21 октября, 15:00
Интервью

Василий Небензя: США стали заложниками собственной политики на Ближнем Востоке

Василий Небензя. Александр Щербак/ ТАСС
Василий Небензя
Постоянный представитель России при ООН — о конфликте на Ближнем Востоке, реформировании Совбеза и перемене в настроениях стран — членов организации относительно украинского кризиса

Постоянный представитель России при ООН Василий Небензя в эксклюзивном интервью ТАСС рассказал о перспективах принятия Советом Безопасности новых резолюций по сектору Газа и Ливану, реформе Совбеза, препятствиях, создаваемых США работе российских дипломатов, а также о формировании у ряда стран более трезвой оценки украинского кризиса.

— Новый виток обострения палестино-израильского конфликта длится уже более года. Число палестинцев, убитых в секторе Газа, превысило 40 тыс. человек, но Израиль продолжает свою операцию в анклаве. Принятая летом резолюция Совета Безопасности ООН по сектору Газа фактически не выполняется. Не пора ли Совету принять новый документ с однозначным требованием к израильским властям о прекращении огня?

— Очевидно, что ключ к прекращению текущего витка палестино-израильского противостояния — достижение устойчивого прекращения огня. После этого можно говорить о дальнейших шагах. Однако напомню: Совет Безопасности многократно с начала конфликта 7 октября 2023 года тщетно пытался принять такую резолюцию. Все конструктивные начинания неизменно подрывались и блокировались американцами, что, разумеется, развязывало руки Израилю.

Если говорить об упомянутой вами резолюции СБ 2735, предложенной Вашингтоном и принятой Советом в июне, — в ней содержится не призыв к прекращению огня, а приглашение сторонам принять условия продвигаемой американо-египетско-катарскими посредниками сделки. При этом еще и лукаво утверждается, что условия сделки якобы уже принял Израиль. Этот документ, как мы неоднократно публично заявляли, как раз нацелен на сдерживание усилий СБ по урегулированию в Газе. По этой причине мы воздержались по нему. Замысел американцев был простым — продавить благословение Совета на реализацию плана [президента США] Джо Байдена, подменившего таким образом любые другие возможные инициативы. Сегодня же этот переговорный трек, по сути, заморожен из-за стремления покрываемых американцами израильтян переписать этот план под себя, а новые резолюции СБ Соединенные Штаты поддержать не готовы. Считаем такой подход неприемлемым. СБ ООН может и должен действовать во исполнение своего мандата по поддержанию международного мира и безопасности. Никто не делегировал эти полномочия отдельным государствам.

Однако с момента принятия резолюции 2735 все пошло не по плану: руководство Израиля стало действовать без оглядки на американцев, без согласования с ними осуществлять различные резонансные операции, включая убийство лидера "Хезболлах" Хасана Насруллы. Израильтяне, уже не таясь, делают ставку на силовой вариант решения палестинского вопроса, а также свое противостояние с Ираном, в идеале для них — с полновесным подключением США. То есть получается, что американцы стали заложниками своих собственных недальновидных инициатив. Все это перечеркивает вариант с возвращением к диалогу по перемирию в Газе, ставит под угрозу безопасность и суверенитет Ливана, Сирии, Ирана, рискует погрузить весь регион в пучину конфликта. В таких условиях без обеспечения прекращения огня говорить о принятии новых гуманитарных продуктов СБ или планов на будущее попросту бессмысленно. Для того чтобы переломить ситуацию, требуется искренняя политическая воля к достижению мира на Ближнем Востоке от всех без исключения 15 членов Совета. А США действуют фактически заодно с Израилем, или же не могут позволить себе ему противоречить, или попросту не способны повлиять на Тель-Авив.

Нынешняя катастрофическая ситуация может быть урегулирована исключительно политико-дипломатическим путем при активном участии всех стран Ближнего Востока и внерегиональных держав. Наша общая задача — обеспечить выполнение решений СБ и ГА ООН, остановить кровопролитие, которое рискует захлестнуть весь Ближний Восток, а ключевое — гарантировать реализацию законного права палестинцев на самоопределение, что позволило бы им создать территориально непрерывное и жизнеспособное государство в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме, которое сосуществовало бы в мире и согласии с Израилем.

— В последнее время мы наблюдаем эскалацию ситуации между Израилем и Ливаном. Может быть, пора СБ принять новый документ на замену резолюции 1701? Стоит ли ожидать, что США в случае с Ливаном не будут столь рьяно прикрывать израильские власти, как в случае с Палестиной?

