Певец, композитор, автор песен, а с недавнего времени еще и блогер Юрий Лоза 1 февраля отмечает 65-летие, однако сам музыкант не придает этой дате особого значения.
В последние три года каждая реплика Лозы, попадая в СМИ, тиражируется в невероятном масштабе. В социальной сети Facebook на него подписаны около 54 тысяч человек, для которых он ежедневно выкладывает посты: видеоклипы, песни и комментарии на злобу дня, которые, опять же, подхватывает пресса. В интервью ТАСС автор песен "Плот" и "Пой, моя гитара!" рассказал о своем отношении к такой популярности, о реальном значении своих слов, а также поделился, почему не заинтересован в создании новых хитов.
— Юрий Эдуардович, как относитесь к дням рождения и круглым датам в частности?
— Я искренне считаю, что после 50 все эти юбилеи надо сворачивать. Когда у вас жизнь идет по нарастающей, планов громадье и вы собираетесь чего-то достигать, то, конечно, каждая веха значима, она стоит того, чтобы ее отмечать. Скажем, в моем случае уже написаны песни, я объехал всю страну, сына родил, дом построил, дерево посадил. Глобальных задач уже не осталось. И в 50 лет я дал пафосный концерт, записал его и решил с этого момента ничего активно не отмечать.
— В любом случае это повод для повышенного внимания и прессы, и поклонников. Неужели не услышим какого-то релиза к дате?
— Но у меня нет никаких громких релизов. Я не затеваю никаких больших дел. Когда мы подгоняем события под даты, получается неестественно. Например, раньше запускали космические корабли под даты. Сейчас многие говорят, что это неправильно, это гонка, а корабль должен лететь тогда, когда готов к полету. Воевать нельзя по датам, чтобы ко дню рождения вождя взять город. Есть стратегия, тактика. Может, лучше переждать — он через две недели сам сдастся.
— Недавно вы пожаловались подписчикам на "Фейсбуке", что весь день были в дороге и ничего не написали. А вообще, как часто пишете?
— Я взял для себя определенную периодичность выкладывания в сети своих постов: один раз в день я что-нибудь пишу на разные темы — от абстрактной до самой животрепещущей. Больше не надо, иначе интернет затянет. Соответственно, я иногда сообщаю ребятам, которые привыкли раз в день что-то от меня получать: "Сегодня ничего не написал". И выкладываю что-нибудь другое. К счастью, у меня большое количество контента, который я могу выкладывать: песни, стихи, "пирожки-порошки", у меня есть книга, фрагменты которой можно публиковать.
— Я думала, что вы это писали о песнях…
— Тут вот в чем дело. Я когда-то давно спросил своих подписчиков: "Ребята, вот если я сейчас начну выкладывать новые песни, вы будете платить хотя бы что-нибудь за скачивание — три копейки, пять?" Все в один голос говорят: "Нет, мы привыкли все получать даром, нас интернет к этому приучил". А я ведь автор, композитор, аранжировщик, мне надо не только написать, но и сыграть, и спеть, пригласить музыкантов. А они тоже хотят кормить свои семьи. Поэтому мне сама запись обходится в определенные деньги.
А я сочиняю, когда мне хочется, когда есть настроение для этого. К счастью, сейчас, получая пенсию, я имею возможность работать тогда, когда у меня к этому есть расположение, а не тогда, когда хочется кушать.
— И как выглядит такое расположение?
— Всего в мире насчитывается порядка 30 сюжетов, на которые можно написать песню, а остальное — вариации. Если вы написали пять песен про несчастливую любовь, то будьте уверены, что шестая получится повторением пройденного. Еще сложнее с темой счастливой любви. Сколько песен вы можете написать о счастливой любви? Дай бог, одну, потому что там писать не о чем. Ура! Счастье!
Еще один пример, почему приходится делать "для себя". Если я выкладываю в своих социальных сетях какую-то "шутку юмора", "ржаку", она набирает тысячу "лайков". Если выкладываю хорошую песню, она набирает 20 "лайков". Люди перестали слушать песни. А еще достаточно посмотреть, что крутится сегодня по музыкальным каналам…
— Может, там тоже кризис идей?
— Нет, просто людей приучили, что рэп — это песня, музыка.
Если мы потихонечку отучаем наше население слушать песни, не рассказываем, что музыка имеет мелодию, гармонию, а вместо этого приучаем их стучать палкой по пустому бревну и кричать что-нибудь нецензурное, то со временем все начнут стучать палкой по пустому бревну и орать что-то нецензурное. Общество ведомо.
— Кем?
— Вожаками. Если вы будете людям постоянно говорить, что престижно ходить на такие-то концерты, а такую-то музыку слушать не надо, то люди, конечно, будут сориентированы. Вот Иван Ургант выходит и говорит, что песня Лозы "Плот" — отстой. Я прихожу на телепередачу, сидят три девушки, собираются меня интервьюировать, и они знают обо мне только то, что над моей песней ржал Ургант. И им совершенно не интересно, что песня "Плот" является единственной написанной в России песней, которую американцы поют на английском языке, что я — единственный композитор, которого поют в Америке.
