— У Турции и России очень длинная история, только в прошлом году мы отметили столетие наших дипломатических отношений. Как Вы оцениваете текущее взаимодействие наших стран?
— Конечно, Турция и Россия — два соседа, две дружественные страны. Я хотел бы отметить, что эти страны связывают серьезные и прочные узы дружбы и добрососедства как в политическом плане, так и в плане народов. Лидеры обеих стран, президенты Реджеп Тайип Эрдоган и Владимир Путин, действительно установили крепкую дружбу между двумя странами, особенно в последнее время. Они положили начало реализации целого ряда общих целей в каждой сфере. Например, достижение объема двусторонней торговли в 100 миллиардов долларов, реализация совместных проектов в области энергетики, активизация деятельности в сфере культуры и туризма и т.д. Во многих сферах шаги предпринимаются на взаимовыгодных принципах добрососедства, доброй воли и дружбы, а также стратегического сотрудничества. Я надеюсь, что и мой рабочий визит в РФ укрепит отношения между двумя странами.
— Откройте маленький секрет — привезли ли Вы какое-то послание или приветствие от президента Эрдогана российскому президенту?
— У меня, несомненно, появилась возможность еще раз передать приветствия, выразить любовь и добрососедские пожелания нашего президента господину Путину и через него — всему российскому народу.
— Вот в этом году исполнилось 5 лет, как была создана специальная Комиссия по сотрудничеству между Советом Федерации РФ и Великим Национальным Собранием Турции. Как складывается этот диалог? Какие вопросы вы обсуждаете?
— Конечно, к сожалению, работа этой комиссии не очень хорошо складывалась в последний период. Этот вопрос, наверное, будет подниматься на наших встречах с госпожой [председателем Совета Федерации Валентиной] Матвиенко и господином [председателем Госдумы Вячеславом] Володиным. Я убежден, что возрождение этих трехсторонних механизмов и повышение их эффективности с точки зрения парламента и дипломатии пойдет на пользу обеим странам.
— Великое Национальное Собрание Турции было создано чуть больше ста лет назад. Насколько я помню, в 1920 году. Какой путь прошел парламентаризм в Турции? И вообще, что это такое — турецкая модель парламентаризма? Существует ли она?
— Конечно, одной из главных особенностей Великого Национального Собрания Турции является то, что этот парламент существовал еще до создания республики. И если во многих странах парламент был создан государством, то в Турции Великое Национальное Собрание боролось за освобождение государства, а уже после было создано само государство. Иными словами, Великое Национальное Собрание — это парламент государственного строительства. Это одна из самых главных его особенностей.
В этом смысле, конечно, переход к многопартийной парламентской демократии в Турции был осуществлен с выборами 1950 года. За 74 года, прошедшие с 1950 года, турецкая демократия смогла стойко выдержать множество нападок. За этот период, за эти 74 года, в Турции произошло пять военных переворотов. Последним из них стала попытка переворота, предпринятая предателями 15 июля 2016 года. Во всех этих случаях народ выступал в поддержку государственной воли, народ защищал волю парламента. И каждый раз путчисты добивались результатов, противоположных тем, на которые рассчитывали. Поэтому можно с уверенностью сказать, что турецкая демократия, Великое Национальное Собрание Турции — самый устойчивый парламент в мире. И плата за турецкую демократию — самая высокая плата за демократию в мире.
— Недавно президент Эрдоган заявил о том, что он собирается в Казань на саммит БРИКС в конце октября и что Турция изъявила желание вступить в это объединение. Что, на Ваш взгляд, привлекательного для Турции в БРИКС?
— Прежде всего, необходимо зафиксировать следующее. Мир вступил в новую эпоху, когда многополярность начала воплощаться в жизнь. И мы только в начале этого пути. Подобно тому, как падение Берлинской стены положило конец холодной войне, так и этот процесс, начавшийся с вывода впопыхах американских войск из Афганистана, открыл двери для новой эпохи в мире. Наиболее яркой характеристикой этой эпохи является многополярность. Ни одна страна больше не может доминировать в мире и управлять мировой системой. Поэтому в предстоящий период мы станем свидетелями множества новых образований, требуемых этой многополярностью.
