10 июня, 10:00
Интервью
ПМЭФ

Гендиректор Looky: у нас большие планы на социальный шопинг

Анна Баринова. РОСКОНГРЕСС
Анна Баринова
Генеральный директор Looky Анна Баринова рассказала ТАСС на полях Петербургского международного экономического форума о том, как выросла соцсеть с момента появления, какая работа проводится с деструктивным контентом и какие социальные проекты развивает Looky

 Прошло уже полтора года с запуска соцсети Looky. Удалось ли достичь запланированных показателей? Планировалось, что соцсеть заберет 10% пользователей Instagram (запрещен в РФ; принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской). Сколько сейчас активных пользователей у соцсети?

— Сейчас у нас более 2,5 млн активных пользователей, и рост происходит ежемесячно. Доля синхронизированных аккаунтов с Instagram тоже растет от месяца к месяцу — на 8–10%. Мы продолжаем процесс перевода пользователей из запрещенной соцсети и идем к численности в 6 млн пользователей на конец 2024 года — это как раз те самые 10% аудитории Instagram. Процесс цифровой миграции пользователей идет активно, однако, пока нет строгих ограничений в использовании VPN, понятно, что 100% аудитории не перейдет.

Сегодняшнему переходу пользователей на отечественные платформы в том числе "поспособствовала" политика иностранных соцсетей, которые блокировали российских блогеров и игнорировали законодательство РФ. Поэтому такая миграция приведет к росту независимости российских граждан от решений иностранных компаний, свободному развитию в цифровой среде.

Важная задача, стоящая перед отраслью сегодня, — бесшовный перевод контента и аудитории на отечественные платформы. И наша соцсеть предоставляет весь необходимый инструментарий.

Мы довольны цифрами, но куда важнее то, что мы выполнили все, что планировали в отношении функционала, возможностей для e-com, продвижения постов. У нас есть все, что было в Instagram, и функции, которых там не было. А именно: встроенная бесплатная нейросеть, совместные спецпроекты с крупными брендами, дополнительный инструментарий для МСБ, генерация изображений по тексту.

 Как работает модерация Looky? Как администраторы отсеивают деструктивный контент? Насколько это сложно?

— Мы поддерживаем конструктивный контент — наша соцсеть построена по этому принципу. Положительный пользовательский контент прочно попадает в "Рекомендации". У нас многоступенчатая система модерации. Сначала происходит отсеивание контента, который не соответствует законодательству, — экстремизм и порнография отсеиваются автоматически. Затем весь контент проходит модерацию вручную — на этом этапе удаляют весь деструктив. Иногда приходят жалобы от пользователей, в этих случаях контент повторно попадает в модерацию.

Нам важно поддерживать блогеров, которые создают высоконравственный контент, просвещают население, прививают юным умам активную гражданскую позицию и любовь к Родине.

 Какие сегменты среди пользователей Looky вы наблюдаете: авторы цифрового контента, магазины, бизнес и т.д. — есть ли ярко выраженная сегментация?

— Костяк аудитории Looky — ровно тот же самый, что был в запрещенной сети: это мужчины и женщины 25–45 лет; активная аудитория — 30% от всех пользователей— в основном жители Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Новосибирска. Аудитория делится на три крупных сегмента.

Первый — это представители малого и среднего бизнеса, которые многое потеряли при блокировке Instagram. Они пользуются всеми возможностями, которые есть в Looky для электронной коммерции, и наращивают аудиторию, чтобы напрямую продавать товары и услуги.

Второй сегмент аудитории — это люди, которым интересно взаимодействовать с нашей геймифицированной программой лояльности. За постинг, комментинг и подписки все пользователи получают ачивки, цифровые награды, которые впоследствии можно обменять на подарки от брендов. За счет игровой механики и активности этого обширного сегмента растет не только количество контента, но и показатель вовлеченности.

Третий блок аудитории — это блогеры, преимущественно микроблогеры, которые стараются использовать по максимуму все возможности новой соцсети.

 В Instagram пользователи и крупные компании продают товары. Скажите, удалось ли привлечь подобных пользователей в соцсеть? Какова их доля среди общего количества пользователей?

— Да, удалось. Мы предлагаем разнообразные технологические возможности как раз для e-com. Мы активно помогаем продвигаться компаниям внутри соцсети, которые что-то продают, товары или услуги, как крупным компаниям, так и представителям МСБ. Сейчас среди всех аккаунтов, не только постящих, это доля в пределах 15–20%. Это нормальное соотношение.

С нами сотрудничают как крупные госкорпорации, например РЖД, так и компании, представляющие направление FMCG (недорогих и быстро распродающихся продуктов с коротким сроком использования — прим ТАСС) — мы поработали с крупнейшим производителем FMCG-товаров Synergetic. Мы взаимодействовали с брендами всех сегментов и продолжаем двигаться в этом же ключе, поскольку потребности крупных компаний в имиджевых и маркетинговых инструментах неиссякаемы, а в Looky достаточно мощные инструменты для продвижения и активная аудитория. 