— Вы упомянули нецензурщину и битье палкой по пустому бревну. В последнее время как-то часто стала звучать тема худсоветов. Сначала Михаил Боярский сказал, что нужны такие структуры. Затем Дима Билан предложил бороться со вседозволенностью. Как вы оцениваете такие методы? Вернемся к цензуре или не страшно?
— Я оцениваю не методы, я оцениваю высказывания. Есть такие высказывания, как "Ребята, давайте жить дружно", "Вся власть Советам", "Земля — крестьянам". Замечательные лозунги! Но только как вы их будете реализовывать? Здесь в первую очередь надо понять, кто будет сидеть в этих худсоветах? Раньше они были организованы партией, идеологическим отделом. Сейчас мы таких структур не имеем, поэтому говорить о худсоветах смешно.
— И как быть?
— Мы можем сделать совершенно конкретные шаги, и я давно их предлагал. Если можем, скажем, ограничить продажу алкоголя детям и подросткам, считая, что алкоголь разрушает их здоровье, то почему бы нам не поступить также с культурой?
У нас существуют законы, которые мы можем применить в данном случае. Если человек употребляет в своих концертах ненормативную лексику, пусть делает это в специально отведенном месте. У нас же есть гей-клубы. Пусть тогда и для мата будет определенное место, и возраст посетителей должен быть ограничен, потому что это влияет на их нравственное здоровье. Мы не можем запретить людям петь или слушать, но ограничить их влияние на окружающих можем. Мы же ставим отдельную курительную комнату в аэропорту, чтобы к остальным не попадал дым. Мы не должны прятаться от матершинников, если нас раздражает мат. Это они должны прятаться от нас.
Плюс к этому, наша медийная система должна подключиться к формированию вкусов. Если раньше декларировалось, что мы будем искусством поднимать наших зрителей и слушателей, и наша медийная система этим занималась, приучая к хорошей поэзии, хорошему кино, хорошей живописи, то сейчас она движется в обратном направлении. Последние 10–20 лет она движется навстречу низменным вкусам потребителей.
— Сейчас внимание приковано к "Евровидению". Уже прошла информация, что телеканал "Россия" всерьез рассматривает возможность повторно отправить Сергея Лазарева, а в качестве продюсера вновь пригласить Филиппа Киркорова. Как вам такая идея?
— Скажите, почему я должен обсуждать чей-то междусобойчик? Никто не спросил ни одного жителя России, кого бы он хотел видеть своим представителем. Никто не спросил ни одного жителя России, что он хотел бы там услышать. Никто никого ни о чем не спрашивает. Ну вот собрался какой-то конгресс проктологов, и они выбрали от своего конгресса представителя на конференцию в Мозамбик. Зачем меня спрашивать, как я отношусь к этому проктологу, который поедет в Мозамбик?
Чужая страна, чужая культура, чужой английский междусобойчик. Ни один из наших представителей не представлял Россию ни разу. Ни Билан, ни Лазарев не представляли Россию.
— А "Бурановские бабушки"?
— Ну, "Бурановские бабушки", конечно, наши, тем более с гимном Удмуртии "Party For Everybody".
И вновь выйдет какой-то товарищ, у которого ничего русского, кроме фамилии, нет. Сейчас купят у американцев песню. Для чего это делается — мы прекрасно знаем. Песню купят официально по бумагам за миллион, а композитор — якобы иностранный — Леня Гуткин получит за нее сто тысяч. Остальное пойдет на распил. Номер будут ставить французы, одежду пошьют швейцарцы, текст напишут израильтяне. Ничего общего с культурой здесь нет, и никакого представления России нет.
— На самом деле у "Евровидения" ведь предусмотрена процедура выбора представителя страны телеголосованием. Но в нашей стране это просто непопулярно, каналы могут терпеть убытки на таком шоу.
— Там дело вот в чем.
Смотрите, французская певица Патрисия Каас приехала на "Евровидение", чтобы представлять французскую культуру. Спела песню на французском языке, заняла восьмое место и поехала в европейское турне. Дима Билан приехал, спел на английском языке, победил в конкурсе и поехал на гастроли в Сыктывкар. Потому что его никто не пустил в европейские звезды, не говоря уже о мировых. Смысла в победе нет никакого.
Или вы думаете, что смысл победы в том, чтобы привезти конкурс к себе? У нас Малахов с Водяновой пытались шутить на английском языке, и 20 тысяч наших соплеменников смотрели на всю эту вакханалию и думали: "К чему это все? Мы на этот конкурс не привезли ни одной своей гайки. Мы всю технику закупили там, специалистов пригласили из Европы. Я не могу представить, что какой-то форум в Китае будут обслуживать европейцы. Для китайцев это будет вопросом престижа. А у нас не нашлось даже русского языка, чтобы провести шоу. Что это за победа, когда тебе запрещают говорить на своем языке? Я считаю, что это унижение страны.
