Посол РФ в Нидерландах: Киев посадил себя на скамью подсудимых в Международном суде ООН
Новый посол РФ в Нидерландах и постоянный представитель при Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) Владимир Тарабрин рассказал ТАСС о том, почему в Нидерландах призывают готовиться к войне с РФ, с какими трудностями сталкивается посольство и какой линии будет придерживаться Россия в ОЗХО после того, как страну вытеснили из Исполнительного совета организации. В ходе беседы он также прокомментировал недавнее решение Международного суда ООН по украинскому иску о геноциде, отметил рекордное падение двустороннего товарооборота, уделил внимание консульской помощи соотечественникам.
— Владимир Евгеньевич, отношения между Россией и Нидерландами сейчас находятся далеко не в лучшем состоянии. С каким настроем вы приехали? Есть ли перспективы для улучшения взаимодействия между странами, учитывая то, что премьер-министр Марк Рютте объявил об уходе из политики после распада правящей коалиции из-за разногласий по вопросам миграции и на внеочередных парламентских выборах победила крайне правая Партия свободы (ПС) под руководством Герта Вилдерса?
— Да, вы правы — отношения между нашими странами находятся сейчас на историческом минимуме. Это, безусловно, не повод для радости, особенно учитывая, что обрушение их с подачи нидерландской стороны не только нанесло ущерб тесным историческим связям и одному из крупнейших внешнеторговых товарооборотов, но и бумерангом ударило по экономике королевства — например, политически мотивированный отказ от российского трубопроводного газа привел к резкому скачку цен в стране.
Конечно, главной задачей для любого российского дипломата за рубежом является укрепление отношений России со страной пребывания, развитие политических, торгово-экономических, культурных связей. Отмечу, что в текущей ситуации одним из приоритетов для меня будет защита прав и интересов наших соотечественников в Нидерландах, а также сохранение гуманитарных связей на фоне продолжающейся здесь антироссийской кампании. Ответственность за ее масштаб несут, разумеется, члены теперь уже временного кабинета министров "Рютте-IV" — достаточно вспомнить их высказывания на этот счет. Многие из них сменили место работы или готовятся сделать это в обозримом будущем. Не берусь предсказывать состав нового правительства Нидерландов, однако если и когда оно осознает контрпродуктивность русофобской политики предшественников и что-то в подходах Нидерландов к нашей стране принципиальным образом изменится, тогда можно будет все тщательно проанализировать, взвесить и при необходимости пересмотреть актуальные цели.
— Среди стран Европейского союза (ЕС) Нидерланды — в первых рядах по оказанию помощи Украине. Как могут отразиться на наших отношениях поставки Нидерландами на Украину истребителей F-16? Как вы можете прокомментировать недавние призывы военного руководства Нидерландов к населению готовиться к войне с Россией?
— Нынешнее правительство Нидерландов во главе с и.о. премьер-министра Марком Рютте, бесспорно, находится в авангарде усилий западных стран по оказанию военной помощи Украине. В общей сложности с начала конфликта голландские власти передали киевскому режиму военной техники и финансовых средств для укрепления оснащенности ВСУ на сумму €2,6 млрд. В текущем году в бюджете страны на эти цели уже заложено €2 млрд. Запланированная поставка на Украину голландских истребителей F-16 является продолжением деструктивной линии официальной Гааги и, безусловно, не будет способствовать нормализации наших двусторонних связей.
Что касается недавнего заявления командующего Вооруженными силами Нидерландов Онно Эйхелсхейма о необходимости готовиться к конфликту с Россией, то его следует трактовать как попытку оправдать перед собственным населением бессмысленные многомиллиардные траты на поддержку подопечных в Киеве. Не исключено, что, запугивая своих граждан "российским нападением", западные столицы таким образом стараются отвлечь внимание общественности от провала политики "нанесения стратегического поражения России", по-видимому, в преддверии неизбежного падения киевского режима. Хотели бы порекомендовать господину Эйхелсхейму не заниматься подстрекательством и не приписывать нашей стране стремление развязать войну с Западом. Хочу еще раз напомнить, что президент России Владимир Путин прямо и недвусмысленно заявил: у нас нет интереса воевать с государствами НАТО — нет никаких территориальных разногласий, никакого геополитического или экономического смысла.
— Как обстоят дела в торгово-экономической сфере? Продолжаются ли поставки нефти и газа в условиях введенных ЕС санкций? Какие крупные российские компании продолжают свою деятельность в Нидерландах? С какими трудностями они сталкиваются?
