Феликс Умаров: "Пророком" мы надеемся сократить дистанцию между зрителем и поэтом

Феликс Умаров

— Я знаю, что раньше вы занимались рекламой. Расскажите, как вы перешли от съемок рекламы в кино?
— Это был долгий, увлекательный маршрут. Дело в том, что у меня изначально, с самого детства, была мечта снимать кино. И я закончил ВГИК. А когда ты выпускаешься из ВГИКа, особенно сейчас, у тебя возникает вопрос, как двигаться дальше по карьерной лестнице, что снимать для того, чтобы потом перейти в большое кино. Если мы можем себе как-то представить путь врача, юриста, то с точки зрения кинематографа довольно сложно понять, какие шаги нужно предпринимать. Многие молодые специалисты думают, что нужно снять короткий метр, потом его заметят где-то на фестивале и после этого тебе дадут возможность снимать большую картину. Но, на мой взгляд, если ты еще планируешь как-то обеспечивать себя, то нужно искать другие способы развития и наработки каких-то умений. И поэтому я начал двигаться через рекламу и музыкальные клипы. Реклама давала возможность заработать и при этом научиться разным техникам, в целом работать с большим оборудованием и понимать, как устроено производство. И шаг за шагом я совершенствовался. Затем попробовал написать свой пилот сериала, после которого на меня обратили внимание уже как на режиссера, который в целом готов к большим проектам.
— Это был сериал "Домашнее поле"?
— Не совсем. Прежде чем снять "Домашнее поле", я принес свой авторский проект (это был сериал про школьников) и предложил его запустить вместе с дружеским продакшеном "Hype" (Hype Production — производственная компания, работающая в сфере телевидения, музыкальных клипов и рекламы), и как раз мы с ними взялись за разработку. Но во время нашей разработки ребята столкнулись с определенными сложностями в производстве сериала "Домашнее поле" и сказали: "Ты классно работаешь, давай ты попробуешь нас спасти". Таким образом я и вышел на сериал "Домашнее поле".
— Вы сказали, что с детства понимали, что будете режиссером. "С детства" — это когда? В пять лет?
— Нет. Я понял это, когда мне было лет девять. Я ехал из кинотеатра с родителями и смотрел в окно, и думал: какая классная картина! Как бы хотелось, чтобы этот сказочный мир, в котором я оказался на эти два часа времени, — чтобы он не заканчивался и чтобы в нем можно было прожить чуточку дольше. И я размышлял о том, у кого есть возможность жить в этой сказке долгое время. И в тот момент я повернулся к родителям и спросил: кто делает кино? И вот мне сказали, что его делают продюсеры, режиссеры. Если ты хочешь придумывать, то тебе нужно двигаться в режиссуру. И дальше сказали, что, если хочешь стать режиссером, необходимо поступать во ВГИК.
— С первого раза поступили?
— Нет, я поступил со второго раза, и более того, я отучился на операторском факультете. Так вышло, поскольку в самом начале пути мне было 15 лет, и я пошел на подготовительные курсы во ВГИК. И мне сказали, что я слишком юн и нужно еще набраться опыта. Я подумал, что, раз нужен опыт, я попробую пройти на другой факультет.
— Какой у вас любимый фильм, любимый режиссер? Кого вы считаете вашим учителем?
— Сложнейший вопрос. К счастью, было просмотрено много картин, и ко многим из них я продолжаю возвращаться. Я ценю творчество многих режиссеров, но я бы поставил во главу Стивена Спилберга, поскольку это живущий классик. Он умеет очень тонко донести свою авторскую позицию, даже в абсолютно массовом кинематографе. То есть он создал такой уникальный киноязык, который понятен и там, в Америке, и здесь, и вообще на любой точке планеты. В любом случае, о чем бы ни была история, мы всегда чувствуем его авторский голос. И это очень ценное умение, на мой взгляд: завлекать всю аудиторию, доходчиво рассказывать историю и при этом вкладывать собственную мысль.
— Расскажите, кто, когда и как предложил вам снять "Пророк. История Александра Пушкина". Вообще, как зародился этот проект?
