10 июня музею современного искусства "Гараж" исполняется десять лет. Его директор Антон Белов рассказал в интервью ТАСС, как из физиков-математиков попал в искусство, о новых проектах "Мандраж на диване" и "Как отдохнули?" и чем музей будет удивлять гостей в день своего рождения.
— Как вы, физик-математик, попали в искусство?
— Как и многие другие: случайно. Институт стали и сплавов, где я учился, находится рядом с ЦДХ и Новой Третьяковкой, поэтому я регулярно в них заходил, в том числе на ярмарку "Арт-Москва". Мне стало интересно, что такое современное искусство, стал больше ходить на выставки, знакомиться с художниками и кураторами — в общем, начал погружаться в эту сферу.
Интерес к культуре — это своего рода вирус. На днях я встречался с Наумом Ихильевичем Клейманом (основателем Музея кино — прим. ТАСС) и вспомнил, как в старом Музее кино Наум Ихильевич рассказывал о фильме "Застава Ильича" Марлена Хуциева. На меня это произвело неизгладимое впечатление. Это лишь один из эпизодов моего пути в мир современного искусства.
— А как вы познакомились с основателями "Гаража"?
— Однажды Айдан Салахова (живописец, скульптор, галерист — прим. ТАСС) пригласила меня встретиться с Дашей Жуковой и Романом Абрамовичем — поговорить о том, как развивается современное искусство в России, как интегрировать его в общемировые художественные процессы, как сделать так, чтобы интерес к русскому современному искусству был стабилен. Эта дискуссия привела к тому, что через полгода они предложили мне возглавить "Гараж".
— В 2014 году центр современной культуры "Гараж" стал музеем. С чем это было связано и какие плюсы-минусы от этого статуса?
— В какой-то момент команда музея поняла, что "Гараж" стал чем-то большим, чем выставочный центр. Начав свою деятельность в формате кунстхалле (кунстхалле — выставочный зал, у которого нет собственных фондов — прим. ТАСС), мы постепенно стали вести разнообразную образовательную, исследовательскую и даже научную деятельность. В 2012 году в музее был создан архив — собрание материалов по истории российского искусства последних 50 лет, и мы решили, что накопленный опыт и база в виде этой коллекции дают нам право называться музеем. Да, это решение вызвало много споров, но мы считаем, что современный музей может не обладать именно коллекцией искусства в классическом понимании — в нашем случае это собрание архива, насчитывающего уже более 450 тысяч единиц хранения.
С другой стороны, в тот же момент институция стала еще более самостоятельной: "Гараж" отделился от материнского фонда "Айрис" и стал юридически оформлен как частное учреждение культуры.
Слово "музей", буду честен, упрощает нам внутрироссийскую и международную коммуникацию и позволяет нам увереннее чувствовать себя на территории искусства. В то же время, применяя к "Гаражу" это слово, мы взяли на себя огромную ответственность — быть наравне с нашими коллегами во всех музеях мира, и это влияет на то, как мы видим свое будущее и как работаем в настоящем.
— Давайте поговорим о статистике. Какая посещаемость была в первые годы существования "Гаража" и какая сейчас?
— В первое время "Гараж" посещало около 10 тысяч человек в год. В 2017-м в музее побывало 717 тысяч. За это время мы провели около 150 выставок — от камерных, лабораторных проектов до масштабных сложноустроенных экспозиций.
— Помню, большое впечатление на меня произвела выставка Марины Абрамович "В присутствии художника" в 2011 году.
— Да, показывать в России выставки крупных международных художников, таких как Марина Абрамович, Джеймс Таррелл, Такаси Мураками, — одна из миссий музея. Важно, чтобы в Москве можно было увидеть работы наших современников вживую и составить о них собственное мнение. Эти выставки могут вызвать разную реакцию, но мы всегда готовим специальную образовательную программу, чтобы объяснить, почему мы считаем этих художников важными, и развеять некоторые страхи, которые иногда возникают из-за того, что язык современного искусства не всегда понятен.
— И при этом вы всегда делаете ставку на то, чтобы увлекать публику в разговор об искусстве, а не на то, сколько людей посетило музей.
— Количество посещений — приятная, но не самая важная цифра. Если мы будем знать, что нас посетило в два раза меньше людей, но при этом каждый из них вышел из музея с какими-то новыми чувствами, размышлениями, — это значит, что мы делаем все правильно. Наша задача — создать такую атмосферу, чтобы посетитель смог расслабиться и был открыт для чего-то нового.
— При этом у вас очень многое связано с мультимедиа. Мне кажется, публике в России до сих пор сложно привыкнуть, особенно людям старшего поколения, к тому, что в "Гараже" можно и нужно трогать некоторые экспонаты. Как вы думаете, случится тот самый перелом в сознании, когда люди поймут, что музеи уже не то, что 10–20 лет назад?
— Думаю, да. Искусство невозможно без зрителя, но в то же время музей уже не может быть просто хранилищем с температурно-влажностным режимом. Музеям современного искусства в этом отношении гораздо проще: многие художники и целые направления в искусстве XX–XXI веков исходили из того, что зритель должен быть непосредственным участником художественного процесса, взаимодействуя тем или иным образом с произведениями, созданными из расчета на это.
В то же время уже стало общим местом говорить, что музеи сегодня являются не только фундаментальной частью "высокой культуры", но в то же время одним из элементов индустрии развлечений, и бороться за внимание посетителей им приходится не между собой, а с другими явлениями нашей жизни — от торговых центров до социальных сетей. Но как директор музея, я готов это подтвердить.
