29 января 2019, 09:00
Интервью
"Кинотавр" - 2018

Режиссер Григорий Константинопольский: в "Русском бесе" я не хотел никого шокировать

Григорий Константинопольский. Вячеслав Прокофьев/ ТАСС
Григорий Константинопольский
Режиссер о господдержке, работах коллег и эпохе продюсеров

Режиссеру Григорию Константипольскому — остроумному и экстравагантному хулигану российского кино — 29 января исполняется 55 лет. А 31 января на экраны выйдет его первый за много лет  полнометражный фильм "Русский бес". В конце 1990-х дебютную картину Григория Константинопольского  "8 с половиной долларов", ироничную пародию на рекламу тех лет и бандитские разборки с молодыми Иваном Охлобыстиным и Федором Бондарчуком в главных ролях, смотрела вся "продвинутая" молодежь и с вдохновлением цитировала. В 2011 году отреставрированные и обновленные "8 с половиной долларов" выходили в российский прокат. 

Константинопольский известен и как один из первых в России клипмейкеров, он снял более 300 клипов, к примеру, на песни "Мал-помалу" Аллы Пугачевой и "Однажды мир прогнется под нас" группы "Машина времени".  "Кошечка" с Михаилом Ефремовым в образе постаревшей и никому не нужной балерины, комедийный сериал "Пьяная фирма" с ним же — это тоже Константинопольский. Его большой фильм ждали семь лет, и вот "Русский бес" готов к прокату. По странному и абсурдному кино режиссера явно скучали: на "Кинотавре-2018", где в итоге фильм получил приз за режиссуру, показ картины прошел при переполненном зале. 

Действие картины происходит в Москве. Наши дни. Главный герой  Святослав (Иван Макаревич) молод, амбициозен и вроде бы влюблен. Он строит планы, хочет открыть свой ресторан, чтобы соответствовать невесте (Любовь Аксенова). Но все идет не совсем так, как задумано. На пути к "успеху" он встречает самых разных персонажей: отца невесты (Виталий Кищенко) и ее любвиобильную мать (Виктория Исакова), сыплющего анекдотами священника (Александр Стриженов), вымогающую взятки чиновницу (Юлия Ауг), следователя с двойным дном (Тимофей Трибунцев), сердобольную незнакомку (Ксения Раппопорт). Ко всем прочим проблемам в жизни главного героя появляется таинственный враг (Григорий Константинопольский). 

В интервью ТАСС Константинопольский рассказал, сколько лет ждет госфинансирования своих проектов, кого же он все-таки играет в "Русском бесе", кто придумал фразу "Где мой йогурт?", и поразмышлял о том, что такое "уровень бодрости" коллег и невезение. 

— Григорий, спасибо за фильм. На мой взгляд, он отличный, мы его очень ждали. Когда "Русский бес" показывали на "Кинотавре-2018", наблюдала за реакцией актеров и кинокритиков, выходящих из зала. По сути было всего две реакции. У кого-то — полный восторг, у кого-то — полное отторжение. Вы какую цель преследовали — шокировать зрителя или поделиться своими мыслями?

— Конечно, второе. Зачем шокировать? Я в молодости уже нашокировался разными своими работами. Сейчас таких намерений не было. Просто хотелось поделиться мыслями, рассказать историю. 

— Я восприняла ваш фильм как фантасмагорию. А вы сами как бы определили жанр? Что это? 

Скорее притча. Фантастический реализм. 

— На церемонии закрытия, получая приз за лучшую режиссуру, вы сказали следующее: "Тронут. Не ожидал. Вы лучшие". Действительно не ожидали? 

— Не ожидал. Думал, что мне совсем ничего не дадут. 

— Почему? 

— Почему? В силу разных обстоятельств.

— Понятно, что присуждение призов на любом фестивале всегда очень субъективно, оно зависит от того, кто в жюри. Вы сомневались в дружелюбности жюри или считали, что ваш фильм просто не формат "Кинотавра"? 

