20 ноября 2016, 09:00
Интервью

Патриарх Кирилл: спортом не занимаюсь, но хожу с палками и всем рекомендую

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Анатолий Устиненко/ ТАСС
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Предстоятель раскрыл свой секрет здоровья и долголетия

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в преддверии 70-летия, которое празднуется 20 ноября, принял в своей главной резиденции в Москве, в Даниловском монастыре, журналистов, которые сопровождают его в поездках и следят за событиями религиозной тематики. Встреча продлилась час. Каждый имел возможность получить эксклюзивный ответ на один вопрос. Корреспондент ТАСС начал беседу. В ходе интервью патриарх раскрыл свой секрет здоровья и долголетия.

— Своему служению вы задали очень интенсивный ритм: перелеты сменяют часы богослужений на ногах, за которыми следуют заседания и совещания, на которых принимаются важные решения. Что позволяет вам сохранять силы и жить по такому плотному графику? Остается ли у вас свободное время?

— Свободного времени в том понимании, в котором оно у меня существовало раньше, какое сопровождает жизнь любого человека, такого свободного времени у меня нет. Я объясню почему.

Патриарх совмещает несколько важных сфер служения. Для некоторых нужно общественное служение патриарха, административное, потому что Церковь наша все-таки очень большой организм, огромный организм. И чисто административная работа, она, конечно, занимает очень много времени. Но если было бы только это и другого ничего не было, то, конечно, было бы, наверное, и свободное время.

Но ведь патриарх достаточно часто обращается к людям, минимум раз в неделю публично, а иногда и чаще, иногда — несколько раз в неделю, особенно во время поездок. Ведь патриарх должен передавать людям какие-то мысли. Он должен людей к чему-то призывать. Ведь невозможно говорить об одном и том же, нельзя повторяться. Нужно более или менее говорить что-то новое и говорить так, чтобы это встречало по крайней мере заинтересованность, внимание со стороны людей.

— И что для этого нужно?

— Чтобы это было так, нужно жить в стихии определенных мыслей, нужно читать, нужно думать, нужно молиться. Вот на все это у меня почти нет времени. И поэтому то, что я делаю как патриарх, я отношу полностью на счет неизреченной Божьей милости. Когда я говорю, что для меня очень важно богослужение, — это не какая-то там фигура речи, это реальность. Потому что во время богослужения я и молюсь, и думаю. И вот это, может быть, и есть, с одной стороны, физически непростое времяпрепровождение: богослужения у нас длительные и, как вы знаете, одежды патриаршие нелегкие, но, с другой стороны, это единственная возможность сконцентрироваться, подумать, помолиться, и поэтому, наверное, богослужение — это и есть мое в кавычках "свободное время".

— Чему еще посвящаете время?

— А все остальное время уходит на чтение очень большого количества документов, на общение с людьми, на решение многих и многих технических вопросов, которые условно можно назвать техническими, принимая во внимание масштабы деятельности. Поэтому для меня все то, что со мной происходит, — это свидетельство Божьей милости и минимально моих каких-то человеческих усилий. Господь дает силы, и вот я делаю то, что должен делать. Причем я понимаю, что если в какой-то момент начну давать себе слабину, то Господь многое отнимет. Скажет: вот появилось у тебя много времени, вот ты и давай. Вот так.

Не знаю, насколько можно будет предать публичности все эти размышления, но это действительно так. Это не специально какой-то подготовленный ответ, а то, что на самом деле в моей жизни происходит.

— Занимаетесь ли вы спортом?

— Я в свое время занимался спортом. Это, может быть, помогало и помогает, потому что какие-то навыки развивает, главное — волевые качества. Поэтому я всегда говорю, обращаясь к молодежи: занимайтесь спортом. Спорт развивает волевые навыки, он помогает, учит человека управлять своим временем, самим собой, преодолевать трудности, идти на какие-то разумные риски. Но я уже давно не занимаюсь никаким спортом, чтобы это можно было назвать занятием спортом. Но очень большое внимание уделяю ходьбе. Я стараюсь ходить, быстро ходить и в это время о чем-то размышлять или по телефону говорить — теперь это возможно, раньше это было невозможно. Очень рекомендую всем.

— Придерживаетесь ли диет?

— Кстати, к вопросу о здоровье: некоторые используют диеты, чтобы похудеть и так далее. Я никогда никаких диет не придерживался. И всем советую. Если вы хотите похудеть, вы должны помнить, что человек худеет тогда, когда количество растрачиваемых калорий превышает количество потребляемых. Вот и все. Очень все просто.

Когда нет времени на ходьбу, я начинаю полнеть. Когда я потом берусь за голову, что называется, и начинаю понимать, что нужно что-то делать, чтобы сбросить вес, то я просто увеличиваю количество физической нагрузки. И уверяю вас, что такое естественное дело для организма, как ходьба, на мой взгляд, является лучшим физическим занятием. Не знаю, может быть, кто-то из профессиональных спортсменов скажет, что это не так. Но по опыту знаю, что это так, и призываю ходить. Теперь можно ходить даже с палками. Знаете, есть такой nordic walking (англ., "скандинавская ходьба". — Прим. ТАСС) — такое увлечение. Ну вот я хожу с палками.

Беседовала Августа Яковлева