13:45
Интервью

Посол по особым поручениям МИД РФ: Африке надоело давление Запада

Олег Озеров. Владимир Гердо/ ТАСС
Олег Озеров
Олег Озеров — о перспективных направлениях сотрудничества России и Африканского континента

Посол по особым поручениям МИД РФ, руководитель секретариата "Форума партнерства Россия  Африка" Олег Озеров рассказал в интервью ТАСС о перспективных направлениях сотрудничества РФ и Африканского континента на ближайшие годы, отношении Москвы к поддержке некоторыми странами Африки антироссийских резолюций и о том, какие африканские регионы вызывают у России наибольшую обеспокоенность в сфере безопасности.

— В будущем году, как известно, России предстоит принять у себя второй саммит Россия  Африка. Чем он будет отличаться от первой встречи в 2019 году? Какие задачи стоят перед Россией на этом саммите?

 Продолжаем активную подготовку ко второму саммиту Россия — Африка, который должен состояться летом 2023 года. Создан соответствующий организационный комитет, который возглавил помощник президента Российской Федерации Юрий Ушаков.

На фоне кампании Запада по политической и экономической изоляции России ведется работа на всех уровнях по созданию новых инструментов и механизмов сотрудничества с африканскими государствами. В повестку саммита планируем включить обсуждение вопросов, связанных с построением новой архитектуры мироустройства в условиях укрепления многополярности, в том числе в сфере международной безопасности. Считаем целесообразным также затронуть тематику продовольственной и энергетической безопасности, здравоохранения, гуманитарного сотрудничества, в первую очередь образования, науки, культуры.

— Каким в ближайшей перспективе вы видите сотрудничество России с Африканским континентом? Повлияла ли ситуация вокруг Украины на отношения с африканскими странами? В чем выражается давление Запада на наших партнеров в Африке в связи с их стремлением развивать сотрудничество с Россией?

— Россию и Африку всегда связывали крепкие узы дружественных и доверительных отношений, которые за минувшие десятилетия успешно прошли испытания на прочность. Наша страна заинтересована в продолжении многопланового партнерства с Африкой, включая расширение политического диалога, наращивание экономического и гуманитарного взаимодействия.

Действительно, с момента начала специальной военной операции Запад значительно усилил давление на страны континента, пытаясь повлиять на наши взаимоотношения с регионом. Чего только стоит американский законопроект "О противодействии злонамеренной деятельности России в Африке", предусматривающий наложение санкций на африканцев за любое сотрудничество с Россией? Однако африканские страны, которым уже порядком надоело такое давление со стороны бывших метрополий и откровенный диктат, с кем сотрудничать, а с кем нет, ясно выразили свою позицию по отношению к этому документу. Государства региона официально воздерживаются от присоединения к антироссийским санкциям и негативно относятся к попыткам Вашингтона и союзников по блоку НАТО навязать им участие в них. Мы благодарны нашим африканским партнерам за сбалансированную позицию.

— Как Москва относится к тому, что ряд стран Африки поддерживают антироссийские резолюции по Украине в Генассамблее ООН? Отражается ли это на нашем двустороннем сотрудничестве?

 С пониманием. На самом деле, если внимательнее посмотреть на цифры голосований по антироссийским проектам резолюции ГА ООН, картина складывается не такая уж и пессимистичная.

Среди воздержавшихся по первым трем документам (по "агрессии" против Украины, гуманитарным последствиям "агрессии" против Украины, территориальной целостности Украины) больше половины — это страны Африки. По недавней резолюции о репарациях Украине картина выглядит еще лучше: ее поддержали только 15 из 54 африканских государств, 27 воздержались, 7 не приняли участие, а 5 даже проголосовали против.

Что касается тех, кто проголосовал "за", знаем, что западники прибегают к откровенному шантажу — такая вот своеобразная "демократия под дулом пистолета" получается: многие страны, не только африканцы, не выдержали жесткого нажима и, к сожалению, были вынуждены публично высказаться за инициативу, проталкиваемую Западом в ООН.

Ситуация в целом складывается понятная. И говорить, что голосование африканских государств в ООН каким-либо образом повлияет на наше дальнейшее взаимодействие с ними, нельзя. Мы готовы продолжать развивать наше сотрудничество во всех областях.