— Справедливости ради надо сказать, что ведущие "Евровидения" во всех странах говорят на английском. Это универсальный язык общения.
— А раньше было не так. Если вы заглянете в устав этого конкурса, то, когда он только создавался, правом победителя было знакомство соседей со своей родной культурой. Как можно рассказывать о России на каком-то другом языке?
И еще. Скажите, для венгерской девочки, которая смотрит "Евровидение", есть разница, с какого языка ей перевели на венгерский — с русского или с английского? Она одинаково не знает ни тот ни другой.
— За вами прочно закрепилась репутация критика коллег по сцене. The Beatles, Led Zeppelin, Rolling Stones, Земфире от вас "прилетало". А спросить вас хочется о кумирах. На кого ориентировались в начале карьеры? Кого слушаете сейчас?
— Когда вы говорите такую фразу, вы сочиняете ее на ходу. Я ни разу не сказал плохого слова о The Beatles. Я не критиковал их ни разу в жизни. The Beatles были одними из моих первых кумиров. Первой песней, которую я спел на английском, была Girl.
Опять же, меня спрашивают, кого я сегодня слушаю, а кого — нет. Если я не слушаю сегодня какую-то группу, это не значит, что эта группа плохая. Просто у меня изменились вкусы. В любом случае, мое мнение — это только мое мнение.
И The Beatles, и Led Zeppelin — это все люди, на которых я учился, рос. Я переслушал в свое время огромное количество музыки. Просто профессионалы слушают другими ушами. Гример смотрит "Песню года" и видит, где плохо наложен тон. А я не могу ничего с собой сделать — я всегда слышу уровень баса или количество реверберации, потому что просидел на студии за пультом более тысячи часов.
Каждая эпоха выдавала своих кумиров, и иногда они были в творческом и профессиональном плане ниже своей известности.
Например, Джона Леннона спросили: "Вы же не станете утверждать, что Ринго Старр — лучший барабанщик в мире?" Он ответил: "Ринго Старр даже не лучший барабанщик в The Beatles". То есть нормальные люди нормально все это оценивают и понимают, что популярность на них свалилась. Некоторые потом начали подтягиваться к этой популярности, например, тот же Маккартни 63 года и 83-го — это совершенно разные музыканты по уровню.
— Как миритесь с тем, что вырывают ваши фразы из контекста?
— В последнее время я перестал обращать на это внимание. У меня однажды взяли интервью по поводу предыдущих "Евровидений", спросили, стоит ли послать Панайотова? Я ответил: "Почему нет? Хороший парень, голосовые данные замечательные, фактурный. Ему только надо написать соответствующую песню. Не кавер, а песню, которая бы ассоциировалась только с ним". На следующий день читаю во всех заголовках: "Лоза обругал Панайотова". Я звоню и спрашиваю: "В нашем интервью есть хоть одно ругательное слово?" Мне отвечают, что нет. "А почему тогда выдали в таком виде?" — спрашиваю. "А у нас один человек берет интервью, а другой пишет к нему заголовок. Заголовок должен бросаться в глаза. Вы же Лоза, вас ассоциируют определенным образом, вы же критик-ругатель", — отвечают мне. А потом я получаю сотню сообщений от поклонников Панайотова с негативом в мой адрес.
— А судиться?
— Со СМИ? Зачем? Они только рады этому будут, потому что это все — привлечение внимания. Они потому и провоцируют скандал.
Простой пример — история с Гагариным. Я приехал давать интервью на "Звезду", мы говорили под камерами целый час. Один из вопросов звучал так: "Кого из людей прошлого века, проживавших на территории Советского Союза, вы бы поставили на первое место?" Я ответил, что, конечно же, Гагарина, потому что все правители и прочие "большие" люди были одними из, а Гагарин был первым человеком мира, он вышел за рамки советского. Но только, говорю, не надо сравнивать Гагарина с сегодняшними космонавтами — они там в бадминтон играют, живут по полгода, а Гагарин в ракете просто лежал. И журналисты взяли фразу "Гагарин в ракете просто лежал" и дают ее как заголовок.
Звоню на "Звезду". Они говорят, что дали такой анонс передачи. А когда пойдет сама передача? Вряд ли уже пойдет в эфир, мы не будем ее монтировать, нам скандала достаточно.
— Но вы ведь позиционируете себя как блогер — это написано даже на главной странице вашего сайта. Наверное, такая шумиха, повышенное внимание вам на руку?
— Любая шумиха, любая популярность должна быть определенным образом окрашена. Если тебя считают главным придурком, не думаю, что это хорошая популярность для любого человека. И я бы не хотел иметь такой статус к своему юбилею. И не хотел бы, чтобы мои фразы снова выдергивали из контекста.
Беседовала Анастасия Силкина