Турция, занимающая геостратегическое положение, являющаяся мостом между Востоком и Западом, имеющая культурное прошлое и перспективы на будущее, вступила в процесс превращения в регионального актора, и даже в актора, играющего эффективную роль в глобальной системе. По этой причине мы рассматриваем БРИКС как одно из важных образований будущей многополярной мировой системы, и вступление Турции в БРИКС не ограничит Турцию, а наоборот, расширит ее внешнеполитические возможности. Нахождение Турции в БРИКС на самом деле внесет гораздо более серьезный вклад в дело мира во всем мире. Ведь Турция — это страна, которая одновременно участвует во многих форматах международного сотрудничества. Она является членом Организации Черноморского экономического сотрудничества, членом Организации исламского сотрудничества, членом Организации тюркских государств, членом Евро-средиземноморского партнерства, членом НАТО, страной, находящейся в процессе выдвижения кандидатом в члены Европейского союза. Это также страна, которая хочет разработать новые альтернативные инструменты внешней политики. Это обогатит Турцию в плане инструментов внешней политики, и мы надеемся, что участие Турции в такой организации будет способствовать укреплению мира во всем мире в условиях многополярной мировой системы.
— Г-н председатель, Вы, говоря о тесном сотрудничестве между нашими странами, упомянули энергетическую сферу. И действительно, в этой сфере у нас достаточно давнее сотрудничество, в частности, сейчас российская государственная корпорация "Росатом" продолжает строительство атомной электростанции "Аккую". В какой стадии находится это строительство и какие на Ваш взгляд перспективы запуска этого проекта?
— Конечно, в данный момент я не могу подробно рассказать о технической фазе проекта. Но скажу следующее. Проект "Аккую" развивается в положительном направлении. И это не только важная сфера бизнеса между двумя странами, но и проект, который внесёт большой вклад в энергетическую безопасность Турции. К сожалению, из-за санкций, введенных против России в данный период, мы видим, что в проекте произошла некоторая задержка из-за того, что некоторые западные компании не предоставили материалы, оборудование, которые нам нужны для "Аккую". Но я надеюсь, что, по крайней мере, первая часть АЭС начнет вырабатывать электроэнергию в 2025 году.
— Вы упомянули еще одну очень важную сферу нашего сотрудничества — это туризм. Турция является самым привлекательным местом для отдыха миллионов и миллионов россиян. Расскажите, есть ли у Вас любимые места в Турции? Мы знаем многие места, куда интересно поехать, но, может, есть еще какие-то неизведанные места, которые известны Вам, и Вы бы их порекомендовали?
— Я не думаю, вернее, я не считаю, что есть что-то, что знаю я и чего не знали бы наши русские друзья, русские туристы. Но я вижу, что россияне очень хорошо изучили Турцию. Помимо моря, солнца и песка в окрестностях Анталии, есть и культурный туризм — одна из самых развитых сторон Турции, так сказать. Также туризм в дикой природе, зимний отдых являются одними из популярных направлений. И мы знаем, что Турция является одной из ведущих стран сфере оздоровительного туризма. Все, что я назвал, и даже больше этого известно нашим друзьям, российским гражданам, поэтому 2,3 миллиона российских граждан и посетили Турцию в 2023 году. Отныне они еще чаще смогут лицезреть дивные красоты в любой части Турции, не только в знакомых им местах, но и в любом другом месте, где им захочется.
— Президент Турции Эрдоган, неоднократно говорил о том, что сегодняшний мир чрезвычайно напряженный, турбулентный: и военные конфликты сотрясают мир, и гуманитарные катастрофы вызывают несчастья для миллионов людей. Это случается практически каждый день. На Ваш взгляд, какой вклад может оказать Турция в урегулировании конфликтов, в создании менее напряженной обстановки?