— Отмечаем непреложный характер резолюции СБ 1701. Она не может быть подменена новым документом, необходимо лишь, чтобы ее положения полностью выполнялись, как это в целом обеспечивалось на протяжении почти двух десятилетий. В ней четко прописаны обязательства Израиля по недопустимости любых наступательных военных операций и отводу своих вооруженных сил от ливано-израильской линии. Недопустимо также подвергать риску находящихся в соответствии с резолюцией 1701 вдоль "голубой линии" ооновских миротворцев. К сожалению, на деле мы наблюдаем обратное. Считаем неприемлемыми предпринимаемые Израилем агрессивные действия в отношении Временных сил ООН в Ливане, от которых требуют покинуть свои позиции и передислоцироваться севернее, а в случае несогласия по ним открывается огонь. Абсолютно неприемлема и применяемая Западным Иерусалимом практика политических убийств своих оппонентов.

Что касается позиции США применительно к израильско-ливанской конфронтации, здесь работает та же логика, что в случае с Газой: израильтяне планомерно наращивают силовую активность, не оглядываясь на своего главного стратегического союзника. То есть хвост виляет собакой. Возможно, связано это не столько с нежеланием американцев излишне давить на израильское руководство, сколько с их неспособностью хоть как-то повлиять на шаги Западного Иерусалима. Нормализации в ливано-израильском приграничье едва ли удастся достичь без прекращения боевых действий в Газе. Между прочим, руководство "Хезболлах" неоднократно подтверждало готовность завершить противостояние, как только в анклаве прекратится огонь. Да и предложение о прекращении огня от 21 сентября лидеры движения, как выясняется, поддержали. Но это не устраивало Израиль, который начал свою операцию.

— В последнее время все чаще звучат призывы к реформе Совета Безопасности. Насколько близки к консенсусу страны — члены ООН по этому вопросу и стоит ли ждать реформы в обозримом будущем?

— Реформирование Совета Безопасности ООН является не только одним из важнейших, но и наиболее сложных вопросов на повестке дня всемирной организации. Это обусловлено тем, что речь идет об органе, который в соответствии с Уставом ООН несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Его решения играют определяющую роль при урегулировании вооруженных конфликтов, поэтому цена ошибки в данном вопросе невероятно высока.

Важно учитывать, что призывы реформировать Совет появились не вчера. Да и в целом сама по себе задача адаптировать СБ к современным реалиям, вне всяких сомнений, назрела давно. На площадке ООН продолжаются кропотливые межправительственные переговоры по сближению позиций государств. Как мы видим, по ряду аспектов мнения переговорных групп по-прежнему продолжают диаметрально различаться. Это касается и количества членов Совета, и срока их пребывания в органе, и других параметров работы СБ. Сходимся мы все, пожалуй, лишь в необходимости исправления исторической несправедливости в отношении Африки и в целом развивающихся государств, доля которых в СБ должна увеличиться. При этом считаем невозможным дальнейшее увеличение числа представителей Запада в составе Совета, которые и так там перепредставлены. Выступаем также против размывания прерогатив постоянных членов, включая право вето, которое является инструментом, обеспечивающим принятие Советом сбалансированных решений.

Хочется верить, что нам удастся преодолеть все разногласия и прийти к желаемому консенсусу. Безусловно, чем раньше — тем лучше. Однако ставить какие-то искусственные крайние сроки завершения реформы контрпродуктивно. Принятие поспешного несбалансированного решения не будет способствовать повышению эффективности работы Совета.

— С конца 2022 года действует разрешительный порядок выезда за 25-мильную зону для российских дипломатов в США. Одобрили ли американские власти хоть одну из заявок сотрудников диппредставительств России в США? Какие еще нарушения дипломатического порядка допускают американские власти, создавая препятствия работе России по линии ООН?

— Ответ хотел бы начать с разъяснения особенностей юридического статуса постоянного представительства. В отличие от посольств и консульств, мы аккредитованы не при США, а при ООН. На практике это означает, что американцам по международному праву прямо запрещено применять к постпредству и его сотрудникам принцип взаимности и ограничения, вытекающие из состояния двусторонних отношений. Такой запрет зафиксирован непосредственно в тексте Соглашения о штаб-квартире ООН и последовательно подтверждался в выступлениях генсекретарей и юридических советников всемирной организации. Проблема в том, что американцы этот запрет грубо нарушают. Ведь ограничения на передвижение по территории США не что иное, как мера дискриминационного характера, вытекающая из двусторонней повестки. Симптоматично, что такие меры действуют только в отношении небольшой группы государств, проводящих суверенную внешнюю политику. Помимо России, речь идет, в частности, о Кубе, Иране, Сирии, КНДР и Китае.

