13 января, 07:00
Интервью

Президент РАО Ольга Васильева: не зная своих героев, невозможно построить будущее

Президент РАО Ольга Васильева. Российская академия образования
Президент РАО Ольга Васильева
Полина Войтенок
Автор
13 января российский историк, первый министр просвещения РФ (2018–2020 годы), президент Российской академии образования Ольга Васильева отмечает свой юбилей. В его преддверии в интервью ТАСС она поделилась личными планами на будущий год и новыми исследованиями академии, рассказала о возможных путях совершенствования ЕГЭ и по каким критериям можно выставлять оценку за поведение, а также назвала главный вызов для российской системы образования

 Ольга Юрьевна, сегодня вы отмечаете юбилей. Очень многое уже сделано, но может быть, вы поделитесь и планами? Личными и профессиональными.

— Мы с коллегами из РАО будем продолжать работать с профессиональным и родительским сообществом, внедрять результаты передовых фундаментальных и научно-прикладных исследований в систему образования. Надеюсь, что сможем внести достойную лепту в Стратегию развития и в новое видение будущего российского образования на ближайшее десятилетие.

Что касается личных планов, вы знаете, что меня как историка всегда интересовала тема государственно-конфессиональных отношений в ХХ веке. Уже много лет я занимаюсь историей Русской православной церкви второй половины ХХ века и значением личности митрополита Никодима (Ротова) в церковной истории этого периода. Хочу закончить книгу о нем в ближайшее время. Это важная моя профессиональная мечта. Очень хочется также увидеть, какими вырастут мои внуки, молодое поколение моей семьи. От всей души желаю всем здоровья и благоденствия.

 Какие планы на 2025 год у Российской академии образования? Какие новые исследования готовит сейчас РАО?

— В этом году мы хотим начать новое исследование, которое по планам будет продолжаться три года: "Социально-профессиональный портрет учителя". Мы хотим узнать, как учителя оценивают свои личные и профессиональные перспективы, насколько они удовлетворены профессией, как относятся к содержанию школьного образования, формам контроля успеваемости учащихся, как взаимодействуют с детьми и другими участниками образовательного процесса.

В современной российской системе образования остро стоят вопросы отсутствия карьерного роста педагога и связанные с этим моменты эмоционального выгорания. По итогам исследования мы хотим разработать комплекс мер, направленных на поддержку устойчивой социальной позиции учителя, гармонизацию его профессионального роста, увеличение интереса молодежи к профессии. Это большая работа, которую мы начнем в 2025 году.

Также среди наших приоритетов — продолжение исследований, посвященных вопросам развития единого образовательного пространства нашей страны, совершенствования методик преподавания, организации образовательного процесса детей с ОВЗ и поддержки их семей, повышения качества педагогического образования. Наши психологи продолжат исследовать психологическое состояние подростков и студентов (лонгитюдное исследование).

 В 2025 году мы ждем утверждения новой Стратегии развития образования в РФ до 2036 года. Как участвует РАО в ее создании?

— Мы активно работаем вместе с коллегами. Ученые РАО представлены в каждой из 14 экспертных групп, таких как "Цифровизация", "Качество образования", "Воспитание гармонично развитой личности" и других. Всего над проектом стратегии работают более 40 человек — членов и сотрудников академии.

Хочу подчеркнуть, что этот документ как никогда важен, поскольку направлен на будущие поколения, на наших детей.

А для этого необходимо проводить многолетние популяционные исследования, которые показывают, как растут и развиваются наши дети, какие проблемы их волнуют, какие современные подходы нужны, какие методики. Ученые РАО в инициативном порядке ряд таких исследований проводят.

Например, Центр развития инклюзивного образования РАО в прошлом году изучил факторы, негативно влияющие на психическое и физическое развитие подростков. Участие в анкетировании приняли более 6 тыс. детей 11–17 лет из восьми федеральных округов страны. Ребята отвечали на вопросы о том, что им мешает, что плохо влияет на их состояние.

Чуть более 22% подростков среди негативных факторов отметили низкую физическую активность, 26% — отсутствие организованного досуга, 30% — использование электронных цифровых устройств и интернета без соблюдения норм, 17% — нерациональное питание (употребление фастфуда). На проблемные отношения с отцом/матерью указали 25/13%, с учителями — 12%, со сверстниками — 30%. Также 21% школьников сообщили о влиянии на них буллинга, 16% — кибербуллинга.