— Российско-нидерландские торгово-экономические отношения переживают не лучшие времена. Товарооборот между королевством и Россией в течение первых девяти месяцев 2023 года снизился на рекордные 84%. Причина очевидна — это последствия действий Евросоюза по подрыву сотрудничества стран-членов с Россией путем введения санкций, которые кратно усилились после начала СВО. Примечательно, что Нидерланды незамедлительно подключились к ограничительным мерам и приняли непосредственное участие в их разработке в ущерб национальной экономике.
В результате введения эмбарго поставки российских углеводородов (трубопроводных нефти и газа, а также каменного угля), традиционно составлявших основу российско-нидерландского торгового взаимодействия, приостановились. Негативно сказалось и практически полное отсутствие возможности осуществления банковских переводов, а также прекращение грузового автотранспортного сообщения. Нидерландскими властями была развернута охота на подсанкционные российские активы, а предприятия, по-прежнему ведущие бизнес с российскими партнерами, нередко сталкиваются с претензиями со стороны нидерландских властей ввиду того, что поставляемая ими продукция имеет якобы двойное назначение. В подобных условиях надеяться на прежний уровень экономического взаимодействия нереалистично.
Что касается вопросов энергетики, то в последние годы, на фоне отказа Нидерландов от внутренней газодобычи на крупнейшем в Европе месторождении в провинции Гронинген, одним из приоритетов государства стала диверсификация источников энергоресурсов. В этой связи королевство сделало ставку на увеличение мощностей для хранения сжиженного природного газа. Топливо, на которое еэсовские санкции, к слову, не распространились, поступает в Нидерланды в том числе и из России.
Отвечая на последние два вопроса, могу отметить, что в Нидерландах зарегистрирован ряд компаний, в том числе крупных, которые имеют российские корни. Однако де-юре это уже голландские структуры, которые ведут независимую от России деятельность.
— Ведется ли диалог с голландской стороной по увеличению числа работающих в Нидерландах дипломатов? Как организован процесс выдачи виз? Сталкиваются ли с какими-либо проблемами российские делегации, приезжающие для участия по линии международных организаций (слушания в судах, конференции ОЗХО и тому подобное)? А простые граждане, желающие, например, навестить проживающих в Нидерландах родственников?
— Почти год наше посольство в Гааге и нидерландское посольство в Москве функционируют в режиме паритета в количестве дипломатов — и тут, и там работают шесть человек, включая посла. Разумеется, эти жесткие рамки отнюдь не облегчают нам выполнение служебных обязанностей, например, на весьма востребованном нашими соотечественниками консульском направлении. Однако даже в существенно урезанном формате российская дипмиссия продолжает свою деятельность, а в некоторых случаях — и наращивает ее. Например, в 2023 году мы дважды обеспечивали участие крупной российской делегации на слушаниях в Международном суде ООН по делам, в которых Россия является стороной. Тем не менее об увеличении количества дипломатов пока речь не идет.
Что касается процесса выдачи виз нидерландской стороной, то члены официальных делегаций регулярно сталкиваются со сложностями, получают визы в самый последний момент, буквально перед вылетом. Имелись также случаи отказа. При этом подчеркну, что речь идет именно о делегациях, прибывающих по линии ОЗХО либо на слушания в международных судебных органах. Такие действия противоречат обязательствам, взятым на себя Нидерландами в качестве принимающей ОЗХО и иные международные организации страны.
Нюансы, связанные с выдачей виз частным лицам, наиболее подробно может разъяснить посольство Нидерландов в России. Могу лишь отметить, что въезд россиян в королевство в настоящее время существенно ограничен, поскольку консульский отдел в Москве прекратил выдачу практически всех категорий виз. Исключением является посещение родственников, проживающих в Нидерландах, ближайшими членами семьи.
В то же время российское посольство никаких мер, препятствующих поездкам голландцев в Россию, не вводило. Визы выдаются в обычном режиме. Мы заинтересованы в том, чтобы туристы, представители бизнеса, науки и культуры посещали нашу страну, знакомились c ее достопримечательностями и могли самостоятельно, а не через искаженную призму ангажированных СМИ составить объективную картину происходящего в нашей стране.
— Как сейчас организуется работа с соотечественниками? Оказывается ли им консульская поддержка в необходимых объемах? Хватает ли специалистов для работы в консульском отделе для помощи нашим гражданам?