Аналогичную дискриминационную природу имеют, к слову, и другие нарушения, с которыми пять лет и более сталкивается наша делегация: отказы во въездных визах или их выдача с опозданием — уже после того, как мероприятие началось; незаконно изъятая дипломатическая собственность; притеснение наших сограждан, работающих в секретариате ООН.

Отдельно подчеркнем, что каждый отказ в визе — грубейшее нарушение, посягающее на принципы суверенного равенства государств и невмешательства в их внутренние дела, а также универсальную природу ООН. По Соглашению о штаб-квартире обязательство США выдавать визы на мероприятия всемирной организации носит безусловный характер. Таким нарушениям нет и не может быть никакого оправдания.

Сюрреалистичность ситуации заключается в том, что основной пакет незаконных ограничений ввела администрация [экс-президента США] Барака Обамы еще в 2016 году, сопроводив их высылкой значительного числа наших дипломатов. Все это под предлогом якобы российского вмешательства в президентские выборы. Данное дело, как известно, впоследствии развалилось, а отдельные вовлеченные в него расследователи сами оказались под прицелом американской юстиции. Однако Вашингтон данное обстоятельство ничуть не смущает. С тех пор никакие нарушения не были устранены. Отдельные из них даже усугубились, включая, как вы правильно отметили, введенный в 2022 году полный запрет на перемещение за пределы 25-мильной зоны (до этого — еще со времен СССР — действовал уведомительный порядок выезда, который к тому же не затрагивал старших дипломатов). Все заявки дипломатов на выезд за пределы предписанной зоны неизменно отклоняются.

Нам часто приходится слышать вопрос: "Если США нарушают международное право, почему Россия не обратится в суд или арбитраж?" К сожалению, не все так просто. Сторонами Соглашения о штаб-квартире всемирной организации являются США и ООН, а не государства-члены. Соответственно, именно на генсекретаре лежит большая ответственность — отстаивать интересы организации и всех аккредитованных при ней делегаций, выступая гарантом соблюдения американцами своих обязательств. По соглашению он обязан передавать в арбитраж любые неразрешенные споры. К сожалению, в нашем случае по вполне очевидному спору [генсек ООН] Антониу Гутерриш вот уже пять лет уклоняется от запуска арбитражной процедуры. Продолжим настойчиво требовать от него выполнить наконец свои обязательства.

— Видите ли вы перемены в настроениях стран — членов ООН относительно конфликта на Украине после вторжения ВСУ в Курскую область?

— У большинства делегаций стран глобального Юга и Востока формируется более трезвая оценка украинского кризиса, в том числе приходит понимание коренных причин его возникновения. Этому способствует планомерная работа по разъяснению российской позиции. В частности, на нью-йоркской площадке мы продолжаем привлекать внимание к преступлениям киевского режима и непосредственной вовлеченности Запада в конфликт. С началом эскалации ситуации в Газе отчетливее проявились двойные стандарты США и их союзников, навязывающих украинскую повестку в ущерб обсуждению более насущных международных вопросов. Конечно, это не осталось незамеченным нашими партнерами.

Безусловно, многие государства, впитав наши аргументы и разъяснения, осознают, что курская авантюра лишь отдалила перспективы мирного урегулирования. Более того, вторжением на признаваемую всеми государствами мира территорию России ВСУ продемонстрировали мировому большинству свою террористическую и агрессивную сущность, о чем мы предупреждали долгие годы. Существует немало свидетельств многочисленных бесчинств украинских боевиков и нарушений ими норм международного гуманитарного права. Местные жители рассказывают о зверствах боевиков: расстрелах мирного населения, создании подобия концентрационных лагерей, целенаправленной охоте беспилотниками за людьми, изнасилованиях, атаках на объекты гражданской инфраструктуры, мародерстве. Я перечислил лишь некоторые примеры, список можно продолжать. Все факты преступлений тщательно фиксируются, ни один виновный не уйдет от ответственности. Мы, со своей стороны, будем и дальше использовать нью-йоркскую площадку для доведения информации об этих преступлениях киевского режима до мировой общественности.