7 июля 2015, 12:51
Интервью
ШОС

Дмитрий Мезенцев: главным документом саммита ШОС станет Стратегия развития до 2025 года

Сергей Савостьянов/ ТАСС
Генеральный директор Шанхайской организации сотрудничества в интервью ТАСС подвел предварительные итоги председательства России в ШОС и рассказал об основных задачах, стоящих перед организацией

В преддверии саммита Шанхайской организации сотрудничества ее генеральный директор Дмитрий Мезенцев в интервью ТАСС подвел предварительные итоги председательства России в ШОС и рассказал об основных задачах этой организации.  

- Год российского председательства в ШОС проходит, каковы итоги?

- Итоги подводятся по практике организации на саммите ШОС. Важно отметить, что план председательства Российской Федерации, в который включено более ста событий, исполняется безупречно, без срывов. Это и работа в поддержку сложившегося многостороннего взаимодействия на восемнадцати министерских и ведомственных площадках, а также на так называемых "площадках второй дорожки", примером чему служит 10-я сессия форума ШОС, успешно прошедшая в Ханты-Мансийске. Это, конечно, и работа сторон по укреплению взаимодействия с международными организациями, примером чему служит развернутая, содержательная резолюция о сотрудничестве ШОС и ООН, принятая в ноябре 2014 года на 69-й сессии Генассамблеи ООН. Мы сегодня видим подтверждение готовности стран-наблюдателей предоставлять информацию, свой опыт, наработки и предложения на ряде ведомственных площадок и в рамках 7-й встречи министров транспорта, и в рамках встречи министров культуры, которая состоялась буквально недавно.

По-своему уникальной была 8-я встреча секретарей Советов безопасности, в которой впервые принимали участие секретари СБ всех без исключения стран-наблюдателей - Афганистана, Индии, Ирана, Монголии и Пакистана. В ходе беседы с ее участниками президента РФ Владимира Путина было подчеркнуто, что взаимодействие всех стран ШОС, в первую очередь - стран-основательниц, по обеспечению региональной стабильности и безопасности, по-прежнему - приоритет организации. Также глава российского государства указал на особое, возрастающее значение взаимодействия в торгово-экономической и культурно-гуманитарной областях. А это очень широкий спектр сотрудничества.

В год российского председательства по инициативе МИД РФ работа по расширению ШОС, анализу тех заявок, которые поданы рядом государств на обретение различного статуса в организации, получила дальнейшее продвижение. Хочу отметить, что сегодня в организации три заявления, подписанные главами государств (Индии, Ирана и Пакистана), на обретение статуса полноправного члена, ряд государств запрашивают статус наблюдателя и партнера по диалогу - это Беларусь, Азербайджан, Армения, Сирия, Камбоджа, Мальдивская республика, Непал, Бангладеш. Существует и ряд других заявок.

- Каковы перспективы этих стран получить желаемый статус?

-  Решение принимается Советом глав государств. Считаю важным вновь отметить значение тех документов, которые были утверждены на Душанбинском саммите ШОС в сентябре прошлого года. Это типовой меморандум о предоставлении государству-заявителю статуса полноправного члена и порядок приема в ШОС нового члена. Принятие этих документов завершило формирование нормативной базы организации по ее расширению. Важно также отметить, что в Хартии ШОС, базовом документе организации, принцип открытости был прописан одним из самых первых. ШОС, всего лишь за 14 лет утвердившись как авторитетное международное объединение, наверное, стала более привлекательной организацией. Индикатором этого являются те заявки, о которых мы говорили. Сегодня важно отметить, что в организации за последние полтора года сложилась практика принципиально более широкого взаимодействия с наблюдателями. Еще раз подчеркну, что практически на всех министерских площадках в рамках встреч секретарей Советов безопасности, генеральных прокуроров, глав Верховных судов активно участвуют и присутствуют авторитетные представители этих стран. Мы убеждены, что практика работы в формате взаимодействия национальных координаторов с уполномоченными представителями министерств иностранных дел наблюдателей по формуле "6 плюс 5", успешно заявленной в прошлом году, будет продолжаться. Это говорит о том, что роль наблюдателей, их возможности вкладывать свои силы, опыт, инициативы и предложения в совместную работу - это уже грань новой практики, которую отмечает и предъявляет ШОС на текущем этапе.

- Можно ли ожидать участия лидеров этих стран в саммите в Уфе?

