Вице-премьер и глава МВД Италии Маттео Сальвини прибывает сегодня в Москву для участия в ассамблее Confindustria Russia (российского отделения Ассоциации итальянских промышленников). Он намерен встретиться с работающими в РФ предпринимателями, чтобы поддержать их в условиях сохранения санкционного режима, против которого сам активно выступает. В эксклюзивном интервью ТАСС самый популярный политик Италии рассказал о целях и задачах нынешнего правительства и своем видении будущего Европы.
— Несмотря на твердое намерение добиваться отмены антироссийских санкций, о котором неоднократно заявляли как вы лично, так и премьер-министр Джузеппе Конте, они по-прежнему действуют и продлеваются. Какова ваша стратегия в достижении поставленной задачи налаживания связей российского и итальянского бизнеса?
— К сожалению, ухудшение дипломатических отношений между США, некоторыми европейскими странами и Россией представляет сложную проблему, в том числе для Италии, которая зависит от своей принадлежности к конкретным международным структурам. В первую очередь это ЕС и НАТО.
Но мы не хотим, чтобы это становилось препятствием для отношений с РФ, с которой наши правительства всегда проводили политику на сближение, свидетельством чего стало подписание соглашения в Пратике-ди-Маре (о создании Совета НАТО — Россия — прим. ТАСС) в 2002 году, а также тесное взаимодействие между нашими рынками. Мы всегда будем стремиться и работать над тем, чтобы преодолеть любые разногласия, даже если для этого понадобится время. Я убежден, что антироссийские санкции — социальный, культурный и экономический абсурд, и мы постараемся объяснить и убедить в этом всех наших партнеров, в том числе в ходе дискуссий на европейском уровне.
— Ваша партия "Лига" и вы лично всегда были последовательны в отношении России, выступая против санкций. Вы не стали отказываться от своих слов даже тогда, когда в местных СМИ вас стали обвинять в том, что вы работаете в интересах России. Ваши партнеры по коалиционному правительству ("Движение "5 звезд") после подобных обвинений в их адрес стали намного осторожнее в высказываниях о РФ. Почему вы считаете, что отношения с Россией настолько важны?
— Я много раз говорил о способности итальянских предпринимателей работать на российском рынке, на котором мы занимаем важное место в разных секторах: дизайн, мода, эногастрономия (вино и еда), а также высокие технологии, профессиональное оборудование и комплектующие к нему.
Кроме того, не будем скрывать, что свою роль играет взаимное притяжение культур наших стран, которые с течением веков составили мировое культурное наследие: Коллоди и Пушкин, Пиранделло и Достоевский, Пазолини и Толстой — достаточно вспомнить несколько великих имен, чтобы понять, насколько тесны наши культурные связи. Думаю, что подобные глубокие отношения связывают и наши народы.
— Если для отмены санкций нужно время, то в вопросе миграционной политики ваш кабинет достиг заметного прогресса, и во многом благодаря вашей личной настойчивости и твердости как главы МВД. Каковы дальнейшие шаги? Как Италия думает убедить европейских партнеров изменить Дублинский регламент (согласно которому прием мигрантов берет на себя страна их прибытия, что создает определенный перекос внутри ЕС — прим. ТАСС)?
— С момента прихода к власти нашего правительства мы работаем над тем, чтобы радикально поменять метод управления миграционными потоками в Европу. И мы не удовлетворимся небольшими сиюминутными изменениями. Напротив, мы будем идти до конца, пока ЕС не начнет действовать непосредственно в Африке. Наша цель — добиться помощи народам этих стран, чтобы они не бежали куда глаза глядят.
— Проблема миграции будет в повестке дня международной конференции по Ливии, которая пройдет 12–13 ноября в Палермо на Сицилии?
— По поводу Ливии, надеюсь, что все страны, которых так или иначе касается ситуация в этой стране, проявят достаточно мудрости и прозорливости, чтобы отказаться от собственных закулисных игр и сесть за стол переговоров с настроем на настоящее взаимодействие и сотрудничество. Урегулирование положения и стабилизация на долгосрочную перспективу, уверен, в интересах всех сторон, главным образом самих ливийцев.