"Гараж" был одним из первых российских музеев, кто это понял и стал разрабатывать свои программы исходя в том числе и из этих условий. И сегодня мы видим, как меняется подход работы с аудиторией у многих наших коллег.
— Были ли у "Гаража" такие выставки, которые сорвались в последний момент? Или были на грани срыва?
— Конечно. Например, накануне открытия выставки Джеймса Таррелла сотрудники его студии не верили до последнего, что мы сможем смонтировать все инсталляции — настолько сложные они по своему устройству. Но мы справились: эти работы собирали круглосуточно три бригады по 50 человек.
В 2014 году мы вели переговоры с молодыми украинскими художниками о выставке в "Гараже". Но после присоединения Крыма они попросили отложить проект на год, а затем, после того как уровень политического напряжения возрос, отказались от участия. В результате мы провели открытую дискуссию, где художники смогли публично объяснить свою позицию, и обсудили, "как жить вместе". И я считаю, что это было не менее важно.
— Есть проекты, которые хочется сделать, но пока не получается по каким-то причинам? Может быть, есть художник, которого вы очень-очень любите, но его работы по тем или иным причинам пока невозможно привезти в Москву?
— Это всегда вопрос переговоров, бюджетов, сроков и технологий, потому что у некоторых художников все расписано на три-четыре года. Хотя хочется показать всех главных классиков современного мирового искусства. У меня есть личный список где-то из 20 художников, выставок которых не было в России и которых музею хочется показать. Я надеюсь, что в следующее десятилетие нашей работы нам удастся это сделать.
— "Гараж" очень трепетно относится к инклюзивным программам. Что сейчас происходит в этом направлении? С какими музеями вы сотрудничаете?
— Инклюзивный отдел "Гаража" по-прежнему реализует множество музейных программ для слабослышащих, глухих, незрячих, слабовидящих посетителей и посетителей с особенностями интеллектуального развития. Мы проводим ежегодный тренинг-семинар "Музей ощущений", который каждый раз посвящен определенной теме; в этом году в центре его внимания незрячие и слабовидящие. Мы приглашаем специалистов со всего мира, которые делятся своим опытом с российскими коллегами, и в то же время делимся с ними своей экспертизой.
В этом году завершился один из важных для нас проектов: мы подготовили девять глухих экскурсоводов, в течение года посещавших специальный курс в музее. Мы обеспечили им глубокое погружение в искусство, и теперь они самостоятельно могут готовить и проводить экскурсии на русском жестовом языке.
Наша инклюзивная программа была первой в Москве, но за несколько лет существования подобные инициативы стали появляться и в других музеях. И как директору мне это приятно: то есть идеи, которые мы пропагандируем, перерастают нас, находят отклик, интегрируются в общество и взаимодействуют с ним уже без нашего участия, привлекая к себе новых людей. Если несколько лет назад глухие и слабослышащие могли ходить только в "Гараж", то теперь у них есть выбор из нескольких московских музеев.
— В 2016 году у "Гаража" появилась музыкальная программа. Как вообще возникла идея делать концерты?
— Поскольку мы институция, которая не замыкается только на показе визуального искусства, музыкальная программа стала логичным этапом в развитии нашей деятельности. В холле нового здания оказалось возможным собрать тысячу человек — и мы воспользовались этим. Если "Гараж" привозит в Москву произведения мировых звезд, то мы можем начать привозить и важных мировых музыкантов. И искусство, и музыка — части единой современной культуры.
— При этом вам удается не только привозить актуальных музыкантов, которые не бывали в России, но и сохранять лояльные цены на билеты.
— Да, в Москве есть нехватка камерных концертных площадок, и не каждый музыкант способен собрать "Олимпийский". Мы поняли, что программа концертов, с одной стороны, закроет определенные лакуны в расписании летних фестивалей в Москве, а с другой — привлечет в музей новую аудиторию. "Гараж" — некоммерческая организация, и поэтому мы не ставим перед собой цель обеспечить сборами с концертов жизнь на год. Отсюда доступные цены.
Такая интенсивность жизни "Гаража" — выставки, концерты, кинопоказы, разнообразные просветительские проекты — это отражение интенсивности современного мира, Москвы, России. И нам в этом очень комфортно.
— 10 июня, в день рождения, чем будете удивлять и радовать посетителей?
— Накануне, 7 июня, мы отметили наш день рождения в компании держателей карт GARAGE: было специальное музыкальное событие на крыше и экскурсии по выставкам. 10 июня музей будет работать бесплатно — для его посещения необходимо предварительно зарегистрироваться на нашем сайте. В этот день в музее будут проходить экскурсии для всей семьи, концерты, перформансы. Также можно будет попасть на крышу и расположенный на ней павильон, который в обычные дни открыт только для партнеров и патронов музея и держателей карт GARAGE. Вечером состоится коллективный хэппенинг на площади Искусств, но его детали я раскрывать не буду.
— Чего бы вы сами пожелали "Гаражу"?
— Оставаться таким же задорным, искать новое, не останавливаться на достигнутом и всегда удивлять и радовать посетителей. Без вас всех, кто о нас пишет, рассуждает, ходит, хвалит, ругает, наша деятельность не имела бы никакого значения. Поэтому главное, чтобы мы сохраняли все то, из-за чего вы нас любите.
Беседовала Наталия Крючкова