Может ли университет стать ядром инновационного развития страны? Петербургский ИТМО решил попробовать. С участием ученых и студентов вуза меняется облик города. Новые черты, которые добавляют разработки университета, уже стали городской реальностью, сегодняшним днем Петербурга. Как и для чего это делается, рассказал ТАСС ректор вуза, председатель Совета ректоров Санкт-Петербурга Владимир Васильев.
— Владимир Николаевич, результаты недавно опубликованного рейтинга Times Higher Education (THE World University Rankings 2016–2017) говорят о том, что Университет ИТМО на первом месте по цитированию среди российских вузов и имеет очень высокие результаты по доходам от НИОКР, набрав по этому показателю 72,4 балла. Это означает, что вы уже вплотную подошли к тому Рубикону, к которому стремитесь, — стать университетом 3.0, драйвером развития городской среды?
— Да. Но такой сигнал не один, "звоночков" много. Вот, например, журнал Nature, один из двух самых престижных в мире научных журналов, по итогам предыдущего года назвал Университет ИТМО восходящей научной звездой. Наш университет занял второе место среди российских вузов и пятое — в топ-25 вузов Восточной Европы по росту публикаций в журналах, входящих в Nature Publishing Group, по физике, химии и наукам о жизни. Такое достижение стало возможным за счет высокого качества наших публикаций.
В предметном рейтинге Times Higher Education ИТМО занял 56-е место в мире в предметной области "компьютерные науки" (Computer Science). Мы планировали войти в первую сотню предметного рейтинга THE только к 2020 году: это заявлено в нашей дорожной карте — программе повышения конкурентоспособности Университета ИТМО, разработанной в рамках Проекта 5–100 (государственная программа поддержки ряда вузов страны с целью нарастить из исследовательский потенциал. - Прим ТАСС). А вошли уже в 2016-м, на четыре года раньше, и сразу — почти в топ-50! Такой рывок стал возможным в первую очередь благодаря уникальной школе информационных технологий и программирования, сложившейся в ИТМО, — ей уже более семи десятков лет. Сильным катализатором также стала поддержка со стороны Проекта 5–100, который стимулирует развитие всех аспектов конкурентоспособности университетов-участников: и образовательную деятельность, и научные исследования, и взаимодействие с индустрией.
Высокий показатель в общем рейтинге THE, о котором вы спрашиваете, говорит о том, что наши научные результаты переходят в разработки, в опытно-конструкторскую работу, в опытные образцы и выходят на рынок. Наш университет, действительно, станет университетом 3.0, когда будет высокая степень коммерциализации наших научных разработок и они действительно придут конкретно к человеку, к потребителю.
— Как далеко до вершины?
— Сейчас мы подходим к завершению формирования университета третьего уровня. Мы построили развитую инфраструктуру коммерциализации научных результатов. У нас три стартап-акселератора, два бизнес-инкубатора, выполняем работы по заказам промышленности, формируем свой венчурный фонд, который будет помогать реализации научных идей на ранней стадии реализации. И одновременно у нас появляются зачатки, некоторые элементы, некоторые ядра университета четвертого уровня — 4.0.
— Каковы характеристики университета четвертого уровня и как складывалась эволюция университетов от первого к четвертому уровню? Какие качества добавлялись и были ли атавизмы?
— Атавизмов не было, качества добавлялись по мере того, как возникали запросы общества. Университеты, когда они возникли в средневековой Европе, выполняли достаточно простую функцию — это была трансляция тех знаний, которые были накоплены человечеством. Это были замкнутые анклавы. Второй тип университетов 2.0 появился в начале XVIII века. Это была новая миссия — не просто трансляция знаний, но и генерация знаний, научные исследования. Возник определенный симбиоз генерации новых знаний и образовательного процесса. Но университеты оставались замкнутыми по отношению к обществу.
К концу прошлого века, с конца 70-х годов, общество стало требовать от университетов не просто трансляции знаний, проведения научных исследований, общество захотело иметь результаты интеллектуальной деятельности, которыми могли бы пользоваться граждане — люди, предприятия. Появился запрос на коммерциализацию результатов, возникла предпринимательская миссия, инновационная миссия университетов. Университет должен был не только создавать и передавать знания, но и участвовать в экономике, становиться серьезным экономическим драйвером. Это университет 3.0.