— Все началось в 2020 году или 2021-м. У Петра Анурова, продюсера компании "Кинослово" и продюсера нашей картины, была идея сделать музыкальный фильм про жизнь Пушкина, ребята искали режиссера. Поскольку я уже проявился как молодой режиссер, который в тот момент начинал работу над сериалом "Домашнее поле", меня ему порекомендовали. Мы созвонились, я прочитал наброски, которые у них были, и сказал, что мне нужно немного времени на раздумья о том, как донести эту историю и насколько мне вообще она близка. Я взял временной промежуток, читал биографию Пушкина, смотрел разные лекции на эту тему и в целом пытался наполниться материалом с разных сторон. В итоге написал для ребят 50-страничный документ, в котором описал, как должна двигаться история, какие линии мы будем подсвечивать, каким хочется увидеть главного героя, какие у него враги, какие союзники, что они дают. Это называется режиссерской экспликацией. Когда работаешь в рекламе, такие документы ты отправляешь довольно часто, и для меня это была в целом вполне понятная работа. Но люди, которые работают в кинопроизводстве, привыкли к немного другому подходу, то есть чаще всего им присылают две страницы, где написано, как должен выглядеть фильм. И когда они увидели 50-страничную презентацию с большим количеством разных иллюстраций, фотографий и прочего, то, конечно, они восхитились тем, с каким рвением я уже подхожу к этому проекту.
— И почему же все-таки музыкальный жанр?
Читайте также
Пугающий таксист, Алик-афганец и лидер ОПГ. Лучшие роли Юры Борисова в фильмах и сериалах

— Для меня поэзия в существующем мире немного потеряла свою громкость. Я имею в виду, что сейчас современных поэтов мы слышим достаточно редко. В XIX веке, когда жил Пушкин, поэты могли громко заявлять свою позицию. Если проводить параллель между тем временем и нашим, то, скорее всего, поэтами являются именно музыканты и артисты, которые могут поэтическую форму объединить с музыкой и тем самым донести свою позицию. И я решил, что это хорошая взаимосвязь и было бы здорово опереться на этот жанр. А в главной роли нашумевший сегодня Юра Борисов.
— Он даже научился петь для этого проекта, да?
— Да.
— Как это было?
— Мне как человеку с музыкальным образованием сложно сказать, что Юра научился петь, но он проделал огромную работу. С самого начала мы стали очень много уделять внимания его вокальным данным: постоянные репетиции, пробы, постановка голоса. Несколько дней назад у нас была запись с Юрой, и тогда я понял, что петь он научился.
— А кого-то еще на роль Пушкина рассматривали?
— Да. Не могу сказать [кого]. Конфиденциальная информация.
— Получается, что вы такой молодой режиссер, но уже успели поработать, можно сказать, с мировой звездой Юрием Борисовым. Как вам это ощущение?
— Я вижу, как Юра, будучи абсолютно простым человеком, продолжает свой путь и делает то, что умеет, при этом постоянно совершенствуется. Он действительно сейчас проходит через интереснейшие события. Очень ценно наблюдать, как, невзирая на весь появившийся вокруг него шум, он продолжает оставаться человеком.
— А как он отреагировал, когда узнал, что номинирован на "Золотой Глобус"?
— Про "Золотой Глобус" не знаю, но на днях (интервью состоялось в конце января — ТАСС), когда мы записывали один из номеров, он сидел в будке, и я сказал: "Юр, тебя только что номинировали на BAFTA". На что он ответил: "О, прикольно".
— Какую задачу вы ставили перед Юрой в фильме "Пророк"?
— Я говорил Юре, что нам необходимо отказаться от идеи, что Пушкин — гений. Как только мы приходим к представлению о гениальности Пушкина, мы теряем Пушкина-человека. Я ставил перед собой гиперзадачу: суметь познакомить аудиторию не с гигантским колоссом русской литературы, а с Пушкиным как с человеком. Этим фильмом мы надеялись сократить дистанцию между зрителем и поэтом. Я попросил Юру найти в драматургии абсолютно человеческие переживания. В целом это была основная конструкция, генеральная линия, через которую мы проходили.
— А чьи биографии вы бы хотели экранизировать в будущем?
— Мне очень нравится читать биографии, часто восхищаюсь великими людьми, и у меня даже есть несколько сценарных заявок, которые я уже писал. Но рассказывать о них сейчас, боюсь, не стоит, поскольку это действительно ценные фигуры, и мне бы не хотелось, чтобы их увели у меня из-под носа. Но отмечу, что мне очень нравится фигура Маяковского. У него современный слог, его поэзия меня восхищает, было бы интересно раскрыть его путь. Я знаю, что есть люди, которые уже работают над этой колоссальной фигурой, но меня не оставляет надежда, что рано или поздно я с ней могу столкнуться.