— Защита прав и интересов российских граждан, проживающих в Нидерландах, является нашим безусловным приоритетом. Посольство внимательно отслеживает все случаи дискриминации российских граждан и привлекает внимание нидерландских властей к подобным эпизодам.
Говоря про работу нашего консульского отдела, вынужден еще раз повторить, что от решений нидерландских властей сократить численность нашего дипломатического состава пострадали в первую очередь наши соотечественники, проживающие в Нидерландах, — значительно увеличились сроки ожидания приема в консульском отделе. На данный момент мы чисто физически не можем увеличить наши возможности по приему. В консульском отделе сейчас работает один дипломат. Этого, мягко сказать, недостаточно, особенно учитывая тот факт, что нагрузка на наш консульский округ кратно возросла после закрытия четырех российских генконсульств в Германии.
Тем не менее мы по-прежнему оказываем весь спектр консульских услуг и стараемся идти навстречу гражданам в экстренных ситуациях, оптимизируем работу с тем, чтобы принять максимальное число посетителей, особенно если речь идет о семьях с детьми
— Какой вы видите свою роль на посту постоянного представителя России при ОЗХО? Какие ставите перед собой задачи?
— Цели и задачи России в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения (КВРН) не являются сиюминутными, носят всеобъемлющий стратегический характер. С одной стороны, безусловно, вопросы поддержания международного мира и безопасности на основе уважения и учета интересов всех стран занимают в нашей внешней политике особое место. Россия практически всегда была и остается одним из ключевых акторов на международной площадке, это вытекает и из нашего ответственного подхода к статусу постоянного члена Совета Безопасности ООН. Поэтому в стенах ОЗХО продолжаем противодействовать решениям, направленным на расшатывание международной системы безопасности и внедрение взамен международного права некоего порядка, основанного на правилах. Разумеется, делаем это в тесном взаимодействии с ответственными государствами-участниками, а таких на гаагской площадке немало.
С другой стороны, наши задачи в ОЗХО формулируются с учетом необходимости защищать и продвигать российские национальные интересы — политические, экономические, в области безопасности, развития науки и технологий и др.
В этой связи планируем продолжать работу по возвращению деятельности организации в очерченное мандатом Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО) техническое деполитизированное русло, по восстановлению репутации ОЗХО как авторитетного независимого технического форума. Намерены и далее убеждать государства-участники в безальтернативности принципа принятия решений консенсусом, на основе учета интересов всех без исключений членов организации. Продолжим указывать на нелегитимность и контрпродуктивность навязываемых коллективным Западом путем голосования решений, выходящих за рамки КЗХО и вторгающихся в исключительную компетенцию СБ ООН (речь идет, в частности, о придании Техсекретариату ОЗХО квазипрокурорских функций по определению виновных в применении химоружия), а также ограничений на законное сотрудничество государств-участников в области мирной химии, вводимых США и их союзниками.
Продолжим настаивать на более серьезном подходе ОЗХО к имплементации статей VII (национальные меры по осуществлению) и XI (экономическое и техническое развитие) КЗХО и в этой связи продолжим оказывать техническую, экспертную и материальную помощь по запросу государств-участников, нуждающихся в таком содействии. Еще одной задачей является противодействие химтерроризму.
Планируем плотно взаимодействовать с теми странами в ОЗХО, которые разделяют или, по крайней мере, уважают наши установки. А таких в ОЗХО немало.
— По результатам последней Конференции государств — участников ОЗХО Россия лишилась своего места в Исполнительном совете организации и в марте в последний раз будет участвовать в заседании этого органа. К каким последствиям может привести наше отсутствие в совете? Как дальше будут выстраиваться взаимоотношения с ОЗХО? Насколько усложнится процесс проведения проверок организацией объектов химической промышленности на территории России?
— Действительно, в последние годы США и их ближайшие союзники интенсифицировали усилия по превращению международных организаций, в том числе и в области КВРН, в послушные инструменты по обслуживанию их узкокорыстных конъюнктурных интересов. ОЗХО не стала исключением. Россия активно противодействует им в этом, и это вызывает крайнее раздражение в Вашингтоне. В этом контексте коллективный Запад развернул агрессивную кампанию против нашей страны, в том числе пытается выдавить нас из руководящих органов организации. Так, в ноябре прошлого года Россия не смогла переизбраться в Исполсовет на очередные два года. Это стало возможным не только вследствие того, что в распоряжении Вашингтона по умолчанию находятся все голоса входящих в НАТО и ЕС стран, кандидатов в это объединение и их региональных союзников и сателлитов, но и "благодаря" ущербной формуле голосования, извращенная суть которой заключалась в том, что все поддержавшие Россию государства вынуждены были отдать свои голоса и нашим прямым конкурентам. Но даже при таких искусственно созданных неравных стартовых позициях по количеству собранных в чистом виде голосов Россия обошла почти всех своих конкурентов. Прямо скажем — это стало весьма неприятным сюрпризом для наших оппонентов в ОЗХО.