Что до функционала — можно ставить прямые ссылки во все посты, раскладывать товары и посты по папкам, чтобы потенциальным покупателям было проще сориентироваться. Есть мессенджер, где можно напрямую взаимодействовать с потенциальными покупателями, и геймифицированная программа лояльности, которая позволяет максимально вовлечь аудиторию и выгодно представить свой товар или услугу, отстроиться от конкурирующих товаров.

Мы делаем большой упор на e-com, поскольку Instagram до запрета на его использование был сильным e-com-инструментом для малого и среднего бизнеса. Сейчас ни одна из российских платформ не закрывает потребность в социальном шопинге, но мы активно к этому идем. У нас большие планы на социальный шопинг, которые помимо геотаргетинга, прямых ссылок и папок в профиле включают поддержку продавцов на платформе, продвижение постов и отдельный мессенджер. В частности, наши микроблогеры уже подключаются к взаимодействию с брендами. И крупные, и камерные бренды охотно используют наших блогеров как маркетинговый инструмент — кто-то самостоятельно, кто-то — с помощью нас, ведь у нас есть отдел спецпроектов, который как раз помогает брендам в том числе делать проекты для продажи товаров и услуг.

У нас можно продвигать посты и аккаунты. Любой пользователь может поставить пост на промо. Что касается таргета, сейчас доступны только гео и супергео (таргет на пользователей в заданном радиусе или посетителей определенных мест — прим. ТАСС) — бренды уже активно этим пользуются. Соцдема и look alike (таргет на целевую аудиторию, похожую по характеристикам на ту, которая посещает соцсеть — прим. ТАСС) пока нет, но в будущем появятся.

 Расскажите про социальные проекты Looky.

— Мы активно участвуем в социальной и культурной жизни страны. Как у платформы, которая старается перевести аудиторию из Instagram на безопасное цифровое поле, у нас есть определенные обязательства, моральный долг перед обществом. Российские платформы, в отличие от западных, стремятся соблюдать российское законодательство и несут ответственность перед пользователями и государством.

В рамках международного форума-выставки "Россия" на стенде Минтруда России мы проводили ряд мастер-классов для детей и подростков, где рассказывали, насколько важно соблюдать цифровую гигиену и как проявлять креативные идеи экологично. Скоро запускаем ряд проектов для Лиги безопасного интернета, где покажем подростковой аудитории, как создавать контент с помощью нашей нейросети.

У нас большой проект с Государственным историческим музеем, связанный с национальной идентификацией и культурой. В рамках выставки "Дикое поле" мы предлагали посетителям и пользователям Looky примерить образ представителя кочевого народа — посредством специального нейроаватара, — и проверить, течет ли в их жилах кровь кочевников, с помощью партнера Genotek.

Мы участвовали в проекте информационного волонтерства, где молодым контент-мейкерам из регионов рассказывают, как нужно подходить к контенту, искать инфоповоды и продвигать себя. У нас было два насыщенных семинара: один связан с подготовкой контента, выбором инфоповодов и правильным представлением контента, а второй — с тем, как обогатить этот контент креативом.

Мы стараемся вовлекать новых пользователей не коммерческими инструментами вроде широкоохватной рекламной кампании, а предоставляя возможность познакомиться с Looky путем создания нестандартных креативных решений.

В течение года мы выпускаем большое количество нейрофильтров и нейроаватаров, связанных с Россией и ее историей. Например, мы делали коллаборацию с игрой "Смута" и запустили нейроаватары "Боярин" и "Боярыня", которые продвигали игру внутри Looky.

 Каков вектор развития Looky на ближайшее время?

— Мы нацелены на два направления — e-com и поддержка контент-мейкеров. Продолжим выпускать новые обновления для пользователей, основанные на нашей встроенной нейросети. Недавно мы запустили нововведение по созданию контента Text To Image, то есть любой пользователь Looky, не имея бэкграунда по написанию промптов (запрос к нейросети с целью получить желаемое изображение или текст — прим. ТАСС), может написать текст и за пару минут получить уникальный контент. Инструмент называется "Свой аватар" и позволяет воплотить любую творческую идею в жизнь. Генерация занимает пару минут и выдает иллюстрации высокого качества.

Что касается e-com, мы продолжаем расширять возможности для продвижения — например, запускаем функцию платного продвижения постов. Раньше продвигать посты и аккаунты можно было только за внутреннюю валюту, теперь за рубли. Промо доступно в личном кабинете. Кроме того, мы интегрируемся с крупными онлайн-маркетами, чтобы их селлеры могли напрямую прикрепить ссылки на товары — чтобы при переходе из Looky пользователь сразу попадал в корзину.

Контент-мейкерам мы предлагаем в том числе возможности создания контента с помощью нашей нейросети, но уже с предустановленными фильтрами. Например, был проект, посвященный 9 Мая: пользователи присылали фото ветеранов Великой Отечественной войны, и на основе собранного датасета мы создали специальный нейроаватар. Скоро запустим проект, посвященный выпускным. К каждому значимому событию, будь то праздник или памятная дата в истории города или страны, мы выпускаем обновления. 

Рынок российских соцсетей переживает переходный период; важно найти баланс между эффективным развитием платформы с точки зрения коммерческого успеха и формированием культуры мышления у населения.