Все новости

Сергей Катырин: 80% экспорта в АСЕАН - несырьевой

О том, как сотрудничество с АСЕАН повлияет на экономику России и что ожидается от делового форума "Россия - АСЕАН", который пройдет 19-20 мая в Сочи, глава ТПП России,  как организатор форума, рассказал агентству ТАСС.

  - Как Вы оцениваете территорию АСЕАН для работы российского бизнеса?

- Территория наиболее комфортна для работы нашего бизнеса. Там, конечно, есть конкуренция, свои правила игры, но нас там знают еще с советских времен, нас там не забыли, не забыли нашу продукцию. Цена и качество позволяют нам успешно конкурировать с другими игроками рынка и успешно продвигаться на нем. Сегодня мы выстроили инструменты поддержки экспорта, которые позволяют активно двигаться, наращивать наши объемы. Я считаю, что условия достаточно комфортные, это та “поляна”, на которой мы можем играть и выигрывать.

 - Азия – источник новых технологий и конкуренции в этой сфере. Например, здесь активно распространены криптовалюты (типа биткоины), гигантские онлайн-ресурсы. Какие они несут риски для российской экономики и предпринимательства при экспансии в России? Что мы можем противопоставить?

 - У нас идут активно переговоры о том, чтобы организовать электронную торговлю,  правила игры вырабатываются вместе с АСЕАН.  Нужны правила, по которым и те и другие будут работать с минимальными рисками. Я знаю, что такая работа идет на государственном уровне и по линии профильных бизнес-ассоциаций. Более подробно будем готовы осветить эту тему позднее, во второй половине года.

- Сейчас происходит поворот российского предпринимательства в сторону Азии, но не всегда он бывает чистым и честным. Например, недавно стало известно о создании финансовой пирамиды Мавроди в Китае. Как Вы считаете, как избежать подобной экспансии нелегального бизнеса, какие могут потребоваться законодательные изменения в сфере экспорта российской продукции, услуг и технологий?

 - В первую очередь, бизнесу надо научиться пользоваться инструментарием, который есть в стране, это наши посольства, торгпредства, представительства ТПП РФ, других учреждений. К примеру, деятельность торгпредств сегодня целиком ориентирована на предпринимателей и является инструментом, который должен помогать ориентироваться в зарубежной рыночной среде.

К сожалению, на территории АСЕАН пока нет представительств ТПП РФ. В странах же, где имеются представительства ТПП, например, в Китае, мы предупреждаем российских предпринимателей о том, что прежде чем заключать какие-то серьезные сделки или вступать в деловые взаимоотношения, необходимо проверить иностранного участника сделки. Были случаи, когда наши представители говорили предпринимателям о том, что последние выбрали не того партнера, что с этим партнером дело иметь нельзя, и в конце концов, по существу упреждали компании от возможных серьезных потерях.

Наши представительства находятся в 11 странах. Более того, есть институт почетных представителей палаты, таким образом, суммарно мы охватываем порядка 40 стран. Одна из задач, которую мы всегда к ним адресуем, это надежность партнеров, которых мы подбираем. В Индонезии пока нет представительств, хотя мы рассматриваем такую возможность.

Через ТПП можно запросить информацию о партнере, его проверить. С юридической точки зрения спасти наших предпринимателей от контактов с ненадежными партнерами практически невозможно. Бизнес сам должен проверять, с кем он ведет дело. Однодневки и непорядочные люди есть везде. Проверять. Только так.

- Мы уже 20 лет сотрудничаем с АСЕАН. Как вы оцениваете наши торговые отношения с АСЕАН? Чего Вы ожидаете от саммита?

Мы идем по нарастающей. Мы растем в экспорте, у России одна из самых привлекательных структур с точки зрения внешней торговли с зоной АСЕАН, 80% нашего экспорта – это несырьевой экспорт.

Мы считаем, что у нас есть большие резервы. Мы рассчитываем, что на саммите в Сочи дадим возможность прежде всего российским предпринимателям рассказать о себе, обсудить вопросы, связанные с развитием внешнеторговой деятельности, мы ждем порядка 500 участников на этот деловой форум. Уже достигнута договоренность о зоне свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Вьетнамом. Какая-то часть дискуссии будет посвящена организации ЗСТ между Евразийским союзом и другими странами.

Хотелось бы, чтобы бизнес стран АСЕАН узнал больше о России, российском бизнесе, наших возможностях, конкретно о наших экспортных возможностях, проектах, которые у нас есть. Мы предлагаем не только себя для работы на территории стран АСЕАН, но и приглашаем к нам, прежде всего на Дальний Восток, на территории опережающего развития. Расскажем о возможности инвестирования в эту территорию, и, конечно, мы будем говорить и обо всей России.

- Почему же тогда, на Ваш взгляд, тормозится начало масштабных поставок российского зерна в Китай, хотя фитосанитарные и политические договоренности достигнуты? Это специфика ведения бизнеса в Китае?