 В условиях нарастания террористической угрозы на континенте намерена ли Россия оказывать содействие стабилизации обстановки в ряде стран Африки? Как Москва оценивает ситуацию в Мали и Буркина-Фасо?

— Крайне обеспокоены развитием ситуации в сфере безопасности на Африканском континенте. B Сахаро-Сахельском регионе сложились наиболее благоприятные условия для восстановления потенциала ИГИЛ (террористической группировки "Исламское государство" (ИГ), запрещена в РФ — прим. ТАСС) и "Аль-Каиды" (запрещена в РФ — прим. ТАСС). Не спадает напряженность в треугольнике Липтако-Гурма — пограничных районах Мали, Буркина-Фасо и Нигера, где фиксируется высокая активность боевиков "ИГИЛ в Великой Сахаре" и "Группы поддержки ислама и мусульман" (обе запрещены в РФ — прим. ТАСС).

Россия в своей деятельности на Африканском континенте всецело руководствуется принципом невмешательства во внутренние дела суверенных государств, или известной формулой "африканским проблемам — африканское решение". В этом ключе продолжаем оказывать содействие нашим партнерам в сфере строительства миротворчества, обучения военных и правоохранительных кадров, передачи наших компетенций. Хотел бы напомнить, что Россия входит в десятку основных государств — плательщиков в бюджеты операций ООН по поддержанию мира, при этом 80% российского взноса приходится на миротворчество в Африке.

 B каких сферах российско-африканское экономическое сотрудничество демонстрирует наилучшие показатели? Каковы перспективы сотрудничества в нефтегазовой сфере?

— Африка является одним из ключевых и быстрорастущих экспортных рынков для наших производителей. Хорошо понимаем значение российской продукции для социально-экономического развития государств региона, достижения показателей продовольственной обеспеченности и выполнения целей устойчивого развития.

Партнеры проявляют заинтересованность в приобретении широкой номенклатуры отечественных товаров, например зерновых и удобрений, в том числе азотных. Наша страна является надежным поставщиком.

Относительно сферы энергетики абсолютно очевидно, что континент обладает необходимыми ресурсами не только для самообеспечения, но и для экспорта продукции. Собственные источники нефти и газа есть во многих странах Западной, Центральной и Восточной Африки, и, безусловно, нефтегазовая отрасль на континенте продолжит развиваться опережающими темпами. Задача, которая стоит перед нами, — содействие созданию надежной инфраструктуры для производства и транспортировки африканской энергетической продукции, развития внутренних рынков.

— Недавно правительство России одобрило соглашение о сотрудничестве Москвы и Рабата в области использования атомной энергии в мирных целях. Какие проекты подразумевает такое сотрудничество? С какими странами континента Россия может развивать взаимодействие в области мирного атома?

 Прежде всего хотелось бы отметить, что Российская Федерация открыта к развитию взаимодействия в данной сфере со всеми заинтересованными государствами. На наш взгляд, мирный атом хорошо встраивается в повестку энергоперехода, которую обсуждает Африканский континент.

Что же касается Марокко, то упомянутое соглашение еще готовится к подписанию, место и время которого пока не определены. У госкорпорации "Росатом" имеются и другие проекты в Африке в области использования атомной энергии в мирных целях: речь идет о поставках и строительстве объектов. Полагаю, что вопрос о перспективах реализации этих проектов будет лучше задать им.

— Как продвигается взаимодействие с африканскими странами по вопросам продовольственной безопасности? Учитывая сложившуюся ситуацию в мире, экономический кризис, готова ли Россия поставлять свое продовольствие и удобрения нуждающимся странам Африки?

— Вопрос продовольственной безопасности является важнейшим в текущей африканской повестке. Часть государств континента критически зависит от импорта сельхозпродукции, и эти поставки имеют большое значение для сохранения здесь социальной стабильности.

Запад продолжает активную кампанию по обвинению России в сложившейся кризисной ситуации на мировом продовольственном рынке. Однако в Африке хорошо понимают истинные причины нынешних трудностей, вызванных последствиями пандемии новой коронавирусной инфекции и недальновидной политикой развитых государств Запада в области финансов, энергетики, сельхозпроизводства.

