8 февраля 2018, 11:00
Интервью

Президент ГСС: мы продолжаем переговоры по поставкам гражданских самолетов в Египет

Александр Рубцов. Марина Лысцева/ ТАСC
Александр Рубцов

Глава компании "Гражданские самолеты Сухого" Александр Рубцов рассказал в интервью ТАСС, как компания будет совершенствовать послепродажное обслуживание и когда планирует выйти на прибыль

Александр Рубцов, президент компании "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС), которая производит самолет SSJ-100 и занимается маркетингом самолетов МС-21, рассказал в интервью ТАСС на Singapore Airshow 2018 о том, как компания будет совершенствовать послепродажное обслуживание и когда планирует выйти на прибыль. 

— Прежде всего хочется подвести итоги 2017 года и поговорить о планах на 2018 год. С какими результатами, в том числе финансовыми, закончили 2017-й, каковы планы на этот год? 

— Мы построили 34 самолета SSJ-100. У нас будет сравнительно небольшой убыток. Выручка составила около 50 млрд рублей.

В 2018 году мы не ставим целью увеличение объемов выпуска продукции, останемся примерно в тех же параметрах. Основная задача — улучшить качество самолетов. Вторая задача заключается в усовершенствовании системы поставок запчастей, увеличении складских мощностей.

— Когда планируете выйти на чистую прибыль, возможно ли это в 2018 году?

— Операционная прибыль компании в 2017 году ожидается в 3,2 раза выше, чем в 2016-м.

Бюджет ГСС на 2018 год на сегодня еще не утвержден в ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация — прим. ТАСС) по ряду показателей, но по консервативному сценарию операционную прибыль компании планируется сохранить на уровне ожидаемого показателя 2017 года.

Показатель чистой прибыли, помимо объема реализованных в 2018 году лайнеров, будет зависеть от целого ряда факторов, в том числе от результатов адаптации производством итогов реализации инвестиционной программы за последние пару лет.

Переход на рентабельность ожидается не ранее 2019 или 2020 года. Для достижения рентабельности нам надо выпускать в год порядка 32–34 самолетов. 

Основными направлениями деятельности в 2018 году будут: отработка полученных нами требований заказчиков и авиационных властей, повышение эксплуатационной надежности самолета за счет в том числе внедрения сервисных бюллетеней (предписание производителя по техобслуживанию самолетов — прим. ТАСС). 

— Как в ближайшие два-три года планируется увеличить налет на SSJ-100 "Аэрофлота"? 

— Вы знаете, мне этот вопрос задавал руководитель "Аэрофлота" Виталий Савельев. У него задача — увеличить налет на летний сезон. Сейчас налет составляет три с половиной часа в сутки.

Чтобы машина была эффективной, она должна летать на уровне восьми часов в сутки. Я думаю, резкий скачок по увеличению налета SSJ-100 случится в ближайшие несколько лет.

Мы планируем провести кампанию по улучшению послепродажного обслуживания, в том числе в два раза увеличить объем складов запасных частей. Кроме того, на этот год запланированы инвестиции около 700 млн рублей на обеспечение достаточного количества расходных материалов. 

— Как сейчас идет процесс трансформации ОАК, в том числе формирование дивизиона гражданской авиации? Что уже сделано и что еще только предстоит?

— Пока у нас объединяются две функции: продаж и послепродажного обслуживания. Многие специалисты работают сейчас и в "Иркуте", и в "Гражданских самолетах Сухого", например вице-президент по продажам Кирилл Будаев. В том числе сотрудники SuperJet International, которые занимаются продвижением наших самолетов на западном рынке, также занимаются и маркетингом обоих самолетов (SSJ-100 и МС-21 — прим. ТАСС).

— Кстати, о МС-21 — "Аэрофлот" недавно подписал контракт на 50 самолетов МС-21 со сроком поставки в 2020 году. Изначально поставки планировались в конце 2018 года. С чем связан перенос сроков?

— У нас, как у всякой авиационной программы, были сложности и задержки.

Мы хотим поддерживать темп выпуска самолетов на уровне 30 машин в год, возможно, чуть больше

Сейчас по плану первые серийные самолеты должны быть выпущены в конце 2019 года.

Недавно у нас проходило совещание, было принято решение, что стартовыми заказчиками МС-21 будут три компании: "ИрАэро", Red Wings, "Аэрофлот".

— Хотелось бы уточнить по поводу контрактов. Сейчас идет процесс возобновления авиасообщения с Египтом. Президент ОАК Юрий Слюсарь говорил, что контракт по SSJ-100 и МС-21 увязан с этим процессом. Возобновились ли переговоры?

— Мы продолжаем переговорный процесс. Когда он приведет к результату, я вам сейчас сказать не могу. Во всяком случае продвигать мы там самолеты точно будем. У египтян больше интереса к самолетам типа МС-21.

— Какого объема заказов в 2018 году ожидаете?