Сейчас начинает развиваться четвертая генерация, смысл которой в социальной ответственности университета, создании вокруг него определенных социумов, комьюнити. Это означает, что студенты, молодые аспиранты и сотрудники непосредственно участвуют в социальных программах, проектах, работают с людьми третьего возраста — с пенсионерами, занимаются вопросами экологии, работают в детских домах, с брошенными животными. Это уже не только генерация и передача знаний, их коммерциализация, но и непосредственное участие в социальной жизни, добровольчество.
Добровольчество не надо путать с волонтерством, потому что волонтеры просто выполняют работу бесплатно, а добровольцы — это те люди, которые хотят сделать лучше жизнь вокруг себя, лучше среду, помочь другим, предлагают и реализуют для этого те или иные свои проекты.
У нас в университете создан добровольческий центр, он уже провел два благотворительных фестиваля, чтобы помочь больным детям. Там не только собирали деньги, но и писали поздравления больным и детдомовским малышам и отправляли по Добропочте.
Университеты четвертого уровня начинают появляться в США, в Китае. Элементы социально ответственной структуры могут появляться и в тех университетах, которые не занимаются коммерциализацией научных результатов, где занимаются только образовательной функцией.
Пазлы, кубики могут складываться по-разному, но я считаю, что полный университет должен обладать всеми четырьмя ипостасями — образовательной, научной, инновационной и функцией социальной ответственности.
— Могло ли на судьбу нашего государства, на его развал в 1991 году, повлиять отсутствие у нас инновационной составляющей в жизни университетов в 70–80-х годах? Не с этим ли в том числе могло быть связано наше отставание в развитии экономики, обращенной к человеку, его потребностям?
— Наше законодательство, экономика в тот период не были готовы к инновационной деятельности университетов. Американцы, у которых самая коммерциализированная высшая школа в мире, изменили законодательство, позволив университетам создавать малые предприятия, только в 1980 году. Это был закон Бай — Доула.
— Какие разработки позволили Университету ИТМО в наибольшей степени продвинуться по пути формирования университета 3.0, который является драйвером развития городской среды?
— Таких результатов у нас масса в разных отраслях науки. В робототехнике это адаптивные системы управления группами роботов, дронов. Это робоперчатки для реабилитации постинсультных больных, экзоскелеты, которые сделаны нашими студентами и аспирантами, и они реально, я подчеркиваю, помогают детям, у которых есть серьезные проблемы с работой конечностей.
Если говорить о химико-биологических разработках, есть важные результаты в области таргетированной (целевой) доставки лекарств через кровь. Сотрудники международной лаборатории "Растворная химия передовых материалов и технологий" Университета ИТМО получили магнитоуправляемый материал с уникальной пористой структурой, состоящий из наночастиц магнетита и "упакованного" в них белка. Эта система будет использоваться для адресной доставки ферментов медицинского назначения, в том числе при направленной терапии раковых опухолей и тромбоза. Эффективность таких лекарств до 4000 раз выше, чем существующих тромболитических препаратов.
В области фотоники мы вместе с коллегами из Казанского квантового центра КНИТУ-КАИ разворачиваем первую многоузловую квантовую сеть в России. В августе 2016 года ученые Университета ИТМО и Казанского квантового центра КНИТУ-КАИ вместе запустили пилотный сегмент многоузловой квантовой сети. Четыре года назад ученые Университета ИТМО первыми в стране создали линию квантовой связи из двух точек, действующую в городских условиях, а в августе 2016 года запустили пилотный сегмент уже многоточечной сети. Квантовая коммуникация решает важнейшую проблему наших дней — проблему защиты от хакерских атак. Ученые всего мира работают над этой задачей. Применение фундаментальных законов квантовой физики делает линии связи практически неуязвимыми для злоумышленников. В качестве носителей информации здесь выступают одиночные фотоны, которые необратимо изменяются при попытке перехвата данных, благодаря чему пользователи моментально узнают о любом вторжении в канал.