Сегодня мы столкнулись с ситуацией, когда российская сельскохозяйственная продукция и удобрения, направляемые в том числе в Африку, блокируются в европейских портах. Что касается "зерновой сделки" по вывозу пшеницы с Украины, до недавнего времени большая часть этих грузов направлялась именно в богатые европейские страны, а не в реально "нуждающиеся", как об этом заявили лидеры западного мира. По состоянию на 21 ноября в соответствии с данными Совместного координационного центра Черноморской зерновой инициативы из 483 кораблей, покинувших украинские порты, лишь 61 направился в Африку, а 324, или две трети, в Европу. Президент Российской Федерации Владимир Путин назвал это "очередным обманом международной общественности, партнеров Африки, других стран, которые нуждаются в продовольствии".

Как вы знаете, 29 октября участие России в "зерновой сделке" было приостановлено. Данное решение было принято руководством нашей страны в связи с массированными атаками украинских вооруженных сил на инфраструктуру Черноморского флота России на военно-морской базе в Севастополе. Затем инициатива была вновь продлена, и наше дальнейшее участие в ней будет зависеть от соблюдения всех необходимых гарантий. Рассчитываем, что впредь будут учитываться потребности наиболее нуждающихся стран мира.

Россия, в свою очередь, будет и далее добросовестно исполнять свои обязательства по международным контрактам в части экспортных поставок продукции АПК, удобрений, энергоносителей и других остро необходимых Африке товаров.

— Ранее министр Сергей Лавров заявил, что Россия и Африка работают над последовательным снижением доли доллара и евро во взаимной торговле. Как продвигается эта работа?

— Да, действительно, наша задача сейчас — поиск новых путей сотрудничества, не зависящих от западных валют и санкционной политики. Безусловно, вводимые против России незаконные рестрикции оказывают негативный эффект на внешнеэкономические связи, что диктует необходимость срочной перенастройки инструментов взаимодействия.

Здесь в первую очередь речь идет о поиске решений, связанных с обеспечением бесперебойной логистики и налаживанием самостоятельных систем финансовых расчетов. Ведется работа над сохранением и укреплением российско-африканских взаимовыгодных партнерских торговых и инвестиционных отношений, всемерным содействием выходу российских и африканских экономоператоров на рынки наших стран. Мы обоюдно заинтересованы в развитии многопланового сотрудничества. Рассчитываем на совместный поиск решений и настроены на слаженную работу по выстраиванию обновленной архитектуры торгово-экономических отношений.

— Какие страны Африки хотели бы присоединиться к БРИКС? Как скоро Алжир и Египет могут войти в это объединение?

— В рамках БРИКС действительно обсуждается возможность расширения состава участников объединения. На саммите "пятерки" 23–24 июня принято решение о запуске дискуссий в целях определения принципов, стандартов, критериев и процедур этого процесса.

Приветствуем интерес наших алжирских друзей подключиться к сотрудничеству в рамках объединения. Высоко оцениваем участие президента Алжира в прошедшем в рамках XIV саммита объединения 24 июня диалоге с развивающимися странами в формате "БРИКС плюс".

Египет также довольно давно взаимодействует с объединением. В декабре прошлого года было принято решение о его присоединении к Новому банку развития. Египетские представители неоднократно участвовали в сегментах "аутрич" и "БРИКС плюс" в рамках мероприятий "пятерки".

Помимо Каира и Алжира, в ходе предыдущего саммита БРИКС Африка была представлена лидерами Сенегала, Эфиопии, а на СМИД (совет министров иностранных дел — прим. ТАСС) "пятерки" был также приглашен мининдел Нигерии.

Последовательно выступаем за углубление взаимодействия БРИКС с Африканским континентом. Об этом, в частности, говорил президент Российской Федерации Владимир Путин на расширенном заседании лидеров "пятерки" в формате "БРИКС плюс" 24 июня. Рассчитываем, что в период председательства наших южноафриканских друзей в объединении в 2023 году это направление работы получит дополнительный импульс. 

Теги:
Россия