- Не было ни одного случая, чтобы в саммитах ШОС не приняли участие президенты государств-основателей. Важно также отметить, что всегда в саммитах принимают участие президенты государств-наблюдателей и высокие делегации, которые имеют мандат представления позиций наблюдателя на столь высоких встречах. Также мы ожидаем высоких представителей международных организаций, тех организаций, с которыми у нас сложились очень дружественные, плотные товарищеские взаимоотношения. Это СНГ, ОДКБ, АСЕАН, подразделения ООН.

- Расширение ШОС, которое "уже на горизонте", будет ли означать какие-то новые форматы в работе организации?

- Требуется переналадка механизма взаимодействия. Некоторые изменения требуется произвести в практике взаимодействия на площадках Секретариата ШОС и Региональной антитеррористической структуры.

- Вопросы региональной безопасности тоже будут рассматриваться под каким-то более широким углом?

- Надо понимать, что государство считается принятым в организацию в качестве полноправного члена, когда после решения Совета глав государств ШОС о начале присоединения той или иной страны к ШОС в самой этой стране завершится работа над присоединением к тем 27 документам, часть из которых требует ратификации в национальных парламентах, и соответственно, это показатель того, что эта страна в полном объеме принимает на себя все обязательства государств-основателей.

- Включая все форматы безопасности?

- Да. Они очень тщательно прописаны. Нужно хорошо понимать, что это громадная ответственность за региональную безопасность, за стабильность на пространстве ШОС.

- То есть можно ожидать, что вступление в ШОС для Индии и Пакистана тоже непосредственно отразится на отношениях между ними, на стабильности в Южной Азии в целом?

- Подчеркиваю, что нет никаких изъятий для той или иной страны, имеющей статус полноправного члена, по исполнению нормативной базы, которая доказала свою жизнеспособность за эти 14 лет.

-  Как идет взаимодействие с международными организациями?

- Должен отметить, что ООН готова расширять взаимодействие с региональными организациями, обеспечивать более плотную, более взаимоувязанную работу, прежде всего - в интересах обеспечения региональной безопасности и стабильности по предотвращению региональных конфликтов. Важно отметить, что пространство ШОС отличает сегодня стабильность и безопасность, хотя, конечно, мы понимаем, что афганский вопрос остается не в полной мере решенным, при том, что мы видим тенденции, которые происходят в этой стране. Здесь важно оценивать тот вклад, который государства ШОС вносят в разрешение афганского вопроса. При этом главы государств подчеркивают, что такая работа должна вестись только при центральной координирующей роли ООН. Но потенциал многостороннего взаимодействия, формата двусторонних отношений, как мне кажется, помогает Афганистану решать тот комплекс вопросов, который перед ним стоит, в том числе и в социально-экономической сфере.

- Не могли бы Вы подробнее рассказать о том, как решаются вопросы безопасности, в частности, в сфере борьбы с наркотрафиком?

- На встрече секретарей Советов безопасности  и на встрече руководителей служб, отвечающих за борьбу с незаконным оборотом наркотиков, конечно, обсуждался афганский фактор, проблема наркопроизводства в этой стране, но при этом отмечалось и то, что потенциал полицейских мер не может быть бесконечным, и принципиальное решение этого вопроса возможно только при условии оказания серьезной последовательной помощи по восстановлению экономики Афганистана, становлению нового сельхозпроизводства, по определению тех ценностных ориентиров, которые будут восприняты афганским  обществом, тем более, что выросло не одно поколение людей, которые ощущают кризисную обстановку, продолжение системных конфликтов в своей стране на протяжении ряда лет.

-  Вы длительное время возглавляли Деловой совет ШОС. Как развивается деловое сотрудничество в рамках ШОС?

- Мы на площадке Петербургского экономического форума в прошлом году подтвердили традицию 2007-2009 годов, когда в рамках специальной программы авторитетного форума вопросы торгово-экономического взаимодействия в рамках ШОС рассматривались в публичном поле. Особо значимым видится обсуждение этих вопросов в рамках Евразийского экономического форума в сентябре этого года в Сиане, потому что на этот форум, на выставку товаров всех 14 стран шосовской семьи приглашены министры, отвечающие за внешнеэкономическую деятельность. Это, по-своему, беспрецедентный формат, заявленный китайскими коллегами впервые. Мы убеждены в том, что, однажды заявленный, этот формат сохранится и в будущем. Эта встреча пройдет незадолго до встречи глав правительств , которая состоится осенью этого года в Китае, и здесь одним из важнейших вопросов является решение премьер-министров о возможной модернизации программы и плана торгово-экономического взаимодействия на пространстве ШОС. Также мы, конечно, ожидаем, что вопрос финансового сопровождения, в том числе с учетом создания Фонда Шелкового пути, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, получит свое отражение и в повестке дня, и в ходе обсуждения премьер-министров стран-членов ШОС с главами делегаций стран-наблюдателей.

