Андрей Денисов: Россия и Китай держат высокий темп политических контактов

Артем Иванов/ ТАСС
Чрезвычайный и полномочный посол РФ в КНР в интервью ТАСС подвел предварительные итоги российско-китайского взаимодействия в 2016 году

Текущий год был крайне насыщенным в свете двусторонних политических и экономических контактов России и Китая. Руководство и СМИ двух стран уже не раз отмечали, что российско-китайские отношения на данный момент переживают один из лучших этапов своего развития. Чрезвычайный и полномочный посол РФ в КНР Андрей Денисов накануне своего отбытия из Пекина в Санкт-Петербург для подготовки 21-й регулярной встречи глав правительств России и Китая — премьер-министра Дмитрия Медведева и премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна — в эксклюзивном интервью ТАСС подвел предварительные итоги российско-китайского взаимодействия в этом году.

— Андрей Иванович, не могли бы вы подвести предварительные итоги российско-китайского сотрудничества в текущем году? Какие основные двусторонние политические события ожидают нас до конца года?

— Политический год в российско-китайских отношениях в календарном смысле завершается. Но он по-прежнему насыщен важными событиями во всех областях нашего сотрудничества. Основное событие, которое мы ждем уже очень скоро, — 21-я регулярная встреча глав правительств России и Китая. В этот раз она состоится 7 ноября в Санкт-Петербурге. 6 ноября мы ожидаем премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна в Северной столице. После завершения встречи он посетит также и Москву. Как всегда, в таких случаях встрече глав правительств будет предшествовать серия рабочих встреч, заседаний разного рода правительственных комиссий, подкомиссий, рабочих групп, которые будут готовить материалы к рабочей встрече премьеров.

Вплоть до конца года у нас будут продолжаться обмены, консультации между внешнеполитическими ведомствами двух стран, между руководителями различных подразделений МИД. Здесь мы вошли в рабочий режим — можно сказать, не проходит и недели без какой-либо встречи коллег либо в Пекине, либо в Москве по тем или иным вопросам международной политики и обстановки в мире.

Также не снижается активность в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Как мы знаем, уже в ближайшие дни в столице Киргизии Бишкеке состоится встреча глав правительств стран — участниц ШОС. На полях этой встречи, как принято говорить, пройдет и отдельная встреча премьеров двух стран в преддверии их уже более полнокровной и насыщенной встречи в Санкт-Петербурге. Так что, как видим, работы для дипломатов меньше не становится, но мы этому только рады.

— Будут ли встречаться главы государств двух стран в обозримом будущем?

— Да, разумеется. Что касается наших лидеров, то мы рассчитываем, что будет выдержан тот график, который главы государств установили в предыдущие годы, когда они встречались не менее пяти раз.

В этом году, как мы помним, состоялось уже четыре встречи глав государств, включая переговоры в Гоа в Индии в рамках саммита БРИКС в середине октября.

Пятая встреча состоится в столице Перу Лиме на саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). На полях форума также пройдет встреча глав государств. Таким образом, они выйдут на уже привычный для них график — пять встреч в год. Кроме того, мы уже начинаем думать над программой следующего года.

— Следующий год, наверное, будет не менее насыщенным?

— Да. Пока говорить об этом, конечно, рано. Но, по нашим предварительным оценкам, ожидается, что будущий год будет не менее насыщенным в плане политических контактов. В том числе на высоком и высшем уровнях.

— Есть ли какой-то позитивный тренд в экономических отношениях двух стран?

— Как вы знаете, в экономике этот год вышел своего рода промежуточным. Наша торговля, как известно, в прошлом году довольно существенно сократилась по стоимости из-за факторов конъюнктуры мирового рынка – снижения цен на многие товары как нашего экспорта в КНР, так и российского импорта из Китая. Однако физический объем товаров остался на прежнем уровне, а по ряду позиций и увеличился.

— Не могли бы вы привести примеры?

— Особенно нас радует значительное увеличение поставок в Китай российской сельскохозяйственной продукции. Причем не только зерна, но и готовых продуктов питания. К примеру, уже знаменитым в Китае с легкой руки нашего президента стало российское мороженое, но не только оно.

Что касается следующего года, то мы ожидаем, что и по стоимости будет приращение по сравнению с нынешним годом. Задел, во всяком случае, создан: ведь мы переходим от торговли товарами к обмену инвестиционными проектами, которые предусматривают длительный цикл сотрудничества и взаимодействия: поставки оборудования, материалов, работу специалистов обеих стран на совместных объектах. Также разворачивается программа сотрудничества на Дальнем Востоке — это тоже не может не радовать.

Наконец, обрастает плотью концепция исторического Шелкового пути, которая, как известно, сочетается с нашей собственной программой евразийской экономической интеграции. В этой области уже есть ощутимое продвижение вперед в части выстраивания контуров будущего механизма взаимодействия между евразийским интеграционным проектом и концепцией Шелкового пути.

По этой причине хотелось бы закончить цитатой китайского классика: "Перспективы светлые, но путь извилистый". Это говорит о том, что у нас есть возможность и дальше наращивать наше взаимодействие по всем направлениям, но для этого предстоит много работать.

Беседовали Андрей Кириллов, Роман Баландин