— Дело не только в жюри. Откровенно говоря, я был уверен, что главный приз или приз за режиссуру получит фильм "Ван Гоги" Сергея Ливнева (в картине снимались Даниэль Ольбрыхский и Алексей Серебряков. В центре сюжета непростые отношения не очень удачливого сына-художника и авторитарного отца-дирижера, у которого обнаруживают смертельную болезнь, -— прим.ТАСС).  А он ничего не получил. Только за музыку. И то я это решение жюри не понял, из серии "каждой сестре по серьге". На мой взгляд, музыка — не самая сильная сторона фильма. 

— Как минимум, актерам, наверное, стоило дать. 

— Фильм очень крепкий. Он меня поразил. Знаю Сергея 30 лет, в последний раз он снимал 25 или 27 лет назад, в основном продюсировал. Не ожидал такого уровня бодрости. Но это кино для взрослых людей. Младшему герою — 53, старшему  79. Их проблемы трогают только людей с печальным жизненным опытом. Угасание близких. Родных. Молодым свойственно остро страдать, но быстро забывать. А когда тебе за 50, ты ощущаешь боль, которая не проходит. 

— Абсолютно с вами согласна. Фильм невероятный. Когда мы обсуждали "Ван Гогов" с коллегами-кинокритиками до 30, они отмахивались и не понимали, что меня зацепило. Но давайте все-таки про ваш фильм... 

— Про "Ван Гогов" так мало говорили, что мы просто восстанавливаем справедливость. А ваши коллеги до 30 лет слишком самонадеянны и беспечны, считая, что потери их никогда не коснутся. 

— Да нет, мне кажется, им просто пока фильм не близок и все. У них другое в голове. 

— А не важно, что в голове. Важно, что в сердце. 

— Наверное. Но давайте вернемся все-таки к вашему фильму. Молодой современный зритель, по идее, должен понять проблемы главного героя, которого играет Иван Макаревич. Как думаете, молодежь пойдет на фильм? Какой видите свою публику?  

 Не знаю. Думаю, пойдут те, кому делать нечего и кто просто решит сходить в кино (смеется). Кто решит культурно отдохнуть. 

— Мне кажется, ваша публика — это не зрители "Движения вверх" или фильма "Лед". Случайные люди вряд ли на вашу картину попадут. Пойдут те, кто смотрел ваши "8 с половиной долларов", "Кошечку", "Пьяную фирму". В общем, поклонники Константинопольского. 

 Их не так много. По крайней мере, по сравнению со зрителями "Движения вверх" и "Льда". Мои зрители разные.

Буду просто рад, если люди придут и посмотрят мой фильм. И он их тронет

А какой у них возраст, развиты они интеллектуально или нет, мне все равно. Кино — это не про интеллект, это про сердце. 

— Есть фраза в фильме, которая нам всем очень понравилась вне зависимости от интеллекта и возраста. Герой Макаревича в любой не слишком комфортной для него ситуации говорит: "Пройдусь". Как думаете, уйдет эта фраза в народ? Фраза ваша? 

— Да, там текст весь мой. Не уверен, что эта фраза станет хитом, честно говоря. 

— Хитом, имеется в виду, конечно, не как реплики из "Иронии судьбы", но в определенных кругах. Мне кажется, должна фраза "зайти".

— Мне хотелось взять какую-нибудь фразу, которая бы стала, условно, лейтмотивом. Ваня еще хорошо ее отыгрывает: "Пройдусь". Но вы же знаете, что "Русский бес" по сюжету в определенном смысле перевертыш "Американского психопата"?  Там у героя была еще более шикарная фраза. В любой непонятной ситуации, когда на него наезжали и он не знал, что ответить, сурово глядел в глаза собеседнику и говорил: "Я ухожу. Мне надо сдать видеокассеты". 

— И  "Пройдусь" хорошо. Вы в фильме тоже играете, причем роль ключевая и смыслообразующая. Не будем спойлерить, ваш персонаж всюду обозначен как некий "черный человек".