С завершением в мае срока пребывания России в Исполсовете наша работа в этом органе не заканчивается. Мы намерены продолжать активно участвовать во всех неформальных консультативных мероприятиях организации. В июльской сессии Исполсовета мы, будучи в статусе наблюдателя, также сможем доводить наши установки до коллег. Этот статус позволяет государствам-участникам выступать с заявлениями, публично озвучивать свою позицию по всем темам повестки дня ОЗХО.
Что касается проверочной деятельности организации, то эффективный режим проверки химпромышленности — это одно из важнейших условий, исключающих возможность воссоздания химического оружия. Все необходимые процедуры прописаны в конвенции. Именно ими должны руководствоваться как государства-участники, так и Техсекретариат организации. Участие или неучастие страны в руководящих и/или вспомогательных органах ОЗХО никак не влияет на вытекающие из КЗХО обязательства упомянутых сторон.
— Уже несколько раз в СМИ сообщалось о задержании в Нидерландах лиц, в том числе с двойным гражданством, якобы причастных к обходу санкций ЕС в отношении РФ. Насколько обоснованны, на ваш взгляд, эти обвинения? Обращались ли они за консульской помощью?
— Не располагаем какой-либо дополнительной информацией по этому сюжету. По понятным причинам голландская сторона не спешит нас информировать о подробностях. В случае если задержаны иностранные граждане, мы можем лишь наблюдать за развитием дела со стороны. Однако и когда под арестом оказываются россияне, то ситуация не лучше: доступ к ним консульских сотрудников — в связи с действующим в Нидерландах законодательством о защите персональных данных — предоставляется только при наличии ясно выраженного требования задержанного об этом. Несмотря на то что таких просьб нам пока не поступало, мы внимательно следим за развитием ситуации и готовы оперативно подключиться при первой возможности.
Вместе с тем хочется надеяться, что голландское правосудие тщательно и беспристрастно разберется с каждым отдельным случаем и в королевстве удастся избежать "охоты на ведьм", когда практически любое торгово-экономическое сотрудничество с нашей страной подвергается гонениям и остракизму.
У многих жив в памяти печальный опыт американского маккартизма. Думаю, это не та практика, которую Гааге стоит перенимать у Вашингтона
— Не так давно обозначилась еще одна проблема — сквоттеров, которые занимают пустующие здания, принадлежащие России или ее гражданам, подпавшим под санкции. Что делается для ее решения? Оказывается ли помощь частным лицам в данном вопросе?
— Законодательство Нидерландов содержит ряд лазеек, благодаря которым проблему захвата зданий посторонними лицами не удается решить раз и навсегда. Страдают от нее не только иностранцы, но и простые голландцы — как юридические, так и физические лица, — являющиеся собственниками объектов недвижимости. Исходим из того, что способы урегулирования этой проблемы лежат в правовой плоскости.
— Как вы восприняли решение Международного суда ООН, вынесенное 2 февраля по иску Украины к РФ по конвенции о геноциде?
— Юрисдикционное решение Международного суда ООН по спору с Украиной в рамках Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года нами встречено позитивно. Высоко оцениваем вывод суда, основанный на его решениях по спорам Сербии с рядом натовских государств, согласно которому вопросы применения силы не регулируются конвенцией, что в конечном счете купировало попытки Киева подвергнуть сомнению законность СВО и поставить суд перед необходимостью давать оценку ее правомерности (как известно, правооснованием для проведения СВО служит статья 51 Устава ООН, предусматривающая право на индивидуальную и коллективную самооборону).
Таким образом, единственный вопрос, который остался на рассмотрении суда в данном деле, — совершала ли Украина геноцид в Донбассе. Иными словами, Украина, сама же инициировавшая это разбирательство, теперь оказалась в позиции обвиняемой стороны, посадив себя на скамью подсудимых. Недаром русская пословица предупреждает о том, что будет, если рыть другому яму.