— Конечно, Турция делает все возможное для обеспечения мира и стабильности в этом регионе, как Вы сказали, и для обеспечения мира во всем мире в глобальном масштабе. Приведу лишь один пример: в условиях напряженности и кризиса между Россией и Украиной, Турция как единственная страна, которая может вести переговоры с обеими сторонами, с самого начала играла роль серьезного посредника в переговорах, чтобы и Россия, и Украина достигли справедливого и прочного мира. Как Вы знаете, дело почти дошло до подписания соглашения в Долмабахче в Бешикташе, но Украина покинула стол переговоров, потому что некоторые страны не хотели, чтобы Украина подписывала мирное соглашение.
В этот период Турция в сотрудничестве с Россией и Организацией Объединенных Наций прилагала огромные усилия, чтобы сохранить зерновой коридор открытым. Благодаря этому миллионы людей, особенно в Африке, не столкнулись с голодным кризисом. А также Турция приложила значительные и серьезные усилия для решения проблемы обмена заключенными.
Другой вопрос — отношение Турции к резне, продолжающейся в Газе уже почти год, которая, к сожалению, уже полностью превысила масштабы геноцида, устроенного Нетаньяху и его командой. Турция приложила все усилия для скорейшего прекращения огня, чтобы доставить гуманитарную помощь и обеспечить медицинские возможности невинному и угнетенному населению Газы и палестинскому народу. Я хотел бы с большим удовлетворением отметить, что у российского правительства и правительства Турции по этому вопросу общее мнение и общие подходы.
Кроме того, Турция присоединилась и к обращению ЮАР к международному правосудию с целью добиться того, чтобы преступления банды Нетаньяху были признаны военными преступлениями. Если можно так выразиться, в течение года наш уважаемый президент и все мы всеми силами стараемся превратить все международные площадки в площадки для мирной дипломатии, в том числе в отношении Газы, и мы стараемся внести свой вклад, выполняя наши обязанности со всем вниманием.
Главным видением Турции в отношении как и региона, так и международной арены, является мир и стабильность. Где нет мира, там нет стабильности; где нет стабильности, там нет развития; где нет развития, там люди не могут жить в процветании. Поэтому позвольте мне еще раз, находясь здесь в России, заявить, что со всеми странами, которые имеют такое же видение и полное понимание, мы готовы сотрудничать для того, чтобы обеспечить мир.
— Г-н председатель, я ознакомился с Вашей биографией. Вы получили блестящее образование, учились в самых престижных университетах и в Турции, и за рубежом. Перед Вами открывалась большая научная перспектива, но Вы выбрали политику. Почему Вы выбрали политику и, скажем так, что политика дала Вам?
— Тут как, во-первых, я не разделяю жизнь на академическую и политическую. По сути, кем бы мы ни были, какой бы ни была наша профессия, наша главная цель — иметь все самое необходимое, чтобы наилучшим образом выполнять свою работу. Кроме того, что в своей деятельности мы можем сделать для мира и благосостояния нашего народа, то мы стараемся сделать и для блага всего человечества. Но бывает, что возможности разные и инструменты в руках разные. А когда вы профессор университета, у вас есть единое видение, вы идете в том же направлении, как и когда вы политик.
— Что бы Вы хотели как Председатель Великого Национального Собрания Турции пожелать россиянам, российскому народу?
Во-первых, Россия действительно одна из самых богатых стран в мире в культурном плане. Многое накоплено, в том числе исторически. Это также одна из самых красивых стран в мире. Через вас я хотел бы выразить свои самые добрые пожелания всем российским гражданам, живущим и здесь, и в других регионах России. Я надеюсь, что в мире и спокойствии народ России будет двигаться вперед гораздо стремительнее, а понимание добрососедства и сотрудничества между народами Турции и России всегда будет постоянным.