- Китай очень внимательно относится к тому, что он импортирует, и если есть возможность производить у себя, то старается ограничивать импорт той или иной продукции. Поэтому на китайский рынок с продуктами питания (пшеницей) очень непросто попасть. Во-первых, должно быть политическое решение, во-вторых, необходимо соблюсти все нормы, которые страна предъявляет, – фитосанитарные, логистики, хранения. Сейчас договоренность достигнута, надеюсь, что буквально в ближайшие дни начнутся поставки зерна, важно, что на политическом уровне все решено.

- Между тем, страны АСЕАН сотрудничают с США в рамках Транстихоокеанского партнерства. Есть ли в этом какие-либо препятствия в развитии наших с ними отношений?

 - Мне кажется, о юридической стороне нам заботиться не надо, нам не стоит беспокоиться о том, что они строят отношения и с США, и с нами. Сейчас мы выстраиваем отношения с Вьетнамом, дальше будем выстраивать и другие отношения с другими партнерами по созданию ЗСТ. Я полагаю, если бы у Вьетнама были какие-то ограничения, они бы не пошли на то, чтобы создавать с нами ЗСТ. Вьетнам, как и мы, сотрудничает с разными странами в разных форматах, работает на разных треках. Если для них поддержание отношений с нами, с нашим ЕАЭС не является сложностью, то мы должны продолжать работать с ними. Я так понимаю, что юридических препятствий нет, коллеги работают. С Вьетнамом мы вопрос уже решили. Сейчас же идут переговоры с другими странами. Препятствий я не вижу. Так, есть ЕС, а есть отдельные страны ЕС, которые по-разному строят с нами свои отношения. На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), например, мы ждем премьер-министра Италии.

- Как сотрудничество со странами АСЕАН поможет России в развитии Дальнего Востока и Сибири? Каковы перспективы нашего бизнеса на Дальнем Востоке в плане сотрудничества с АСЕАН?

- Уже в сентябре пройдет Восточный экономический форум, в котором примут участие и представители стран АСЕАН. Для наших партнеров по АСЕАН и для нас территория Дальнего Востока представляет наибольший интерес с точки зрения экономического сотрудничества, чему, в свою очередь, способствует географическое расположение региона.

Для нас вопрос сотрудничества имеет значение с точки зрения выстраивания процесса работы на Дальнем Востоке, приостановки оттока населения, развития производства. Территории опережающего развития уже заработали, первые инвесторы появились. Сейчас это китайцы, но мы очень надеемся, что среди инвесторов, будут и наши коллеги по АСЕАН. Думаю, что и на форуме 19 мая мы будем рассказывать нашим партнерам о территориях опережающего развития на Дальнем Востоке.

- Как Вы считаете, сколько времени понадобится для реализации ЗСТ между ЕАЭС и АСЕАН?

- Если говорить в целом об АСЕАН, то тема непростая, в организацию входят 10 стран-участниц. Каждая страна должна ратифицировать соглашение. Я думаю, что параллельно должна идти работа по отдельным странам, которые проявят большую готовность к обсуждению такой возможности. Сейчас порядка 5 стран высказались за начало консультаций на двустороннем уровне.

Фирмы каких размеров, форм собственности смогут работать в АСЕАН? Есть ли там место для МСП (предприятиям малого и среднего бизнеса - ред.) или только для госкорпораций?

- Приходили туда компании разных форм собственности из России, не только самые крупные, но и средние. Малых компаний не было. На деловом форуме в Сочи будут не только государственные компании, но и частные, большие и средние.

К сожалению, доля экспортоориентированного малого бизнеса микроскопически мала. Это факт, для малых компаний это большие сложности. Во-первых, надо иметь продукцию соответствующего уровня, во-вторых, не так много компаний с высокой степенью переработки. Географически выстраивать экспортные взаимоотношения с данным регионом не так-то просто. Конечно, мы приглашаем всех, но пока малый бизнес в этой части еще не так далеко ушел.

- В 2010 году в Ханое был принят план наращивания взаимосвязанности АСЕАН. Как он реализуется? Какие результаты к саммиту страны могут представить? Как этот процесс сказывается на России, чем он благоприятен для нашей страны?

- Есть несколько дорожных карт с большинством стран АСЕАН, в том числе ряд инфраструктурных проектов, которые они реализуют в рамках АСЕАНа. В свою очередь, для нас представляют интерес строительство портов, дорожное строительство, железнодорожные проекты, в которых мы способны конкурировать.

Там есть проекты в области энергетики, в том числе ядерной, где наши позиции очень крепкие, где наш бизнес тоже может участвовать. Для России важна возможность участия в инфраструктурных и других проектах. Для нашего бизнеса там широкое поле деятельности, можно побороться за реализацию этих заказов. Есть возможность бороться и победить в этой борьбе.

Беседовали Юлия Шушпанова, Надежда Геращенко