— Кто мог бы сыграть, на ваш взгляд?
— Смотря через какое время я к этой теме подойду. Если бы мы изучали ее лет 10 назад, я бы сказал, что его превосходно бы исполнил Юра Колокольников. Сейчас, конечно, немножко по-другому нужно смотреть на поэта. Мне бы хотелось его раскрыть с молодого возраста, начиная с 20-летия поэта. Пока не засияла еще новая звезда, которая могла бы справиться с этой ролью, на мой взгляд. Но каждый год у нас появляются все новые и новые таланты.
— Мы будем ждать этот ваш проект. Скажите, а где проходили и как долго длились сами съемки "Пророка"?
— Съемки длились порядка четырех месяцев. Мы заходили в уникальные исторические объекты Санкт-Петербурга. Одна из первых наших смен проходила в Павловске. Мы прошли много исторических мест при подготовке к проекту, включая Императорский Царскосельский лицей и могилу Пушкина. Мы начали съемки в Павловске (в прошлом одна из загородных резиденций российских императоров — прим. ТАСС), а закончили в Михайловском, в имении Пушкина. Было приятно становиться частью этого мира и иметь возможность ощутить дух поэта.
— Поделитесь каким-нибудь ярким моментом со сьемок.
— Такими моментами у нас был наполнен каждый съемочный день. У режиссеров бывают разные подходы, но я привык к тому, что можно просто задавать линию и смотреть, как герой сам нащупывает внутри нужную эмоцию. Мне нравится, когда ребята импровизируют, особенно если сцена позволяет. У нас есть сцена, где молодой Пушкин и друзья ранним утром кутят в Петербурге. Мы находились на набережной Мойки, видели красивейший рассвет. До конца съемочного дня оставалось 20 минут, а мы еще не сняли ни одной сцены. Я включаю все камеры, направляю ребят, даю генеральную линию… И вижу, как Юра вскакивает на плечи Данзаса (лицейский товарищ А.С. Пушкина, секундант на его дуэли с Дантесом — прим. ТАСС), роль которого исполняет Рома Васильев. Последний встает на парапет на мосту, и ребята огромной пирамидой очень аккуратно начинают двигаться. Второй режиссер кричит: "Все, останавливай, они сейчас упадут, и у меня весь съемочный график пойдет псу под хвост". Но мы продолжили работать, и, на мой взгляд, получились уникальные сцены, поскольку в них есть жизнь, озорство и легкость. Я очень люблю, когда герои живут в кадре.
— Феликс, это ваш первый большой проект, какие у вас ожидания от него? Вы уже представляли день премьеры? Какой вы видите реакцию зрителей? И вообще вам это важно?
— Конечно, важно. Эта картина стала для меня ребенком, которого я выращиваю на протяжении долгого времени, и вот-вот он выйдет в свет, каждый сможет на него посмотреть, найти достоинства и недостатки, восхититься или, наоборот, возненавидеть, и это будет нормальной реакцией. Если говорить про здесь и сейчас, чего я жду от этого большого фильма, то я жду момента, когда меня этот проект отпустит. Для меня важен момент, когда фильм выйдет на экран и я смогу себе сказать, что сделал все, что было в моих силах, <…> чтобы зрители почувствовали эту любовь. Безусловно, очень волнительно.
— Феликс, ну и в заключение поделитесь вашими творческими планами на предстоящий год. Сколько уже проектов в работе? Увидим ли мы что-нибудь из вашего авторства еще в этом году?
— В этом году уверен, что нет. Для меня в целом было очень сложно решиться на следующую ленту. Когда ты делаешь первую картину, пытаешься вложить в нее все свои силы, чувствуешь, что удача помогает тебе сделать ее хорошо, что это лента со смыслом и добром, то очень сложно приступить и даже думать о последующих картинах. Ты боишься, что следующий фильм может обрушить тебя с верного пути. Но, к счастью, я нашел "Щелкунчика", и мы работаем в настоящий момент над сценарием. Будем продолжать работу на протяжении предстоящего года.