В области программного обеспечения в нашем университете разработано программное обеспечение алгоритмов для расшифровки генома. Есть зримые результаты в предсказательном моделировании. Уже четыре года наши разработки внедрены в оперативную эксплуатацию, созданная нами система работает в режиме "7 х 24", предсказывая возможные наводнения в нашем городе. Исходя из основных факторов, влияющих на жизненный цикл штормовых нагонов (атмосферного давления, ветра, ледового покрытия, ветрового волнения, различных гидродинамических процессов), строятся оптимальные планы маневрирования затворами Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. Два с лишним года мы не наблюдаем сильных наводнений. В этом есть конкретный вклад нашего университета.
Есть результаты в сфере анализа распространения особо опасных инфекций внутри города. На основе данных НИИ гриппа и уточнения методик, использовавшихся в советское время, ребята строят модели распространения гриппа в мегаполисах. Это важно для планирования мероприятий по локализации эпидемий.
Учеными университета совместно с Аналитическим центром правительства РФ создана и тестируется платежно-информационная система третьего поколения для общественного транспорта. В ней увязаны голосовое информирование пассажиров о маршруте, оплата проезда множеством разных способов, автоматизированное управление, контроль состояния здоровья водителя и работы механизмов в режиме реального времени. Систему планируют внедрить к чемпионату мира по футболу 2018 года в Калининграде. Проявили интерес и власти Петербурга.
Сейчас мы активно развиваем направление светового дизайна. Выиграли конкурс, будем разрабатывать концепцию светового дизайна в каждом районе нашего города.
— Что еще нужно сделать, чтобы сказать, что цель достигнута, ИТМО стал университетом 3.0?
— Достаточно много. Во-первых, надо модернизировать ряд образовательных программ. Часть из них будет сориентирована на коммерциализацию научных разработок. Надо, чтобы студенты выходили на рынок, понимали рынок, маркетинг, знали, как создать продукцию с теми свойствами, которые нужны конкретно человеку. Нужно менять ментальность наших преподавателей. Предстоит большая работа по созданию новых высокотехнологичных рабочих мест для студентов. Я не оговорился, именно для студентов и аспирантов. Они должны приучаться во время обучения, что есть и будут такие рабочие места, и они должны быть готовы к их созданию.
Каждый год и месяц мы получаем те или иные результаты, которые нас продвигают на шаг или на полшага. И это движение будет всегда. Будет университет 3.0, будет 4.0. Сделаем.
— Что означает ваша эмблема: множество белых точек, собранных в подобие карты России, и одна красная? Это Санкт-Петербург?
— Да, красная точка — это наш город, наш университет. В целом эмблема напоминает и карту России, и облако. А точки расшифровываются, если применить к ним двоичный код "ноль — единичка". Наши программисты зашифровали ими аббревиатуру ИТМО. Поэтому у каждого свои ассоциации, кому что ближе. Но главное, что мы летим.
— Точки не расшифровываются как планы создать сеть филиалов по стране?
— Нет. Филиальная тематика обсуждалась несколько раз. Предложений у нас очень много, и не только в нашей стране, но и за рубежом. Обращались и соседние страны, и из дальнего зарубежья. Но мы приняли решение, что будем готовить элитные кадры — таких специалистов, которые могут ставить и решать задачи, которые никто до этого не решал. А создавать филиалы, укрупняться не будем.
— В чем вы видите конкурентные преимущества Университета ИТМО?
— Коммуникации! Это отличительная черта нашего университета — как внутри, так и вне его стен.
На днях вместе со студентами совершили велосипедную прогулку по Елагину острову, символически закрыли велосезон: 5 километров 250 метров. Обычно три круга ездим. Катаемся два раза в году — в сентябре и мае. Эту акцию придумали студенты. Некоторые из них бегают на Елагином острове по утрам. Увидели меня на велосипеде и предложили новый формат неформального общения, а я поддержал.
Прогулка создает радостное настроение. Всегда становится хорошо, когда чуть-чуть кровь разгонишь. Но главное — общение, неформальная обстановка. Студенты видят, что ректор не такой уж страшный и неприступный. Нормальный человек.
Беседовала Наталия Михальченко