Наши специалисты отмечают, что по мере взросления увеличивается число ребят, имеющих сложности с организацией питания (в их рационе становится мало фруктов и овощей), бесконтрольным использованием гаджетов, появляются проблемы с доверительными отношениями с родителями. И это лишь небольшая часть той картины, того "портрета современного подростка", который нужен системе образования для принятия верных решений. Мы продолжаем исследования в этом направлении.

 В последнее время обсуждается вопрос введения оценки за поведение в школах. Какими критериями, по-вашему мнению, учителя могут руководствоваться при ее выставлении?

— Здесь нужно внимательно посмотреть на наш исторический опыт: оценки за поведение выставлялись в школах Российской империи, но при советской власти были упразднены и вернулись только в 1943 году. Тогда нарком просвещения РСФСР Владимир Петрович Потемкин, ставший затем первым президентом Академии педагогических наук, утвердил Правила для учащихся. Они определяли обязанности школьника по отношению к учителям, родителям, товарищам.

Приведу несколько правил из документа 1943 года: "Каждый учащийся обязан упорно и настойчиво овладевать знаниями для того, чтобы стать образованным и культурным гражданином и принести как можно больше пользы Советской Родине; прилежно учиться, аккуратно посещать уроки, не опаздывать к началу занятий в школе; являться чистым, причесанным и опрятно одетым; точно записывать в дневник или особую тетрадь то, что задано учителем к следующему уроку, и показывать эту запись родителям; все домашние уроки выполнять самому; быть почтительным с директором школы и учителями; беречь школьное имущество".

В 1944 году Потемкин издает другое постановление — "О введении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся". В нем говорилось, что пятерка ставится "за безупречное поведение", а тройка — "за серьезное нарушение". Двойка ставилась при решении вопроса об исключении из школы.

Формат интервью не позволяет привести полные выдержки из этих документов, но рекомендую абсолютно всем читателям, педагогам и родителям познакомиться с ними. Вы удивитесь, но большинство из правил, написанных более 80 лет назад, и сегодня звучат очень актуально. Если будет принято решение о разработке критериев для выставления оценки за поведение школьников, то этот исторический опыт обязательно должен быть учтен.

Наши предшественники считали, что без дисциплины, без прилежания ничего не добиться. У ребенка, конечно, должно быть время на игры и шалости, но школьные правила помогут выстроить уважительные отношения в коллективе.

 Обсуждается также ввод интегральной оценки для выпускников по аналогии со средним баллом аттестата. С таким предложением выступил глава СПЧ Валерий Фадеев. Он отметил, что такая оценка должна учитываться при приеме в вузы. Как вы относитесь к инициативе?

— Это разумная идея. Я много раз повторяла, что итог обучения в школе — результат, которого ребенок достигает по всем предметам, а не только по тем, которые он выбрал на ЕГЭ.

И выход я тут вижу только один: мы должны больше доверять школе, которая оценивает успехи ребенка, больше доверять учителям.

 По вашему мнению, ЕГЭ сейчас нуждается в совершенствовании? Если да, то есть ли у вас предложения, как можно усовершенствовать экзамен?

— Мне кажется, пришло время задуматься о введении устной части экзамена в той или иной форме по некоторым предметам гуманитарного цикла. Реализовано же это в иностранных языках. А как же история, русский язык, литература? Для этих предметов как никогда важно умение грамотно и ясно выражать свои мысли. И мое глубокое убеждение, что одного собеседования, которое у нас проводится в девятом классе, недостаточно.

В остальном, мы все еще не видим реальной альтернативы ЕГЭ. Введение этого формата очень сильно изменило нашу систему образования, и слишком резкие решения сегодня просто неуместны.

Пример, который я повторяю из года в год: если сейчас попросить поднять руки тех, кто готов сдать выпускной экзамен по каждому предмету в школе, а затем еще четыре вступительных в вузе, то окажется, что таких — единицы.

ЕГЭ дал возможность школьникам подавать документы одновременно в пять вузов по всей стране. Не думаю, что кто-то из нынешних учеников захочет вернуться к существовавшей в советское время практике, когда ты мог попытаться поступить в один, максимум два вуза в год (в июле абитуриентов принимали Московский и Ленинградский университеты).