— Это именно для того, чтобы не делать спойлер, да, конечно. 

— Сформулируем так: вы играете человека (или не человека), который вершит судьбы. Закладывали ли вы такую мысль, что вот вы в фильме играете "черного человека", а в жизни вы — Григорий Константинопольский, демиург, режиссер, который в своих картинах тоже вершит судьбы, творит добро и зло? 

— Видимо, я блестящий артист, раз вы сделали подобный вывод (смеется). Не было намерений делать такой фокус: а вот теперь из коробки вылезает сам режиссер. Это персонаж. Видимо, я его просто отлично сыграл. Ну и потом — такие мысли могли возникнуть именно у публики "Кинотавра". Это же тусовка, меня все там знают. А обычные люди вряд ли будут даже думать об этом. 

— Безусловно, зрители "Кинотавра" отличаются от тех, кто будет смотреть фильм в прокате. 

— Еще как. 

— Естественно. Хотя я заметила, что если фильм хорошо принимают на "Кинотавре", даже если он сложный, глубокий и не попсовый, потом и массовый зритель охотно идет на такие картины. Сейчас все отчитываются по итогам прошлого года  голы, очки, секунды, кассовые сборы. А для вас какой показатель нужен, чтобы сказать: "Я молодец, прокат моего фильма удался"?

Для меня важно, чтобы фильм хотя бы в принципе вышел в прокат. Уже ура. Чтобы его увидели люди. Если его еще покажут на телевидении — совсем прекрасно

— Насчет сборов мы уже окупились. Фильм еще не вышел в прокат, а деньги, которые мы потратили на производство, уже к нам вернулись. 

— За счет чего? 

— Прокатчик купил у нас картину за те деньги, которые мы потратили на ее производство. Деньги, правда, были небольшие. А если будет еще телевидение, интернет, прокат, мы вообще заработаем прекрасно. 

— Думаете, на телевидение фильм может попасть? Там же сцены не совсем для прайм-тайма. 

 Конечно, в прайм-тайм никто и не поставит. Фильм жестковат. "18+". Поставят позже. Если будет "сарафан" хороший, люди все равно посмотрят. Можно было бы для продвижения организовать какой-нибудь скандал, но я не любитель скандалов. Хотя это прекрасный двигатель рекламы. 

— Да, сейчас некоторые специально дерутся или рассказывают о личном, двигатель действительно прекрасный. 

 Я такое просто не люблю. Мне не нравится, когда люди ругаются. Любой вопрос решается путем переговоров. Мирно, быстро, легко. Но есть люди, которые не приемлют мнение других людей. Как раз мой фильм и об этом. О том, что существует только одно мнение, а все остальные — враги. 

— Если говорить про друзей и врагов. Получая приз за режиссуру, вы говорили про Кирилла Серебренникова и дело "Седьмой студии". Собственно, об этом говорили почти все на "Кинотавре". Это ваша личная позиция или просто поддались всеобщему настроению? 

 Это, скорее, мой долг. Кирилл — наш товарищ, он из нашего цеха. Зная, как он трудился, работал, сколько всего сделал, уверен, что обвинения несправедливы. Внимательно слежу за тем, что пишут про это дело. Представляете, выдернуть человека на полтора года из творческой жизни? К сожалению, сам имею подобный горький опыт. Я не снимал десять лет. Голова просто превращается в мочало, сердце превращается в мочало, когда ты не работаешь. Мытарство, вот как раньше это называлось. Мытарство. 

— Но все-таки вы периодически снимали, просто проекты не выходили, ложились на полку. 

— Да. Если 1990-е — это дикий Запад, то 2000-е — это дикий Запад наших продюсеров, которые решили, что кино делают они, а не режиссеры. Но надо иметь мозги, чтобы понимать: есть продюсерское кино, те же "Движение вверх" и "Лед", а есть авторское, режиссерское кино. Они берут автора и пытаются с ним сделать продюсерское кино. Это же как минимум глупо.