— Мы хотим поддерживать темп выпуска самолетов на уровне 30 машин в год, возможно, чуть больше.

Мы планируем провести кампанию по улучшению послепродажного обслуживания, в том числе в два раза увеличить объем складов запасных частей

Соответственно, портфель заказов, который мы должны сформировывать, должен давать возможность на два года вперед планировать наше производство.

Мы ставим задачу сформировать такой портфель заказов в 2018 году, который должен обеспечивать объемы выпуска в этих пределах в ближайшие два года. 

 То есть 60 самолетов или чуть больше? 

— Задача такая стоит.

 Остается ли у вас в плане подписание с InterJet контракта еще на десять самолетов?

— Я считаю, что по Мексике у нас сложился достаточно объемный контракт на 30 машин. Я не думаю, что у авиакомпании InterJet сейчас есть экономическая потребность в дополнительном количестве самолетов: те, которые летают, летают достаточно интенсивно. Нужно, чтобы уже законтрактованные машины были в полном объеме поставлены.

 По поводу новой модификации SSJ-100 с законцовками крыла: они ставятся преимущественно из-за требований CityJet, чтобы компания реализовала опцион на 16 машин?

— Мы работаем над совершенствованием программы SSJ-100 для расширения рынков, числа заказчиков, роста удовлетворенности эксплуатантов и поддержания его конкурентоспособности. Внедрение законцовок — часть этой программы.

Поэтому улучшение взлетно-посадочных характеристик оценят авиакомпании, эксплуатирующие SSJ-100 на региональной сети аэродромов, а также в условиях жаркого климата и высокогорья.

CityJet внимательно следит за ситуацией с сертификацией этого самолета. У них была задача — летать на этих самолетах в London City Airport (обслуживает в основном крупных бизнесменов, находится практически в центре Лондона — прим. ТАСС).

Надеюсь, к концу года мы закончим работу по сертификации этой версии, а с 2019-го можем начинать изготавливать на конвейере законцовки и оснащать ими самолет, который уже находится в эксплуатации. Это можно будет сделать в виде опции — заказать их на летающий парк и на новые машины, поэтому это вопрос к CityJet, принято ли решение, будут ли они летать в London City.

 По поводу опциона CityJet на 16 самолетов — понятно, когда планируют реализовать? 

— Когда дело дойдет до сделки, мы вам об этом объявим. Пока, во всяком случае, у нас есть задача — хорошо отлетать этот летний сезон.

Мы работаем над совершенствованием программы SSJ-100 для расширения рынков, числа заказчиков, роста удовлетворенности эксплуатантов и поддержания его конкурентоспособности. Поэтому улучшение взлетно-посадочных характеристик оценят авиакомпании, эксплуатирующие SSJ-100 на региональной сети аэродромов, а также в условиях жаркого климата и высокогорья

Дело в том, что у нас периодически появляются запросы от других европейских компаний взять самолеты в "мокрый" лизинг (сразу с экипажем и налаженной системой обслуживания — прим. ТАСС).

Как я уже сказал, задача номер один, которую мы себе ставим на этот год, — поддержка эксплуатации.

Объективности ради нужно сказать, что есть вопросы по этой части, поэтому расширение продаж на рынках Европы и Азии возможно при том, что мы действительно сможем качественно улучшить работу наших служб по поддержке заказчиков.

Потому что интерес к самолету есть, мы это видим, но важно, чтобы он летал больше. 

— От каких европейских компаний есть запрос на "мокрый" лизинг?

— Эта компания находится в списке топовых европейских компаний.

Но мы пока ведем работу по тому, чтобы научить самолет летать восемь часов в сутки.

Рваться в бой и потом получить негативный результат нам бы не хотелось.

— Министр промышленности и торговли Денис Мантуров говорил, что итальянские компании заинтересованы в сборке запчастей для SSJ-100. 

— Обсуждалась идея с заместителем Мантурова, господином Бочаровым, и мэром Венеции о создании технопарка на территории города, где можно было бы делать компоненты, запчасти для SSJ-100.

По просьбе итальянской стороны мы передали набор расходных материалов, компонентов, которые нам остро необходимы, чтобы они посмотрели, что могут сделать.

Интерес с их стороны есть: это рабочие места и налоги.

Я считаю, надо обязательно посмотреть, какие там есть возможности по производству, особенно это касается наших расходных материалов.

— О какой-то возможной дате начала выпуска комплектующих идет речь?

— У нас и так сейчас в самолетах — итальянские интерьеры: производятся в Европе, устанавливаются в Венеции.

Что касается других компонентов, я сказал, что мы начинаем эту работу с расходных материалов простейших, но очень нужных, а дальше посмотрим. 

 Что касается уменьшенной версии SSJ-100 с вместимостью 75 пассажиров вместо 98 в базовой версии. В каком году будет создан самолет?

— У нас задача — за четыре года сделать эту машину. То есть выйти на рынок планируем ориентировочно в 2022 году. 

Беседовала Мария Амирджанян