Российские ракетные комплексы С-300 исправят ситуацию с безопасностью в Сирии, которая совершенно не устраивала Россию, и обеспечат защиту российским военным, не причиняя вреда третьим сторонам. Об этом в интервью ТАСС рассказал спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель министра иностранных дел Михаил Богданов. Высокопоставленный дипломат также поделился мнением о перспективах проведения нового Конгресса сирийского национального диалога, саммита Россия — Турция — Германия — Франция и ожиданиях от запланированного на середину октября визита египетского президента Абдель Фаттаха ас-Сиси.
— Михаил Леонидович, как вы можете прокомментировать обвинения со стороны Запада, что поставки Россией зенитных ракетных комплексов С-300 в Сирию дестабилизируют обстановку в регионе?
— Наоборот, [поставка С-300] укрепит безопасность. Потому что та безопасность, которая существовала, привела к гибели наших пятнадцати военнослужащих. Та безопасность, которая была, и та стабильность — сейчас некоторые наши западные партнеры, правда, говорят, что дестабилизация, — нас совершенно не устраивают, мы абсолютно с этим не согласны. Это элемент укрепления безопасности, а главное — это не направлено против третьей стороны. Это чисто оборонительная система, направленная на обеспечение безопасности наших граждан, наших военнослужащих в Хмеймиме.
— Арабские СМИ сообщают, что спецпосланник генсекретаря ООН по Сирии Стаффан де Мистура намерен созвать заседание сирийского конституционного комитета 21 октября. Как продвигается данная работа?
— Конечно, мы находимся в контакте со спецпосланником генсекретаря ООН по Сирии Стаффаном де Мистурой, нашими иранскими и турецкими партнерами, потому что толчок в данном деле — создании и начале работы конституционного комитета — был дан именно на Конгрессе сирийского национального диалога в Сочи. В Конгрессе участвовали Россия, Иран и Турция в качестве гарантов астанинского процесса, внешние стороны, имеющие влияние на сирийцев, и как организатор процесса де Мистура.
Все аспекты обсуждаются в четырехстороннем формате (Россия, Иран, Турция и ООН — прим. ТАСС) как минимум, при том понимании, что в конечном итоге все вопросы зависят от позиции сирийского правительства и оппозиции. Правительство Сирии и оппозиция дают своих кандидатов для участия в работе конституционного комитета, включая также свои оценки, рекомендации и соображения по поводу третьей части комитета, в которую войдут представители гражданского общества.
— Возможно ли проведение второго Конгресса сирийского национального диалога?
— В том формате, в котором он состоялся 30 января, теоретически, конечно, возможно, но концепция была в том, что первый Конгресс сирийского национального диалога в Сочи принял очень важное решение. Итоговое коммюнике было основано, по сути дела, на рабочем документе де Мистуры, его 12 принципах. Поэтому конгресс был им поддержан, команда де Мистуры участвовала в нем.
Но главное — это, конечно, решение самих сирийцев по поводу создания конституционного комитета и работы над основным законом Сирии. Концептуально была такая мысль, что когда определенная работа будет проделана в этом направлении, тогда можно будет подвести какие-то промежуточные итоги в этом же формате, который дал старт конституционному процессу. Поэтому если бы эта работа пошла более энергично и с какими-то результатами, то можно было бы созвать такого рода форум, тоже довольно представительный, чтобы он стал элементом самородной поддержки того, что сделано на направлении конституционной реформы. Это концептуальная идея.
Но сейчас говорить об этом рано, потому что опять же формат Астаны — это именно формат Астаны, последнее заседание проходило в Сочи. То же самое с сочинским процессом. Он может продолжаться в Сочи. Но так же как и астанинский формат, сочинский формат может проводиться в любом другом месте. В идеале было бы, наверное, хорошо, если бы он прошел на территории самой Сирии, чтобы на сирийской территории сирийцы сами решали свою судьбу, а мы им помогали в этом деле.
Но это требует создания соответствующих условий с тем, чтобы принимала участие оппозиция, чтобы сирийцы, которые представляют и правительство, и оппозицию, и женевский формат, и астанинский и женевский форматы об этом договорились.
Если говорить о крупных форумах, то второй вопрос — это возвращение сирийских беженцев и внутренне перемещенных лиц к своим очагам. На каком-то этапе, возможно даже на раннем, было бы полезно провести международный форум с тем, чтобы консолидировать идеи и возможности не самих даже сирийцев, они участвуют в этом деле и так максимально активно, но и региональных и международных сторон, может быть, каких-то международных структур, потенциальных доноров, помощников, кто мог бы подключиться с тем, чтобы более энергично создавать условия "на земле". Я имею в виду восстановление экономики, инфраструктуры ради того, чтобы были созданы условия для возвращения, чтобы этот процесс шел более энергично, более активно.
Он идет уже, многие возвращаются, но такой форум был бы весьма полезен.
— То есть пока примерных дат второго Конгресса сирийского национального диалога нет?
— Да, пока нет. Насколько я знаю, нет.
— Исходя из ваших слов, рассматривается ли возможность его проведения в Дамаске?
— Если сирийцы согласятся сами, то конечно.
— А есть ли сроки проведения четырехстороннего саммита РФ — Турция — Германия — Франция, который предлагал турецкий президент Реджеп Эрдоган?
— Я знаю, что была четырехсторонняя встреча на уровне политических советников наших лидеров в Стамбуле. Эти вопросы обсуждались. Когда будет такая встреча, мне неизвестно. Я знаю, что эта идея Эрдогана проговаривалась между всеми лидерами четырех упомянутых стран и со стороны российского руководства никаких возражений не встретила. Как я думаю, собрать такую встречу Турции, Франции, Германии и России до сих пор не позволила именно позиция наших западноевропейских партнеров, а отнюдь не Москвы.
— Вскоре предстоит встреча президентов РФ Владимира Путина и Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси. Будет ли обсуждаться на переговорах военно-техническое сотрудничество?
— Конечно, все будет обсуждаться. Это важнейшая встреча на высшем уровне. Визит готовится очень энергично. Я думаю, что в дополнение к главной встрече с президентом будут и другие встречи в Москве: и с главой правительства, и с руководством Федерального собрания РФ, и с участием министров и парламентариев. Есть предложения о том, чтобы провести какой-то бизнес-форум, чтобы представители наших отечественных компаний, заинтересованных в работе на египетском рынке, поучаствовали в мероприятиях в рамках визита президента Абдель Фаттаха ас-Сиси.
Поэтому весь комплекс наших продвинутых отношений с Египтом, имеющих стратегический характер, будет обсуждаться: торгово-экономические связи, инвестиционные, энергетические вопросы, [строительство] АЭС на египетской территории, военно-техническое сотрудничество, оно у нас продвинутое тоже. И конечно, будет обсуждаться координация в борьбе с терроризмом, вопросы, связанные с обеспечением безопасности, транспорт, туризм. Естественно, пойдет речь о всех острых региональных проблемах: это палестинские дела, Ливия, Сирия, Йемен.
Египет — наш очень важный, проверенный временем партнер, он играет очень влиятельную роль в арабских делах, в Каире находится штаб-квартира Лиги арабских государств. Для нас также очень важно, что в 2019 году президент ас-Сиси будет председателем Африканского союза. Вся наша активная работа на африканском направлении, конечно, в следующем году связана еще и с координацией через Египет наших мероприятий, шагов, направленных на динамичное развитие российско-африканских связей.
Беседовала Анастасия Филимонова