— Очень давно хотела спросить про фильм "8 с половиной долларов", а конкретно про неоднократно повторявшуюся фразу героя Ивана Охлобыстина "Где мой йогурт?" Эта реплика уж точно ушла в народ, и ее много лет вставляли при каждом удобном случае. Как она появилась? 

— Мне кажется, это Охлобыстин придумал.

—  Да? Не ваша?

—  Моих фраз там много смешных, но про йогурт, кажется, придумал Ваня. У него парадоксальное мышление. Было, по крайней мере, давно с ним не общался. Когда мне надо было что-нибудь из него вытащить, я говорил: "Так, мне быстро нужна глупая  шутка на такую-то тему". И он раз, и что-то выдумывал. 

— Когда я брала интервью у Авдотьи Смирновой, которая в фильме "8 с половиной долларов" заявлена как соавтор сценария, спросила про эту картину. Она ответила, что нет-нет, этот фильм абсолютно Гришин, ее участие было минимальным. Нет мыслей еще поработать с Авдотьей Смирновой? 

— Нет, мы сейчас практически не общаемся. 

— А что по поводу Михаила Ефремова? Все помнят и его  "бешеную балерину" в "Кошечке", и главную роль в "Пьяной фирме". Не хотели бы сделать для него еще какой-нибудь проект? 

—  Послушайте, будет время, будут деньги -— будет и проект. Мыслей много, возможностей нет. Появятся возможности, может быть, что-нибудь и сделаю. 

— С чем связан такой пессимизм? 

— Пессимизм? 

— Да.

Частных денег сейчас практически нет в кино. Они на 99% все государственные

— В первый раз я подал свой проект на господдержку знаете в каком году? В 1990-м. Мне отказало Госкино, тогда еще Советский Союз был. И с тех пор ни разу меня никто не поддержал. Ни Фонд кино, ни Минкультуры. 

— То есть вы участвуете в питчингах и вам отказывают? 

— Да, каждый раз. 

— Понимаете, почему? Или просто не везет? 

— Не везет? (Смеется). Слушайте, ну вы меня смешите. Если я не получаю финансовую поддержку 30 лет, наверное, в этом есть какая-то уже система, правда?

— Правда. Когда не везет 30 лет — безусловно. Но сейчас есть же площадки в интернете, где собирают деньги на фильмы. Вы на "Русский бес" часть денег именно там собрали. 

— Это очень тяжело. Очень. Мы собрали 1,5 миллиона рублей. Это смешно. В кино частные деньги вкладывает 1% продюсеров. 

— Успех вашей "Пьяной фирмы" был невероятный. Сейчас новый тренд, сериалы появляются действительно очень достойные. Все обсуждают и "Домашний арест", и "Год культуры", и "Звоните ДиКаприо", и "Обычную женщину". Нет мыслей уйти на телевидение и снимать телесериалы? 

— Я не против сериальных историй. Только "за".

—  А кстати, музыкальный проект в итоге получится? Николай Фоменко говорил, что вы будете снимать фильм про бит-квартет "Секрет", которому в 2018 году исполнилось 35 лет. Срослось? 

 Тоже нет. Не срослось. Там возникли временные проблемы с бюджетом, пока они их решали, я ушел на другой проект. А кто сейчас этим занимается, не знаю. 

—  Понимаю, что в этой ситуации странно спрашивать про планы, но все-таки спрошу. Задумки есть? 

 Про задумки могу вам рассказать анекдот. 

— Давайте. 

— Про льва. В зоопарке сидит лев. Рядом табличка: "Африканский лев. Съедает 25 килограмм мяса в день". Мальчик подходит к служителю и говорит: "Неужели он действительно съест 25 килограмм мяса в день?!" Служитель смеется и говорит: "Съесть-то он, может, и съест, но кто же ему даст?"

Беседовала Наталья Баринова