 Весной вступит в силу закон об обязательном прохождении тестирования на знание русского языка детьми мигрантов для их приема в российские школы. Как вы относитесь к этому нововведению?

— Важно, чтобы детям мигрантов и российским детям было комфортно учиться вместе. Для этого они должны понимать друг друга и, что еще важнее, понимать учителя. Правильно, что в семьях мигрантов вопросу изучения ребенком русского языка теперь будет уделяться более пристальное внимание. Это во многом будет способствовать повышению качества работы всей системы образования, это поможет нашим учителям.

 Остается ли актуальной проблема нехватки учителей в школах? Как ее решить? 

— Конечно, необходимо совершенствовать систему оплаты труда педагогов. Сделать более прозрачной и справедливой систему различных выплат и надбавок, снизить бюрократическую нагрузку. Вся эта работа уже постепенно ведется. Отмечу, что помимо материального поощрения учителям важно и общественное признание. Они должны чувствовать, что их работа значима.

И да, нам все еще не хватает учителей-предметников, особенно естественно-научного цикла. И здесь, на мой взгляд, ключевым словом может стать "наставничество". Не секрет, что многие выпускники педвузов уходят из школы, так и не освоившись в ней.

Как входить в класс, как держать себя с детьми и родителями, какие бюрократические нюансы есть в системе — все эти и другие вопросы могут стать решающими для молодого учителя. Есть мнение, что если он проработал в школе три года, то останется в профессии навсегда. Поэтому задача опытного педагога и наставника — помочь молодому специалисту адаптироваться, поддержать его на этом этапе.

 2025 год особенно важен для всех россиян, мы будем отмечать 80-летие Победы. О значении этой даты для России говорит и то, что президент объявил 2025 год Годом защитника Отечества. Готовит ли Российская академия образования специальные мероприятия или исследования, посвященные этой дате? Расскажите, пожалуйста, почему так важно воспитывать в детях патриотизм и любовь к родине, ее истории?

— Мы готовим юбилейную монографию "Система образования СССР в годы Великой Отечественной войны". Это будет по-настоящему фундаментальный труд, трехтомник, каждая из книг которого посвящена отдельной теме: "Школа и учительство в годы Великой Отечественной войны", "Дети и война", "Подвиг тыла ради Великой Победы". Она будет интересна не только ученым и специалистам-историкам, но педагогам, родителям. В ней очень много уникальных воспоминаний, архивных документов.

А для наших маленьких граждан мы проведем передвижную выставку "Мы — наследники Победы! Помним! Гордимся!". Она пройдет с февраля по май 2025 года, увидеть ее можно будет в Смоленске, Калуге, Туле, Рязани, Владимире, Иваново, Орле, Липецке, Воронеже, Тамбове, Костроме, Ярославле, Твери, Москве. В каждый из этих городов приедет автобус Российской академии образования, который привезет не только уникальные экспонаты, но творческие мастер-классы для детей и родителей.

В экспозиции представлено 56 работ, отражающих взгляд детей и подростков разных поколений на тяжелый путь народа к Победе и ее героев. Зрители смогут увидеть рисунки детей 1940-х годов, ставших свидетелями войны, переживших все ее тяготы, а также современные работы их сверстников, вошедшие в Международное собрание детского рисунка РАО. Эта единственная в мире коллекция насчитывает более 200 тыс. произведений художественного творчества детей разных возрастов из 74 стран Азии, Америки, Африки, Европы, а также Австралии. Эти рисунки — бесценный источник знаний о том, какими глазами видели мир дети на разных этапах истории и в разных странах.

Что касается второй части вашего вопроса, то позвольте ответить очень коротко: не зная своего прошлого, не зная своих героев, невозможно построить будущее.

 Какие, на ваш взгляд, сейчас главные вызовы, стоящие перед российской системой образования?

— Главный и вечный вызов — сделать так, чтобы те, кто сегодня сядет за парты, завтра выросли достойными людьми, ведь именно в их руках окажется наша с вами судьба. Этот вызов был и останется всегда. Новые поколения наставников, учителей, которые придут после нас, точно так же будут на него отвечать. 

LiveInternet