- Насколько сопрягаются экономические планы в рамках ШОС с китайским суперпроектом "Экономического пояса Шелкового пути"?

- Инициатива председателя КНР Си Цзиньпина воспринята во всех странах-членах ШОС с большим интересом, тщательно изучается, обсуждается на экспертных площадках, в том числе и в двустороннем формате. По сути, инициатива носит глобальный характер, рассчитана на десятилетия. Я убежден, что будут найдены точки сопряжения, в том числе и соотнесения национальных программ экономического развития с этим большим проектом. Приглашение в адрес стран-членов ШОС от китайского руководства уже поступило на саммите глав государств в Душанбе. На саммите глав правительств в Астане в прошлом году эта тема также нашла свое весомое отражение. Убежден, что нас ждет большая профессиональная кропотливая работа по возможному учету взаимных предложений, что, конечно не должно привести к ненужной контрпродуктивной конкуренции в реализации концепции такого масштаба.

- Какова повестка дня предстоящего саммита глав государств в Уфе? Какие будут приниматься документы?

- Ключевое значение для подготовки повестки дня саммита глав государств имеет встреча министров иностранных дел. Руководители внешнеполитических ведомств традиционно очень подробно анализируют степень готовности всех предлагаемых документов. Важно отметить, что один из главных документов, это Декларация, в которой дается развернутая оценка уровня и состояния многостороннего взаимодействия в рамках ШОС. Главы государств отмечают ситуацию в регионе и представляют позицию по ряду принципиальных вопросов международной повестки дня.

Мы ожидаем, что будет принято заявление, посвященное 70-летию Победы во Второй мировой войне. Мы также ожидаем, что будет поддержано предложение в проекте заявления стран-членов ШОС о наркотической угрозе. Верим в то, что завершится работа по согласованию соглашения по пограничному вопросу, который должен быть подписан в присутствии глав государств. И, конечно, главный документ, который определит развитие ШОС на ближайшие 10 лет, это Стратегия развития до 2025 года. Документ очень взвешенный, в работе над ним принимают равноправное участие все представители сторон. Принятие Стратегии развития до 2025 года - это не просто утверждение масштабного комплексного развития организации, но это своеобразное заявление ШОС на более весомое позиционирование в регионе, это подтверждение организации играть более весомую роль при разрешении ряда международных вопросов.

- Масштаб недавних учений, которые прошли на территории КНР, привлек большое количество военнослужащих. Это породило слухи о возможности превращения ШОС в политический блок или союз...

- В рамках проведения учений в автономном районе Внутренняя Монголия было привлечено 1,7 тыс. военнослужащих. Важно отметить, что сценарий учений остается практически неизменным. На протяжении всех лет взаимодействие военных ведомств государств-основателей ШОС - это только отработка антитеррористического компонента взаимодействия военных ведомств. В плане сотрудничества военных ведомств до 2016 года и в проекте нового плана это проходит безусловным фундаментальным основанием. ШОС не собирается становится военно-политическим союзом, никогда не будет военным блоком. Одна из важнейших зада обеспечения региональной стабильности - это умение опираться на потенциал политико-дипломатических мер. При этом значение торгово-экономического взаимодействия и культурно-гуманитарного сотрудничества - также важнейший фактор укрепления доверия не только между государствами-членами, но и повышения уровня безопасности стабильности в регионе в целом.

- Как ШОС реагирует на новые вызовы в регионе?

- ШОС в целом готов ответить на те вызовы, которые появляются в области безопасности. Кибертерроризм, к сожалению, сегодня куда более очевидное явление, чем вчера. С учетом этого меняется конфигурация взаимодействия в рамках региональной антитеррористической структуры. Этому уделяется принципиально большее внимание, как и большее внимание уделяется росту наркоугрозы. Здесь силовые ведомства взаимодействуют образцово. Но еще раз подчеркиваю - у ШОС нет воинских формирований, выход за границы пространства организации для решения каких бы то ни было вопросов в рамках силового сценария исключен.

- Какое "наследство" передает Россия, председательство которой в ШОС завершается, своему преемнику?

- Очень важно, что те позиции, которые закладываются в рамках председательства одной страны, поддерживаются и развиваются в рамках нового этапа при переходе председательства к новому государству-члену. Так было при председательстве Таджикистана. Это подтверждает в полном объеме Российская Федерация. Мы убеждены, что так и будет, когда с июля этого года председательство перейдет к Узбекистану. Пока же ожидаются встреча министров обороны, министров здравоохранения, министров внутренних дел.

Шанхайская организация сотрудничества. Досье

Беседовал Андрей Кириллов