— Ваше коалиционное правительство с "Движением "5 звезд" подвергается критике как со стороны оппонентов в Италии, так и представителей ЕС за проводимую политику (миграционную и экономическую). Звучали даже угрожающие предупреждения, что Италия может представлять риск всей Европе. Ваше правительство ощущает это давление? И почему Италия не представляет никакой угрозы Европе?
— Я убежден, что большая часть той апокалиптической критики, которая льется ежедневно на наше правительство, не соответствует реальному состоянию вещей и той реальности, в которой живут наши граждане. Иначе как можно объяснить, что все опросы общественного мнения выявляют поддержку нашего правительства на уровне 60%?
Меня эта реакция не удивляет: после многих лет управления марионетками сейчас они вынуждены иметь дело с двумя политическими движениями, которых нечем шантажировать и которые никому ничего не должны, за исключением защиты интересов собственного народа.
— Вы постоянно подчеркиваете необходимость борьбы с терроризмом, важную роль России в международном сотрудничестве в этой сфере. Сейчас вы возглавляете МВД и обладаете полной информацией. До сих пор в Италии, в отличие от соседних европейских стран, к счастью, не было терактов. Чем это объясняется и каковы террористические риски на Апеннинах?
— Риск всегда остается высоким, главным образом из-за непредвиденности исламской террористической угрозы. Этот феномен отличается тем, что с ним нельзя бороться как с организацией со своей иерархией — как мафия, например, — просто потому, что такая организованная сеть зачастую отсутствует. В связи с этим еще раз выражаю благодарность всем сотрудникам разных служб безопасности, которые работают ежедневно, чтобы не допустить совершения теракта в Италии.
Наша сила по сравнению с другими европейскими службами, полагаю, в том, что мы накопили большой опыт в годы деятельности "Красных бригад" (левая вооруженная ячейка, ответственная за развязывание внутреннего терроризма в 1970–80-х годах — прим. ТАСС). Разумеется, это совсем иная угроза, но полагаю, что после "свинцовых лет" мы научились тому, что нельзя недооценивать даже малейшего сигнала опасности, и это позволяет нам вовремя и ювелирно реагировать на первые симптомы радикализации, предваряя фазу подготовки теракта на нашей территории.
— Вы являетесь сейчас самым популярным политиком Италии. Рейтинг популярности вашей партии "Лига" достигает 35% (это вдвое больше, чем на выборах в парламент 4 марта). И тем не менее СМИ, в том числе иностранные, прочат недолгую жизнь коалиционному правительству, утверждая, что у вашей "Лиги" с "Движением "5 звезд" имеются разногласия. Как на самом деле складываются отношения внутри правящей коалиции? И какие отношения с вашими бывшими союзниками — в том числе с Сильвио Берлускони? Возможен ли ваш союз в будущем?
— Нынешнее правительство — это результат воли избирателей, которые высказались за изменение политики нашей страны. Две политические силы, которые сегодня составляют кабинет, выступали с разными предвыборными программами, но нам удалось сконцентрировать в общей программе задачи, выполнение которых требует не год, а пять лет. "Лига" при этом остается правоцентристской силой, верной коалиции, с которой успешно управляем многими муниципальными и региональными администрациями. В составе этой же коалиции ("Вперед, Италия" Сильвио Берлускони и "Братья Италии" Джорджи Мелони, сейчас обе партии находятся в оппозиции — прим. ТАСС) мы рассчитываем участвовать в будущих административных выборах.
— На будущих выборах в Европарламент вы предлагаете проект "Лиги лиг", недавно вы встречались с лидером "Национального объединения" (бывший "Национальный фронт" — прим. ТАСС) Марин Ле Пен. Каковы ваши прогнозы ситуации в ЕС после мая 2019 года?
— Грядущие европейские выборы станут началом эпохальных изменений для будущего Европы. Наши оппоненты говорят о наступающей катастрофе, но это касается только их личных интересов. Для европейских же народов представится беспрецедентная возможность создать новый союз, который будет в первую очередь союзом суверенных территорий, основанный на принципах демократии, а не на интересах меньшинства финансовых спекулянтов, как до сих пор.
Беседовала Вера Щербакова